Основные результаты исследований
В последние два десятилетия исследования в области психологии профессиональной деятельности были направлены на развитие некоторых методологических и теоретических вопросов, изучение психологических механизмов регуляции деятельности, обоснование принципов и методов формирования профессиональной пригодности, путей и способов психологического обеспечения работоспособности человека, разработку теории и практических решений, связанных с инженерно-психологическим совершенствованием профессиональной деятельности.
Общие методолого-теоретические исследования
Психологическая система деятельности
Многочисленные работы отечественных психологов свидетельствуют о том, что процессы формирования профессиональной деятельности в значительной степени обусловливаются особенностями системной организации психической деятельности человека. Совокупность психических свойств, качеств субъекта деятельности в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности, получила название психологической системы деятельности (ПСД).
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛС"
Разработка концепции о сущности, структуре, функции, динамике ПСД проведена В.Д. Шадриковым [58]. ПСД включает в себя такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы и информационная основа деятельности, принятие решения и подсистема профессионально важных качеств. Как отмечает автор, указанные блоки выделены в качестве составляющих ПСД по той причине, что отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности.
«ПСД формируется на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий» [58, с. 31|. По мнению автора, с самого начала генезиса системы деятельности он проявляется в формировании функциональных блоков деятельности, которые в дальнейшем развиваются неравномерно и гетерохронно.
ПСД — категория изменчивая, развивающаяся и специфическая в некоторых своих проявлениях для конкретной профессиональной деятельности. В то же время структура ее компонентов остается, как правило, неизменной, а отдельные подсистемы (компоненты) должны обладать относительной функциональной независимостью.
Концепция В.Д. Шадрикова является методологической основой психологического изучения профессиональной деятельности, отражая принципы системности психической активности человека, ее предметности и изменчивости. Содержание концепции — продуктивная основа для решения разнообразных прикладных задач психологии профессиональной деятельности.
Функциональная надежность
Одним из направлений развития психологической теории деятельности человека является изучение роли состояния его психических и физиологических функций в обеспечении профессиональной надежности.
В многочисленных исследованиях ус новлено, что состояние функционала систем организма, степень развития и о бенности реактивности профессионал! важных функций и качеств человека пр* или косвенно влияют на уровень его ботоспособности. Содержание и уело* деятельности, особенности объекта упр ления и организации трудового проие определяют характер функциональш состояния организма человека-операто а в конечном итоге — эффективное^ качество его деятельности. Таким образ< между функциональным состоянием надежностью деятельности существ непосредственная причинно-следствен! связь. Наличие указанной связи, а так все возрастающее значение особенное! функциональных состояний человек; обеспечении успешности операторск деятельности обусловливают необхо; мость введения и использования понял «функциональная надежность» при изу нии и оценке роли человека в систе\ управления [7].
Функциональная надежность — ; свойство функциональньгх систем челове] оператора обеспечивать его динамическ устойчивость в выполнении профессг нальной задачи в течение определение времени и с заданным качеством. Дани свойство проявляется в адекватном треС ваниям деятельности уровне развития лр фессионально значимых психических физиологических функций и механизм их регуляции в нормальных и экстрема, ных условиях. Это понятие имеет двойн смысловое содержание. Во-первых, о определяет относительно самостоятельн; и важную роль в обеспечении професси нальной надежности состояния функии нальных систем организма, его професси нально важных качеств. Во-вторых, отражг значение надежности, устойчивости функи организма при выполнении професси нальной деятельности, степени адеквг ности их реагирования на условия и с держание рабочего процесса, уровня г меостатической и адаптивной регуляш организма под воздействием внешних внутренних факторов деятельности. Ина говоря, понятие функциональной нале: ности отражает характер энергетическо
7.5. Психология профессиональной деятельности
и информационного приспособления человека к процессу управления объектом.
Проблема функциональной надежности человека-оператора основывается на изучении таких ее аспектов, как устойчивость профессионально значимых психологических и физиологических качеств и функций человека, его работоспособности; влияние измененных функциональных состояний и организации деятельности (режимов, нагрузок и т. п.) на рабочие показатели оператора; значение индивидуально-психологических характеристик личности на формирование и сохранение профессиональной надежности и т. д.
