Современные исследования речеязыковой способности
В настоящее время как продолжение теоретических дебатов Ж. Пиаже и Н. Хомского наибольшее внимание в изучении языка и речи отводится проблеме речеязыковых способностей. Это направление еще довольно молодо, но уже принесло интересные данные.
Так изучались речевые нарушения, передающиеся по наследству. Проводилось выявления специфических генов. Исследователи доказывали тезис, что генетический фактор оказывает большее влияние на лингвистические способности, чем средовый. В таком случае дети начинают позже говорить, испытывают трудности в артикулировании слов. Близкими к этому классу являются те исследования, которые связаны с функциональными нарушениями. К ним относится дизлексия, или «слепота на слова». При дизлексии люди, во многих отношениях нормальные и порой очень способные, испытывают большие трудности при чтении. У мальчиков дизлексия встречается чаще, чем у девочек. Итак, реализуемые психогенетикой подходы позволяют обнаружить влияние наследственных факторов при выполнении ряда лингвистических операций, но пока психогенетические исследования направлены на изучение достаточно частных сторон речеязыковых способностей, поэтому не могут служить бесспорным доказательством генетической обусловленности развития и функционирования языка и речи.
Одновременно имеется много экспериментальных исследований, выполненных в русле идеи о саморазвитии и спонтанности речеязыковых способностей. Одним из ярких свидетельств этого служит тот факт, что вокализуют и глухие от рождения младенцы: плачут, гулят, лепечут. У всех нормально развивающихся детей развитие языка проходит по единообразной схеме.
Однако эти и подобные им факты пока довольно разрознены и не всегда бесспорны, поэтому наука еще не готова с уверенностью ответить на вопрос, являются ли язык и речь врожденными или же приобретаемыми свойствами человека.
Функции языка и речи
Функции языка
Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное, как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения. Эффективный обмен мыслями возможен лишь между людьми, владеющими общим для них языком, точнее, идентичными структурами материального механизма речи. В самих звуках, произносимых человеком, нет мыслей, «но звуки, произносимые партнерами по диалогу, производят действие раздражителей нейрофизиологических структур их внутренней речи. И через них, надо полагать, происходит обмен мыслями». Язык принимает участие как система специальных знаков в осуществлении мыслительной деятельности. Человек, овладев языком, приобретает способность к логическому мышлению. Мысль внешне проявляется в звуках речи, жестах, знаках письменности. Благодаря этому, мысль одного человека становится доступной другому.
Функции речи
Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой. Первая функция – осуществление процесса общения между людьми (ее еще называют коммуникативной). Подвидом ее служит информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При сообщении человек может указывать другому на какой-либо предмет, явление или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях, речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной. Речь одного человека побуждает другого о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т.п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третью разновидность коммуникативной функции называют эмоцинально-выразительной. Успешность ее осуществления, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).
Вторая функция речи заключается в том, что последняя выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и пр. В связи с этим данную функцию называют сигнификативной, или семантической. Однако роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ней логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять функцию обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.
Виды речи
Внешняя и внутренняя речь
Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи, прежде всего, внешнюю и внутреннюю. Внешняя речьслужит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак – доступность восприятию через слуховой или зрительный канал других людей.
Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. Разворачивают (подобно внешней речи) внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.
Устная и письменная речь
В зависимости от того, употребляется ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную (обычно звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.
При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Получая мгновенную обратную связь, он может корректировать свою дальнейшую речь. В дополнение к собственно языковым средствам, человек может использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.
В зависимости от условий общения устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической речи. Речь, в которой принимают участи больше, чем два человека носит название диалога (полилога). В нем люди говорят попеременно. В повседневном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями участников, их репликами, замечаниями, одобрениями или возражениями. Поэтому говорят, что эта речь – поддерживающая, так как речь каждого участника диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. Если такой поддержки нет, то речь либо превращается в монолог, либо вовсе прекращается.
Иногда диалог организуется специально, чтобы выяснить определенный вопрос. Тогда он носит целенаправленный характер (например, ответ студента на вопрос преподавателя).
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем другие виды внешней речи; здесь не нужна предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда «с полуслова», понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – умение выслушивать собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.
Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие же только слушают. Монологическая речь в практике общения человека с высшим образованием занимает большое место и проявляется в самых разнообразных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и др. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателям.
Цель такой речи – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связанного изложения мыслей, и, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь связана с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, быть плавной, непрерывной.
Письменная речь обращена к отсутствующему человеку, который не видит и не слышит пишущего, и прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи.
Письменная речь, в отличие от устной, не имеет почти никаких дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как это бывает в устной речи. Она не предполагает знания ситуации адресатом, не может использовать жесты, мимику, интонацию, паузы. Можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Поэтому письменная речь должна быть особенно развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.
С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной, есть преимущество: написанное всегда можно перечитать, т.е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям. Поэтому в письменной речи не нужны излишне частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в разной языковой оболочке. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной, дает возможность тщательно работать над выражением мысли. Отсюда следует, что письменная речь занимает главенствующие позиции в процессе формирования общей речевой культуры человека.