Проф. образование как фактор развития личности.
Образование - составная часть и одновременно продукт социализации. Цель образования – внести желательные изменения в опят, понимание (образ мышления) и поведения (образ жизни) обучающихся. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Развитие личности происходит в процессе непрерывного образования.(дошкольное, общее, профиссиональное, последипломное). Цель непрерывного образования - становление и развитие личности в периоды как ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. На сегодняшний день образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное совокупное личностно развивающее. Основанием для такого предположения служат следующие тенденции развития современного образования.
Тенденции развития современного образования:
1. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных образовательных учреждений, объединяющих гимназию, колледж, университет.
2. В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их применение существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования, значительно, расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.
3. Происходит переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению. Эти формы обучения предпологают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.
4. Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса.
5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному совокупно-интегрированному образованию, предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению – действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях.
Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обусловливают принципы его реформирования.
Основные принципы развития образования: - смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обуславливает принципиально новую организацию,содерж. Образования и техн.обучения;- целью образования провозглашается формирование компетентностей, компетенции и социально значимых качеств обучаемого как личности, способностей к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации;- дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации;- обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование. Ядром реализации этого принципа провозглашается развив. Личность обучаемого,которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения;- адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным, личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения.
В материалах по проблемам модернизации образования определены следующие Приоритеты образования:-развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метопрофессиональные качества обучаемых. - формирование межкультурной компетенции, которое должно стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости;
Обеспечение непрерывного образования в течение всей жизни человека путем формирования познавательных компетенций;- воспитание социальной компетенции – развитие способности к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться, работать в группе, команде, коллективе и др. ;- инициирование самоактуализации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.
Обучение как процесс осуществляется в обучении и учении, которые образуют единство. Обучение – это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы и др. Реализуется обучение в педагогической деятельности учителя,преподавателя,мастера производственного обучения, инструктора. Способность обучаемого к присвоение социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения – обученностью.
Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам человека, которые должны быть сформированы при изучении данного учебного предмета. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения. Второй состовляющей результата образования является образованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт.
Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Существует две трактовки образования:
Образование как передача и освоение социокультурного опыта, реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достижение эталонных результатов обучения, осуществляемых на основе специально переработанного содержания и критериального контроля;
Образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обеспечивающих формирование и развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, оценка которых осуществляется на основе критериального мониторинга.
В настоящее время в теории и практике представлены три парадигмы профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная.
В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – осуществляется как квазиисследовательская деятельность. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное – информационное обеспечение личности, а не ее развитие.
Деятельностно-ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начального профессионального образования- это целевая установка данной парадигмы образования. И когнитивно- и деятельностно-ориентированное образование направлены на достижение качества образования, понимаемое как обученность и социально-профессиональная подготовленность.
Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.
Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее время востребованы профессиональной школой. Их выбор определяется учебной профессией и специальностью, содержанием учебной дисциплины, профессионально обусловленным опытом педагога.
Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм- ключевые компоненты, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентированных на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты.
Внедрение в практику работы профессиональной школы инновационных подходов позволит существенно улучшить качество образования, повысить его экономическую эффективность, обеспечить социально-профессиональную защищенность личности.