Биологическое содержание проблемы функциональной надежности обусловливается наличием таких специфических для человека, функциональных систем его организма свойств, как реактивность, адаптивность, изменчивость в ответ на воздействие факторов внешней и внутренней среды. С позиций же включения человека в сферу деятельности, обеспечения адекватного приспособления к содержанию и условиям трудового процесса эти свойства должны обладать, с одной стороны, определенной устойчивостью, стабильностью, а с другой — достаточной пластичностью, приспособляемостью к факторам деятельности. Эта диалектичность проявлений функциональных реакций организма должна определять специфику изучения и учета характеристик функциональной надежности человека.
Содержание понятия «функциональная надежность человека-оператора» предусматривает рассмотрение этой проблемы в следующих основных направлениях: 1) изучение особенностей влияния на надежность профессиональной деятельности различных функциональных нарушений з организме, разных форм и признаков проявлений этих нарушений в процессе их развития вплоть до возникновения заболевания; 2) исследование характера зависимости показателей эффективности и надежности деятельности клинически здорового оператора от особенностей функциональных реакций его организма. Изложенные положения о сущности проблемы функциональной надежности могут позволить более конкретно проана-
лизировать соотношение таких категорий, как функциональное состояние, работоспособность, профессиональная эффективность и надежность, определить особенности их взаимосвязи. Кроме того, разработка проблемы функциональной надежности определяет необходимость дальнейшего развития единых взглядов на формы и уровни проявления и влияния функциональных состояний (от нормальных до патологических) на эффективность и надежность летной деятельности. Такой подход необходим для оценки работоспособности оператора после болезни или для раннего ее выявления, и период профессиональной адаптации молодых специалистов, в связи с выполнением заданий в условиях больших информационных нагрузок и совмещенной деятельности и т. д.
Совмещенная деятельность
\ ' Особенностью некоторых видов опера-^ ]торской деятельности является необходи-, мость одновременного выполнения двух и | более действий и операций, направленных на решение разных задач. Объективная , необходимость одновременного выполне-1 ния задач, имеющих разную цель и сов-! мешенных во времени предъявления (или | возникновения) в навязанном, принудительном для оператора темпе, характери-Ьует совмещенную деятельность.
В исследованиях В.А. Бодрова, Ф.Д. Горбова, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренкои др. обращается внимание на то, что особенности нарушения профессиональной деятельности при совмещенном предъявлении задач обусловливаются степенью их приоритетности, модальностью сигналов и другими факторами. Теоретико-экспериментальное изучение совмещенной деятельности в зависимости от психологической структуры задач и пространственно-временных особенностей их предъявления было проведено под руководством В.А. Бодрова [3].
В экспериментах использовались задачи слежения различной сложности (основная задача), а также задачи на опенку расстояния от объекта до цели, считывания приборной информации, выбора и реализации
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
программы действий, воспроизведения временного отрезка (дополнительные задачи). Установлено, что качество выполнения каждой из задач при одновременном предъявлении за"висит_рт_их психологической структуры. Предъявление задач нагл яд но-образного мышления сопровождалось, например, увеличением ошибки слежения в 4 раза {по сравнению с контролем), а при решении задач на воспроизведение временного интервала и выполнении реакции выбора — только в 2 раза. Степень изменения качества выполнения каждой из дополнительных задач при их совмещении со слежением также была различной. В целом, независимо от вида индикации входного сигнала слежения, изменение эффективности выполнения задач нагляди о-образно го мышления было более выраженным, чем в задачах на воспроизведение временного отрезка и сенсо-моторной реакции выбора, что объясняется большей их сложностью и, в частности, количеством и содержанием входящих в них операций. Отмечено также, что чем больше в совмещенных задачах операций, сходных по своему психологическому содержанию, тем в большей степени отме-
^чается снижение эффективности их вы-
*полнения.
