Велесица как рунический строй 9 страница
Исконная руна
Имеются следующие начертания руны звука [k]:
1. Ê – Велесица
– древнесемитский алфавит
К – греческий алфавит (вплоть до современного), латинский алфавит, Кириллица
2. к – северные венеды, руны Ретры, готские руны
2а. – Старший Футарк, Нортумбрийский строй
– болгарская Глаголица
3. – гублские знаки
k – германские руны, Старший Футарк (древняя форма)
4. – тюркский строй (енисейская, орхонская письменность)
Таким образом, можно выделить следующие группы начертаний:
- Начертание типа современного кириллического «К»
- Начертание типа «к» (по сути, «К» без нижнего плеча)
а. Варианты: отсутствие верхнего плеча ( ) или соединение обоих плеч ( ) - Начертание типа «k» (по сути, «К» без мачты)
- Начертание типа « » (завышение верхнего плеча у «К»)
Получается образ руны, состоящей из мачты и одного или двух плеч, расчполагающихся справа, причём, когда имеется два плеча, то они «раскрываются» по типу k. Учитывая смысл руны – в значении «подставка для лучины», – можно предположить, что к исконному начертанию более близки следующие: к, , К. Причём, два последних варианта выводятся друг из друга, а первый и второй варианты можно привести к третьему путём добавления дополнительного плеча (как и третий – вычитанием верхнего или нижнего плеча).
Так что сложно сказать, какой из этих вариантов является исконным. Скорее всего – все три равнозначно отвечают смыслу руны.
Руна в гадании
Это – Руна самых важных благодеяний, благодеяний получаемых и благодеяний расточаемых. Принятие образует основу любви к себе. Перед тем, как перестраивать жизнь, вы должны узнать покой, который сопровождает принятие себя, так как именно из этого покоя вырастают мудрость и желание встречать каждый день со спокойным сердцем.
В Кругу Божественной мудрости Безмятежность и Принятие связываются Терпением. Безмятежность и Принятие – близнецы. Однако, как и со всеми близнецами, кто-то должен быть рожден первым, а кто-то вторым. Кто-то – ведущий, а кто-то – следующий. Чтобы быть счастливым вторым близнецом, нужно понять истинную природу Принятия.[382]
Руна «Крес», будучи огнём, как факел освещает то, что доселе находилось в тени: «Это внутренний свет, превращающий «сырой», исходный материал в законченную вещь. Потенциал руны заключается не только в силе познания, но и в способности проявлять изначально присущее знание[383]». Это – творческая руна, руна озарения, откровения, неожиданно «проливающего свет» на то, что раньше было неясно или вообще было незнаемо. Также, указывает на важность оптимистичного отношения к проблеме.
Но «Крес», будучи огнём, может не только освещать, он может ещё и сжигать – не зря в нортумбрийском строе и Младшем Футарке эта руна зовётся Kaun[384] – «язва»[385]. Огонь – стихия не только осветояющая и обогревающая, но и могущая причинить боль или убить.
Исландский рунический стих гласит:
Kaun – для младенцев гибель
и страдание
и вместилеще сгнившей плоти.
Старонорвежский стих:
Рак, чьей жертвой становятся дети;
Смертельная бледность лица.
Сила «Креса» требует себе ещё и сильной воли, которой он может быть укрощён; «Крес» всегда имеет две ипостаси[386] (например, любовь и всепоглощающая страсть), и стремится перейти в крайнюю, разгореться и сжечь всё.
«Природа Огня – изменение самой сути вещества, изменение не только внешнее, но и внутреннее. Изменения, присущие Стихии Воды, касаются больше пространственных передвижений, нежели превращений внутри себя. Изменения, вызванные воздействием Стихии Огня, превращают искателя в нечто другое по самой своей сути и отсекают возможность вернуться к исходному состоянию. Естество Огня - целенаправленное движение вверх, путь волевого преодоления всех преград, как внешних, так и внутренних. Сила Огня преображает вещество в Свет, но также и в Дым. Раскрывая эту Силу в себе, искатель оказывается перед выбором, которого у него не было раньше: светить всему окружающему или наоборот затемнять – задымлять всё вокруг себя. Обладание Силой Огня учит искателя ответственности не только за себя, но и за других»[387].
