Неосознаваемые педагогами проблемы, связанные с использованием наказания
Одна из проблем, связанных с использованием наказания ‑ подвергающийся наказанию часто привыкает к нему, а это значит, что интенсивность наказания должна возрастать. Как только ребёнок, который плохо себя ведёт, привыкает к наказанию, оно увеличивается, что опять приводит к новому привыканию и создаёт порочную атмосферу, в которой всё увеличивающееся наказание постоянно сосуществует с проблемами плохого поведения.
Наказание привлекает внимание к ученику и в действительности может действовать как подкрепление.Ученики иногда нарочно совершают поступки, которые ведут к наказанию, с тем, чтобы привлечь к себе внимание учителя, а чаще внимание своих одноклассников. Даже неодобрительные взгляды или замечания могут действовать как подкрепление, если ребёнок ищет способ привлечь к себе внимание учителя или одноклассников. Любая форма внимания к нежелательному поведению почти всегда действует как подкрепление, и оно вместо того, чтобы прекратиться, усиливается.
Характер взаимодействия учителя с отдельными учениками влияет на атмосферу в классе в целом. Негативные эмоции имеют свойство распространяться, действует «волновой эффект». Атмосфера конфликта вредна для обучения. Страх, связанный с угрозой наказания, тормозит познавательную активность. Психические силы ребёнка направлены не на познание и саморазвитие, а на самозащиту от возможного наказания.
Учитель не всегда отдаёт себе отчёт в используемых формах наказания. Неучитываемый эффект – увеличение интенсивности порицания, произносимого в присутствии других людей. Если не все ученики справились с работой, то похвала правильным результатам одних учеников, может быть воспринята другими как порицание неверным действиям. Возникает непредвиденное влияние успеха одного ученика на неудачу другого.
Сведения о неудачном выполнении, сопровождающиеся критическими замечаниями, удваивают наказание.
Наказание влияет на социальное научение.Действия, осуществляемые в школе, становятся моделью для социального научения ученика. Легализация наказания помогает ученикам отнестись к нему как к принятой форме социальных отношений. Ученики усваивают агрессивную модель поведения. Укрепляются отношения с позиции силы.
Поведение, за которым последовало наказание, вновь повторится там, где отсутствует тот, кто наказывал. Так формируется двойной стандарт поведения у ученика.
При обучении в классе для уменьшения нежелательного поведения учеников существуют более надёжные и эффективные методы, чем наказание. Наиболее эффективный способ изменить ситуацию – игнорировать нежелательное поведение. На начальном этапе применения игнорирования нежелательное поведение почти всегда возрастает. Возможно, это объясняется стремлением учеников усилением плохого поведения привлечь к себе внимание учителя. Учитель, вообразивший, что методика игнорирования сразу же даст желаемый эффект, будет обманут в своих ожиданиях и может решить, что метод не работает, хотя на самом деле поведение ученика как раз подтверждает действенность метода. Так называемое внезапное усиление реакции в конце концов прекратится, и нежелательное поведение постепенно начнёт затухать, но этот этап требует от учителя особого терпения. Если учитель обратит внимание на внезапное усиление реакции ученика, он тем самым подкрепит усиление его активности, и нежелательное поведение упрочится.
Бывает, что источником подкрепления являются одноклассники, тогда игнорирование учителем нежелательного поведения не даст должного эффекта. В таком случае лучшее, что можно сделать, ‑ это побудить одноклассников плохо ведущего себя ученика игнорировать его поведение. Одно из возможных средств такого отвлечения внимания – устроить небольшой перерыв в занятиях. Учитель может также совершить действия, нейтрализующие внимание класса к ученику. Привлечь внимание детей к интересной для них деятельности и поощрить их в занятии этой деятельностью. Тот же метод можно использовать и в отношении ученика, чьё поведение нуждается в изменении. Важно не пропустить момент, когда ученик начинает выполнять требуемые от него действия, и сразу же поощрить его в этом. Таким образом, одновременно работают два механизма: игнорируется нежелательное поведение и подкрепляется желательное.
В определённых обстоятельствах невозможно игнорировать нежелательное поведение учеников. Действия, срывающие работу других или угрожающие их безопасности, должны быть прекращены как можно быстрее. В подобных случаях можно использовать наказание, но использовать его следует с осторожностью. Необходимо учесть многие связанные с этим решением проблемы. Необходимо не только удалить ученика из класса или исключить его из какой-либо деятельности, но, как и в случае подкрепления, в этом наказании надо быть последовательным и объяснить, за что ученик наказывается, как долго продлится его наказание и при каких условиях возможно прощение.
Таким образом, основным преимуществом директивной модели педагогического влияния, предложенной бихевиористами, является разработка конкретных программ и рекомендаций педагогического управления.
Однако, многие теоретики образования считают, что в бихевиористской модели слишком большой акцент сделан на контроле поведения учеников. Эта модель не учитывает чувства собственного достоинства и собственной значимости ученика. Основными методами влияния являются внешний контроль и руководство, что не способствует формированию автономии и внутренней дисциплины у учеников. Также использование таких методов контроля как наказание приводит к негативным последствиям: росту у учеников агрессивности, тревожности, неуверенности в себе, распространению переживаний страха и опасности в школе.