Влияние пространственной структуры процесса решения совмещенных задач проявлялось в том, что фактор переключения внимания с экрана на экран вызывал более выраженное снижение качества слежения. Как правило, совмещенное выполнение задач в навязанном для оператора темпе осуществлялось качественно хуже, чем их решение в свободном темпе. Так, например, величина ошибки слежения при его совмещении с задачей на глазомерную оценку расстояния при их выполнении в навязанном темпе увеличивалась в 4 раза, а в свободном темпе — только в 1,2 раза.
В эксперименте получены также зависимости качества совмещенной деятельности от ее длительности, величины интервалов между последовательными задачами, пространственного расположения экранов (угла визирования) и др.
Экс пери мл нтяпкныр данные об ухудшении качества выполнения совмещаемых
задач, наличии переходного периода при их последовательном предъявлении и другие факть1_прзволяют.предположить, что нейрофизиологические механизмы регуляции совмещенной деятельности можно_об_ъя£г нить с позиций концепции П.К^Анохина об «йсюшчйтельности психической деятельности»!^ также исходя лз теории доминантности А.А. Ухтомского, согласно которой сила доминантного очага возбуждения определяется как характером выполняемой задачи, так и ее значимостьюлпя индивида, а инертность этого очага зависит от интенсивности возбудительного процесса.
Материалы исследований дают основание высказать предположение, что решение задач, особенно имеющих сложную семантическую структуру, в условиях совмещенной деятельности «проходит» по механизму ее последовательного процесса. Это представление соответствует высказанной А- Велфордом гипотезе об одноканальности центральных механизмов мозга при обработке двух различных стимулов, хотя множество входных сенсорных механизмов обладает способностью получения данных и их накопления в ограниченное время (сенсорно-перцептивный уровень регуляции). Важно также высказанное им положение о том, что освобождение центральных механизмов от переработки сигналов контроля исполнения действия, поступающих по каналам обратной связи, может достигаться тренировкой, что приведет к повышению их пропускной способности.
Положение о роли тренировки, профессионального опыта в развитии механизмов совмещенной деятельности, в частности в формировании «единых функциональных комплексов» различных структур (В.В. Чебышева), интегрального психического образа (ГС. Береговой с соавт., В.В. Козлов, В.В. Лапа) отражает взгляд о динамичности процесса регуляции этого вида деятельности, о взаимодействии, взаимопроникновении и объединении элементов психологической структуры отдельных задач.
Данный взгляд в определенной степени отражает и ряд положений сторонников концепции о параллельном upuie-
кании процессов обработки информации,
7.5. Психология профессиональной деятельности
а именно — целенаправленного преобразования информации, входе которого выполняется основная задача деятельности, и обзорного преобразования, обеспечивающего готовность к переключению на другую задачу (Г.М. Зараковский, А.А. Крылов). Использование установленных закономерностей совмещенной деятельности при проектировании и создании систем отображения информации, организации деятельности может способствовать предотвращению ошибочных действий, нарушений временных параметров при решении совмещенных во времени и пространстве задач операторской деятельности.
Психическая регуляция
и межсистемное взаимодействие
В проблеме обеспечения надежности и эффективности операторской деятельности одним из важных направлений является изучение психической регуляции профессиональных функций операторов в технических комплексах разной сложности. По мере увеличения сложности комплексов, как правило, возрастает нелинейность, неустойчивость их функционирования, что предъявляет повышенные требования к управлению и приводит к необходимости разработки новых подходов к анализу и оценке индивидуальной деятельности, уровня подготовки оператора.
Ю.Я. Голиковым и А.Н. Костиным проведена разработка метода структурно-динамического представления деятельности, который устанавливает взаимосвязь между уровнями сложности профессиональных функций и уровнями психической регуляции. Механизмы психической регуляции, являющиеся основой процессов преодоления проблем ноете и, возникающих в деятельности операторов, представляются авторами в ниде иерархической системы следующих уровней (от низшего к высшему); 1) сенсорно-перцептивный, 2) образно-концептуальный, 3) программно-целевой, 4) личностно-нормативный и 5) интуитивно-мировоззренческий [40]. Содержание процессов психической регуляции на первом уровне заключается в организации сенсомоторных актов и в развитии
перцептивной активности; на втором — в формировании и изменении пространственно-временных и логических компонентов образно-концептуальных моделей управляющих воздействий; на третьем — в поиске обших особенностей и закономерностей развития деятельности, ее целей и программ; на четвертом — в изменении и трансформации профессиональных, социальных, морально-этических норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью; на пятом — в изменении и трансформации системы знаний, убеждений и идеалов о природе, человеке и обществе.