Руна «Крес» связана с таким алхимическим процессом, как «caltination» – выжигание. Сжигание старого для рождения нового. Поэтому – «Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее»[388].
Вместе с рунами «Живете» и «Берёза» может означать физическое рождение; с рунами «Ас», «Рцы», «Ведети» или «Глаголь» – рождение новой идеи. В сочетании с руной «Нужда» может говорить об окончании каких-либо отношений.
Аналог в Футарке – руна Kano и руна Младшего Футарка Kaun.
Аналог в вэнд-рунах – руна Крада.
Руна в магии
Непростая руна. «Крес» всегда требует принесения в жертву чего-либо (но не обязательно себя, как «Ас» или «Ведети») – ведь невозможно разжечь костёр, не потратив дерево, не так ли? Вопрос лишь в том, готов ли будет эриль справиться с потерей… и сможет ли он соизмерить жертву со своей целью.
Ê покровительствует творческим людям (Kenaz – руна, обозначающая творческие способности, или способность придавать форму задуманному[389])
Ê покровительствует учёным («ученье – свет»); способствует более планомерному ходу исследований
Ê способствует наиболее ясному виду творческого замысла
Ê отгоняет страхи (в особенности – ночные кошмары)
Ê обеспечивает помощь в мистическом поиске (стоит помнить об опасности, связанной с выходом силы Огня из-под контроля эриля: Огонь может пожрать слабого духом)
Ê восстанавливает «огонь страсти» во взаимоотношениях (см. – пункт выше)
Ê призывая силу данной руны для просвещения, человек рискует сжечь сам себя, ибо он становится как сам Огонь, распространяющий себя вокруг
Ê также – целительная руна
Руна и дерево (Сосна)
Руне «Крес» соответвует Сосна (лат. Pinus sylvestris). Это самое светлое дерево: его лучше всего видно ночью – оно выглядит свеилее других деревьев, и костёр из сосновых дров горит самым ярким пламенем (Сосна ведь очень смолистая). Также, именно из Сосны делали лучины для освещения дома (что позволяет соотнести «День» и «Крес» – см. «День: Описание Руны»). Соснами отмечали проезжие дороги (в Огаме сосна считалась деревом, соответствующим последней руне – Amancholl, – которая указывала путь). Получается, что Сосна – это дерево, указывающее путь, и вдобавок ещё и «огненное», светоносное, что соответствует как руне «Крес» (земной огонь – факел), так и руне «День» (небесный огонь – Солнце). Благодаря своей форме, шишка сосны – одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу.
Также, среди потомков славян-огнепоклонников осталась поговорка: «В сосновом лесу – молиться, в берёзовом – веселиться, в еловом лесу – удавиться». В связи с тем, что сосна очень устойчива к гниению, её связывали с бессмертием. Воистину, не найти лучшего символа для руны «Крес» – руны огненного восКРЕШения человека для иной жизни!
Руна и камень (Изумруд, Гагат, Кремень)
Камень, соответствующий «Кресу», – изумруд, символизирующий творческие способности. Также – ещё и гагат. Этот камень наделён силой древнего света. Камень, который помогает постижению тайны скрытых основ вашей кармы, рода, предков, традиций. Иногда помогает найти вам астральную защиту в лице умерших предков. Он открывает обман, через него все скрытое становится явным. Помогает открывать обман, дает утешение и забвение в любви, уменьшает боль от разлуки. Помогает бороться со своими слабостями. Охраняет от кошмаров. Гагат внутренне раскрепощает человека, с ним легче решиться на что-нибудь новое. Он помогает обрести любовь и дает выразить свои чувства застенчивым людям.
