Общая характеристика стиля поведения.
Слово ≪стиль≫ в наше время употребляется достаточно
часто и используется в таких сферах, как философия, литература,
биология, искусство и т. д. ≪Стиль≫ — в переводе с
греческого stylos — палочка, с помощью которой древние
греки делали записи на восковых дощечках. Понятие стиля с
самого начала было связано с инструментальной оснащенностью
человека. Стиль — это соединительное звено, мостик
между рукой (или психикой)
Исследованиям стиля в западной психологии положили
начало работы А. Адлера, который ввел понятие ≪стиль жизни
≫. Адлер писал: ≪Независимо от предрасположенности,
среды и событий, все психические силы целиком находятся
во власти соответствующей идеи, и все акты выражения чувства,
мысли, желания, действия, сновидения и психопатологические
феномены пронизаны единым жизненным планом
≫ (цит. по: [128. Р. 22]).То, какие цели ставит перед собой
человек и какие способы их достижения он выбирает, определяет
стиль жизни человека.
А. Адлер определил методологию исследования стилей в
западной психологии, которая строится на следующих
основных положениях:
1) стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;
2) стиль связан с определенной направленностью и системой
ценностей личности;
3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая
индивидуальности наиболее эффективно приспособиться
к требованиям среды.
Идеи А. Адлера повлияли на многих западных психологов.
Теоретическая психология принялась за изучение кри-
терпев для классификации стилей жизни и анализ самого
этого понятия. Как правило, в качестве такого критерия используется
доминирующая направленность личности или
способ разрешения жизненных проблем.
Одна из классификаций стиля жизни принадлежит
Д. Ройсу и Э. Поуэллу, которые определяют стиль жизни как
≪стратегию для достижения индивидуальных ценностей и
чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так,
чтобы оптимизировать свои личностные смыслы≫ (цит. по:
[ПО]). В соответствии с этим определением они выделяют
три стиля жизни: альтруистический, смысл которого состоит
в служении людям; индивидуалистический, направленный
на самоактуализацию; икарический, ориентированный на
творчество.
В середине XX в. в западной психологии возникло понятие
когнитивного стиля, под которым понимались стабильные
индивидуально-своеобразные способы приема и переработки
информации [138].
Первой стилевой характеристикой в нашей стране было
понятие индивидуального стиля деятельности. По мнению
одного из первых его исследователей Е. А. Климова, индивидуальный
стиль деятельности — это ≪индивидуально-
своеобразная система психологических средств, к которым
сознательно или стихийно прибегает человек в целях
наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной)
индивидуальности с предметными внешними
условиями деятельности≫ [54. С. 15]. В этом определении
подчеркивается двоякая обусловленность стиля — индивидуальностью
и средой.
Исследование индивидуального стиля деятельности составило
целое научное направление, основателем которого
стал В. С. Мерлин. По его мнению, выполнение всякой деятельности
оставляет свободу, позволяющую человеку проявлять
свою индивидуальность в постановке промежуточных
целей, выборе средств для их достижения и реализации главной
цели [87]. Поэтому стиль возникает там, где есть свобода самовыражения. Человек, видя многообразие способов выполнения
деятельности, должен ограничиваться каким-то
одним, который и составит его стиль деятельности. Зона неопределенности
субъективно обусловлена там, где один человек
видит множество решений, другой — видит только
одно. Таким образом, внутренняя и внешняя свобода деятельности
является условием порождения стиля. Но для
формирования индивидуального стиля также необходима
личностная вовлеченность в деятельность. Стиль формируется
только при наличии положительного отношения к деятельности
и стремлении сделать ее как можно лучше.
В. С. Мерлин рассматривал индивидуальность как сложную
иерархическую систему, включающую разные уровни
организации — от биохимического до социально-психологического,
связующим звеном между которыми оказывается
индивидуальный стиль деятельности. Такое положение стиля
обусловлено тем, что будучи поздно формирующимся
личностным образованием, он опирается на уже сложившиеся
индивидные и личностные свойства, увязывая их в единое
целое.
Что касается проблемы связи стиля со свойствами разных
иерархических уровней индивидуальности, то она выступает
как стержневой аспект в характеристиках и структуре стиля
и его формирования.
В. С. Мерлин выделяет два уровня индивидуального стиля:
— стиль моторной активности, или стиль реакций;
— стиль как индивидуальную систему операций.
Следующим шагом в развитии стилевого подхода было
введение В. С. Мерлиным понятия индивидуального стиля
общения. Стиль общения рассматривался как частный случай
стиля деятельности с выделением тех же компонентов.
Существуютли уровни индивидуального стиля общения?
К индивидуальному стилю реакций общения относят симп-
томокомплексы, содержащие индивидуальные особенности
речевых реакций: импульсивность, скорость, громкость,
6. Заказ 4215. 81
тембр речи, индивидуальный спектр фонем. В. С. Мерлин
пишет, что характеризовать индивидуальный стиль реакций
общения мы не в состоянии и рассматривает два других
уровня индивидуального стиля — операциональный и целевой.
Поэтому вполне закономерно, что индивидуальный
стиль деятельности активно__ разрабатывается в лаборатории
B.C. Мерлина