Общее представление об общении и его функциях.
Общение-это всегда взаимодействие людей, при кот-ом они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при кот-ом м/д ними устанавливается определенное взаимообращение.
Функции общения:
1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой)
2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей).
6. Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).
9.Общение как обмен информацией: основные черты и особенности коммуникации между людьми
Основные черты общения:
· оно предстает как Деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;
· устанавливается, что деятельность эта заключается в Отношении одного человека к другому;
· отмечается, что эти отношения должны носить Субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают Равные Субъекты, «Я» и «Ты» здесь Цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);
· общение устанавливает не только информационную, но и Личностно-экзистенциальную, субъективную связь Между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;
· предполагается проявление Творчески-импровизационного характера общения, выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
· общение Симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;
· важнейшей отличительной чертой общения выступает его Диалогичность.
Особенности коммуникаций между людьми:
1. возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации);
2. коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
3. возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации
Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.