В народе кремень называют «громовым камнем». Кремень способен высекать искры; отсюда и название минерала (лат. сгетаге – «сжигать»). В геральдике есть ттакие эмблемы, связанные с кремнем: сталь и кремень в огне, который сам зажёг («я сгораю, давая огонь другим». Предостережение о том, что, разжигая слишком сильный огонь, мы можем погибнуть в нем сами); кремень и огниво, высекающие огонь («пока сталь не ударит о кремень, не будет ни огня, ни света». Для того, чтобы в наших ожесточенных и очерствевших сердцах высечь искру огня, которая бы засияла великолепными лучами света Благодати, необходимо пережить сильные удары).
Руна и животное (Белка)
В Европе белка (слав. Векша), как и другие грызуны, – символ разрушительных животных. Стремительные передвижения белок вверх и вниз в кроне деревьев повлияли на то, что в скандинавской мифологии белка Рататоск («грызозуб») – посредник враждующих сил – Орла, обитающего на вершине мирового дерева Иггдрасиль и Змея, живущего у корней этого дерева (означает недоброжелательность и привнесение хаоса, разжигая споры между Орлом и Змеем). Фигурирует белка и при упоминании бурной деятельности пылкого Локи. У кельтов белка, изображенная вместе с птицей, является символом Богини Мадб-Смерти.
В христианские времена она ассоциируется с дьяволом, воплощающимся в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.
Живете, Земля, Крес, Исток – Воздух, Земля, Огонь, Вода[390]
Руна «Иса» в старшем Футарке обозначает лёд, замораживание. Это можно вывести и из твоего текста, где есть слова «вода» и «не-движение». Недвижимая вода и есть лёд. Да и слово «Ис» – это практически английское слово «айс» – лёд.
Поскольку следующая буква – «Крес» означает огонь, факел (т.е., противоположность льду), а перед этим идет «Земля», то можно составить примерно такую фразу: «Земля [дает нам] лёд и пламя». А т.к. дальше находятся «Люди» и «Мыслете», то, может, речь идет о постижении людьми огня и холода (жизни и смерти, поскольку огонь – это жизнь), зимы и лета, которые дает им Земля.
Или это перечисление стихий: Земля, Лёд (Вода), Огонь. Тогда Воздух можно отыскать в руне «Живете». Ведь жизнь – это дух (воздух). Не зря же существует выражение «вдохнуть жизнь»[391] – и оно не библейское, а народное. Без этого духа жизни, который древние отождествляли с воздухом[392], тело мертво.
Велеслава[393]
Леля [Рак, Луна – Леля/Дана[394]] |
Описание руны
Ë |
– Людие. В глаголице она изображается как или , что, если убрать двойные черты, дает знак [395], или λ, напоминающий этрусские и германские руны «laas, lagus» («море, вода») – , (эти же руны обозначают «к»). В футарках руны со значением «л» и «м» иногда меняются не только местами, но и названиями. Например, на одном брактеате руна z («м») идет раньше, чем руна l («л»), а в англосаксонском футарке сначала идет руна «mann», и лишь после нее – «lagu». Отсюда можно сделать вывод, что название «Людие» есть дословный перевод «mann».
Зодиакальный знак a означает «Рак», символ Луны. Руне «Леля» посвящён понедельник. В сравнение: Montag (день Луны) Monday (день Луны) у немцев и англичан.
В кельтской Традиции Луне покровительствовала Богиня Дану (Ану, Дон (валл.)) – праматерь клана Туата Де Даннаан (дающаю плодородие, процветание, богатство), а также – Морриган (Мару, Великую Королеву) – Богиню зимы и смерти (покровительствующую оборотничеству, войнам и сексу). Также – и Триединую валлийскую Богиню Керридвен (Черридвен)[396], символизирующую рождение и смерть. Если рассматривать данный знак (и данную руну) со стороны кельтской Традиции, то можно говорить о том, что руна «Леля» означает двойственное будущее девушки, и её становление женщиной (смерть как девушки и рождение как женщины).