В отличие от традиционно используемого в психологии понятия «проблемная ситуация» в данном описании деятельности в связи с принципиальным расхождением характера проблемностей разных уровней были введены дополнительные понятия: «проблемный момент» и «проблема». Классы этих проблемностей определяют шкалу сложности процесса психической регуляции деятельности [19]. Включенность разных уровней регуляции определяет объективную и субъективную сложность деятельности. Первая предназначается для оценки потенциальных возможностей оператора по выполнению профессиональных функций и определяется как прогнозируемая вероятность существования разных уровней регуляции; она зависит как от сложности профессиональных функций и степени подготовленности оператора, так и от его индивидуальных качеств. Вторая оценивает реальный процесс выполнения индивидуальной деятельности и определяется степенью актуальной включенности разных уровней регуляции [52].
Результаты исследований позволили описать деятельность операторов, с одной стороны, it ниде системы структурных единиц разных уровней (начиная с индивидуальной структуры деятельности), а с другой — в виде последовательности разноуровневых циклов регуляции. Было установлено, что в ходе обучения происходит неравномерное снижение субъективной сложности деятельности и наблюдается перераспределение соотношения классов проблемностей и таксонов межсаккадичес-
7- ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ких интервалов в сторону их уменьшения, т. е. осуществляется перестройка ведущих уровней регуляции со снижением от программно-целевого до сенсорно-перцептивного. Однако даже на завершающем этапе обучения были зарегистрированы про-блемности высокого уровня, что свидетельствует об ограниченности возможностей оператора и необходимости резервирования автоматикой некоторых его функций [20].
Эти исследования показали, что важно выделить два аспекта обеспечения надежности: управление по количественным критериям в формализуемых областях и по содержательным, качественным критериям в неформализуемых областях. Для сложных технических комплексов эти два аспекта становятся сравниваемыми по своей значимости, поэтому нельзя отдавать главную роль либо только автоматике, либо оператору, т. е. решать проблему надежности с «центристских» позиций (на основе как «машиноцентристского», так и «антропо-центристского» подходов). Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин [18, 21, 22] предположили, что надежность можно обеспечить за счет попеременной смены ведущих ролей человека и техники, учитывая равную значимость указанных выше аспектов. Данный подход они считают равнозначным, так как определенное взаимодействие автоматики и оператора осуществляется на основе установления стратегии обеспечения надежности при переходе управления из одной области в другую. В связи с тем, что область формализуемого управления определяется разработчиками техники, а управление в неформализуемой области возлагается на оператора, равнозначный подход направлен на рассмотрение целостной системы отношений между разработчиками техники, самой техникой и оператором. На основе данного подхода к распределению функций между человеком и техникой в дополнение к существующим принципам (сравнимость возможностей человека кая-томатики., взаимодополняемость человека и техники, принцип активного оператора) aBfopbi разработали принцип взаимного резервирования оператора и автоматики [52]. При его использовании взаимное резервирование происходит благодаря гиб-
кому изменению степени автоматизации процессов управления. Оператор резерпи-рует технику с помощью самостоятельной: принятия решения о снижении степени автоматизации (до ручного режима управления) при возникновении неустраняемы> автоматикой отказов или нерасчетных ситуаций управления. В сною очередь в технике заложены возможности резервирования действий человека за счет принудительного повышения степени автоматизации — от полуавтоматического режима до автоматического при возникновении у него проблемностей высоких уровней, т, е. при повышении допустимого диапазона субъективной сложности деятельности.
Психологические механизмы регуляции профессиональной деятельности
Психический образ
В психологических исследованиях последних трех десятилетий значительно возрос интерес к вопросам о роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, особенностях его формирования и развития, использовании связанных с его функционированием феноменов в решении инженерно-психологических задач проектирования новой техники. Основной вклад в развитие этой проблемы сделан известными отечественными психологами Н.Д. Заваловой, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломовым, Д.А. Ошаниным, В.А. По-номаренко и др.
