Ill/. предмет и задачи психологии умственно отсталых детей

Психология умственно отсталых детей — одно из направлений . специальной психологии, рассматривающее динамику познава­тельной деятельности и личности умственно отсталых детей до­школьного и школьного возрастов.

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого име| ется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие! органических повреждений головного мозга.

Психология умственно отсталых детей находится на стыке мно-1 гих наук и в значительной мере зависит от степени разработанно! сти теоретических проблем философии, детской неврологии и пси! хиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской;! возрастной и специальной психологии, общей и специальной пе| дагогики, социологии.

Задача психологии умственной отсталости — определение свое-! образия общих, особых и индивидуальных черт, присущих пси! хике умственно отсталых детей, выявление характерных для них! недостатков и имеющихся положительных возможностей, обус-1 ловливающих развитие ребенка и его способность социально адап­тироваться. Психология умственной отсталости непосредственно! связана с решением проблемы дифференциальной диагности! ки, а также с вопросами коррекционно-направленного воспита! ния и обучения, предусматривающими последовательную под! готовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружаю| щую среду.

II. 1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски! роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, col средоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений ум| ственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевт ными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих на! рушений.

С середины XIX в., когда во многих европейских странах стали вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявлений интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению: школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но т педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится ш появление вспомогательных классов и школ, куда направлялиснГ дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболева­ний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось не­сколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изу­чения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г.И.Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями



п С Выготского, объединившей исследования врачей, психофи-иологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в 30удах учеников и последователей выдающегося психолога.

Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ стречаются дети, нервно-психические особенности которых яв­ляются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К Д- Ушинский. Педагоги и психологи придавали большое значе­ние анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направ­лением таких детей во вспомогательные школы, которые появи­лись в России в 1908-1910 гг.

В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых де­тей от других пациентов психиатрических больниц. По мере по­пыток их воспитания и обучения накапливались сведения об осо­бенностях их психической деятельности. В 1915 —1916 гг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г.Я.Трошина «Ан­тропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем мате­риалы, полученные зарубежными и отечественными исследова­телями, высказал ряд интересных и продуктивных положений от­носительно познавательных процессов и личностных особеннос­тей умственно отсталых детей. К их числу относятся утверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общности законов, по которым осуществляется развитие нормального и ано­мального ребенка.

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве на­учно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объ­единившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие и об­щей и специальной психологии в России. Им был сформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятся следующие:

о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;

об идентичности факторов, обусловливающих развитие нор­мальных и аномальных детей;

о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномально­го ребенка и об основных направлениях коррекционной педаго­гической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

о коллективе как факторе развития высших психических функ-Чйй ребенка;

об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умствен­ной отсталости;

о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия! на ребенка с отклонениями в развитии.

В начале 1930-х гг. Л. В. Занков разрабатывал теоретические ос-| новы специальной психологии и предпринял разноплановое изу­чение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал об­щее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. Позднее ученый осуществил исследование мыш­ления и речи этих детей, а также провел лонгитюдинальное изу­чение индивидуальных и типологических особенностей учащихся специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости разработки проблемы дифференциальной диагностики. Затем его-] внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимо-1 действия слова и средств наглядности при организации процесса; обучения умственно отсталых детей, исследование которой на-! шло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, но и в программах, учебниках, методических пособиях.

Л. В. Занковым была написана первая в истории послереволю- j ционной России книга, в которой были широко использованы материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очер­ки психологии умственно отсталого ребенка» (1935). Несколько позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборник «Умствен­но отсталый ребенок» (1935), изданный под редакцией Л.С.Вы­готского и И. И. Данюшевского и сыгравший большую роль в ста­новлении в России специальной психологии.

Психология умственно отсталых детей в России развивалась в ходе постоянного научного общения с зарубежными коллегами. Оно проходило в форме участия в международных конференциях и конгрессах, стажировок, командировок специалистов, обмена студентами, аспирантами и литературой.

Наши рекомендации