У северных венедов руна l звалась «Леля» (у западных славян обозначалась так же) и означала «любовь, вода, Леля, интуиция». Вообще то, Леля и Лада во многом созвучны (мать и дочь, как-никак): обе Богини олицетворяют любовь, только Лада – супружескую, зрелую; Леля же – юную, трепетную (даже, я бы сказал, именно девичью). В Традиции скандинавов, она – это сила, которая ведет за собой, как водный поток (Дева Озера и Король Артур, Дева и Грааль и прочие сказания).
Вода есть символ жизненности и интуиции. Водопад очень сильно характеризует динамику этой руны. Этот водопад идет из подсознания (того, что глубоко скрыто) в сознания, пробивая четкий и устойчивый канал. Поэтому Лагуз всегда считалась на магическом уровне руной оккультных сил. На мирском уровне она всегда означала движение животворящих сил и обозначала женщину – страстную женщину. Сила этого знака есть Сила, что ведет, она мягкая и ненастойчивая. И там, где есть препятствие, она не будет переть напролом, она обойдет это препятствие, или же проточит путь, если препятствие огромно по своим размерам[397].
Итак, название «Людие» пришло из западных футарков; причём, значение «люди» не может быть первичным, так как слова с корнем, начинающимся на «л» на западе почти всегда связаны с водой. Означает буква это человека как часть семьи, общины, рода. Ещё имеет буква «Людие» смысл такой, что людьми называться могут лишь те, кто живет в ладу друг с другом, кто соблюдает лад, уподобляясь водному потоку, огибающему препятствия. А также – кто умеет думать не только головой, но и сердцем. А, также, эта буква – напоминание о том, что только благодаря Ладе-Матушке, родившейся из любви Рода, Он создал Всемирье (Трилоку).
Так как данная руна означает мистическое женское начало (в противовес «Берёза» – физическому, рождающему началу), то я склонен к названию «Леля» (Лада, как Богиня-Матушка, более подходит руне «Берёза) – имени Богини девичества и потаённых сил, развивающихся в будущей женщине.
Исконная руна
Очень интересно проследить начертание руны звука [l] в различных рунических строях[398]:
1 – Милет (восток)
– классический греческий
– Аркадия (запад)
– Лакония (запад)
Л /\[399] – современные алфавиты, основанные на кириллице
Ë – Велесица
l – Валлийсский строй
– Болгарская Глаголица
– «черты и резы»
2 – архаический греческий (эллинский)
– Коринф (восток)
– Беотия (запад)
– гублский строй
– тюркский строй (артакидская письменность)
– этрусский строй (как древнейшие изображения VII-Vвв д.х.л., так и поздние формы IV-Iвв д.х.л.).
l – англосаксонский строй
l – германский строй
– руны готов
l – старший Футарк
Л – редарские руны и северовенедский строй
2а – тюркский строй (орхонская письменность)
– финикийский строй
– Афины (восток)
L – современные европейские языки, основанные на латинице
– тюркский строй (Енисей)
2б – гублский строй
– мероитский демотический строй (Египет)
3 [400] – мероитский иероглифический строй (Египет)
Примечательно, что во всех строях – от Египта до земель северных венедов (вандалов) звук [l] обозначается практически одним и тем же знаком, обозначающим крюк, нечто изогнутое.
LAGU, крюк, означает также воду, озеро. Славянские слово «луг» несет в себе оба протосмысла – нечто кривое, лук, излучина (внешний вид идеограммы, крюка, рукояти посоха) и пространство, заливаемое по весне водой; близкое германским корням обозначающим озеро – lake. Остюда же и славянское «лужа»[401].
Значение «вода» восходит к и.-е. *lei-, «лить», откуда и.-е. *leik-, «жидкость», *leibh-, «мокрый», *leidh-, «вода», сканд. Laguz и Legr, исландск. Lögr, брит. Lagy, готск. Lagus – «проточная вода». Значение «лук» – от и.-е. *leug-, *leuk-, «гнуться, изгибаться».
Следовательно, изначальная руна, обозначающая звук [l], должна рисоваться в виде некоего крюка. Все изображения руны можно разделить на три группы:
- Состоящие из двух черт и напоминающие современную русскую букву «/\».