-Психический образ как феномен отра-ж££шя предметной деЙствителБностигвы-ступает в качестве^механизма'психической регутгяции деятельности на всех ее уровнях (сенсорно-перцептивном, представлений, речемыслительном). В связи с универсальной функцией образа в регулятор-ных процессах вполне очевидна его роль в обеспечении эффективности и надежности деятельности, которая связана как с особенностями формирования и функционирования психического образа в конкретных условиях деятельности, так и с корригирующей функцией образа в проблемных ситуациях, при нештатных режимах и
7.5. Психология профессиональной деятельности
отказах техники. Многие из этих вопросов фундаментально изучены в авиакосмической психологии и нашли наиболее полное отражение в ряде работ [29, 45).
" Особенности формирования и возможные искажения психического образа_на С£шовно-перцептивном^ровне определяются характеристиками процессов отражения предметного мира на уровни ощущений и восприятия внешних сигналов и теми закономерными их нарушениями, которые обусловливаются характеристиками субъекта, содержания и условий деятельности.' Наиболее характерный пример значения психического образа в регуляции деятельности — это данные о нарушениях пространственной ориентировки летчиков под воздействием искаженного пространственного образа в результате рассогласования между сигналами разной модальности относительно сложившегося стереотипа восприятия пространства в условиях перемещения человека по поверхности земли. Следствием этих нарушений являются иллюзии крена, противовращения и т.д. Психический образ на уровне представлении проявляется в процессах образной памяти, т, е. фиксации и последующем воспроизведении образов, возникающих при восприятии, а также в воображении — творческом процессе создания новых образов на основе трансформаций и комбинаций тех из них, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление предметен; в нем отражаются все те процессы, которые происходят в конкретной трудовой деятельности, но он в меньшей степени связан с объективной реальностью, чем сенсорно-перцептивный образ, а поэтому не совсем четкий и менее устойчивый. В силу этих особенностей образ-представление подвержен существенным трансформациям, изменениям и во многом зависит как от ошибок на сенсорно-перцептивном уровне регуляции, так и от характерных ошибок памяти.
Качество оперирования образом-представлением при регуляции деятельности в свою очередь зависит от уровня его обоб-шения и абстракций, от с^гепен_и_с_хе>1ати-зацййпредметного образа, но в то же время это качество зависит от адекватности об-
раза его предме!Ш1му--миру по опорным признакам. Таким образом, особенности структурирования и наполнения содержательными признаками определяют способность образа-представления осуществлять устойчивую (надежную) регуляцию конкретных предметных действий. Эта способность проявляется в выполнении ряда сложных психических действий по мысленным комбинациям и рекомбинациям, композиции и декомпозиции, масштабным преобразованиям, умственным вращениям. Несформированный, неадекватный образ приводит к ошибкам в реализации этих операций. В работе Н.Д. Заваловой с соавт. [29] отмечается: «Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов-эталонов «когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других когнитивных образований, необходимых для выполнения любой деятельности» [29, с. 15].
Наивысшим этапом в системе психического отражения и регуляции является уровень речемыслительных процессов, понятийного отражения. Процесс понятийного мышления характеризуется включением в индивидуальный опыт большого массива общественных знаний. В этом отличие данного уровня рационального познания от образного отражения, чувственного познания. Но о понятийном отражении следует упомянуть хотя бы потому, что имеется преемственность, взаимосвязь и системная иерархия между этими уровнями регуляции деятельности.
В механизме регуляции деятельности существенная роль принадлежит сличению образов^ ф<5РЯй£УЮЧШ1^я;Гв_^пеоцессе ее выполнения, с образом-целью, выступающей в качестве идеальной меры, в форме образа будущего результата. Систематичность и полнота сличения образов обеспечивают оперативный контроль за механизмом регуляции, в конечном итоге — качество, надежность выполнения предметных действий.
В обеспечении надежности деятельности большое значение придается_ее концептуальной модели, в которой оператором отражается объект и ситуация управления. Модель формируется на основе широких представлений, на знаниях способов деист-