- Состоящие из двух черт и напоминающие «крюк» (как руна Laguz в Старшем Футарке).
а. Крюк развёрнут книзу, и напоминает латинскую букву «L».
б. Крюк закруглён. - Иероглифические изображения (далее упоминаться не будут).
Вообщем-то, связь между двумя группами (в целом) очевидна, и отражена в рисунке справа. Сверху – руна второй группы, снизу – два варианта рун второй группы (с плечом вверху и в середине мачты). Получается, что каждая руна могла выйти из любой своей «соседки».
Если размышлять логически: могла ли в Футарке появиться руна типа Ë или l? Нет, иначе была бы смешана с рунами u и c. У редариев она смешалась бы с . У германцев – с u, у северных венедов – с П. Зато в Велесице, Валлийском строе или Глаголице руна типа l вполне «прижилась» бы. Следовательно, можно предположить, что народы западной Европы сознательно укоротили плечо или же переместили его на середину мачты, чтобы избежать похожести (в основном на руну Uruz, чей искон нам известен: u). Тогда получается такой вид искона для [l]: Ë или что-то вроде ; разница между этими двумя начертаниями несущественна (но только не ввиду схожести с руной «Укром»).
Иероглиф (Триксель(Трикселлион))
Если собрать четыре руны Велесицы (или искона – см. выше), то получится центростремительная (осолонная, противосолнечная, лунная) свастика: (сравнимо с глаголическим обозначением звука [l] – λ -> , что, на мой взгляд, является более лучшим изображением женской свастики[402]), или же, если удлиннить концы свастики, то получится , напоминающий знак НЕзасеянного поля (в отличие от засеянного с точкой (или с точками), означающий женщину).
Если рассматривать триксель (рис. ниже), то получится, что он составлен из трёх рун «Lagu». Также, закручивающаяся осолонь свастика является в скандинавской Традиции символом Mundilifara, означающим отдых, успокоение, мягкую силу воды.
Также, триксель является символом Змея Фафнира[403].
[404] | [405] | [406] |
Руна в гадании
Совет выглядит так. Слишком сильно напрягаетесь? Делаете слишком много для других? Вырвитесь из этого круга. Посмейтесь. Оживитесь. И всегда помните: юмор – самый лучший стиральный порошок для всего этого.
Говорят, что смех – любимая музыка Бога. Знайте, всегда, когда вы смеетесь, вы дарите свой смех Богу. В этом и состоит Благословение.[407]
Некоторым образом руна «Леля» сходна с руной «Исток», так как обе они символизируют воду. Но, если «Исток», как одно из рунических воплощений Сварога – это предельная собранность, концентрация, ясность мысли, логика, то «Леля» – интуиция, эмоции, чувства, сомнения. Стоит только представить себе незыблемые ледяные пустоши, и речку, легко огибающую все препятствия.
Пробуждение интуитивной, лунной стороны вашей натуры. Руна глубинного знания. Руна может призвать вас к изучению духовных материй в состоянии готовности к тансформации себя. Вхождение в контакт с вашей интуитивной мудростью и пребывание в гармонии с собственными ритмами[408].
Ассоциируется с интуицией, покровительством богов и указанием пути[409]. «Леля» может означать чрезмерность знаний; совет предоставить себя Высшей Силе и быть ведомым: «Никакие знания не заменят живого общения с Богами».
В «кривом» значении может означать коварство, запретное влечение (к мужней жене, например), выход наружу чего-то потаённого, что долго пряталось внутри вопрошающего. Об этом и предостерегает нас «Старшая Эдда»:
Совет мой восьмой –
зла берегись
и рун коварных;
дев не склоняй
и мужниных жен
к любви запретной! [410]
Руна «Леля», так же как и «Исток» в силах помочь в преодолении неких препятствий, но, если «Исток» делает это по-мужски – собравшись с силами и мыслями, – то «Леля» – по-женски, доверившись «водному потоку» бытия, плавно, погрузившись в чувства и подсознательное.
Также, она – как руна девичья – может означать некую неготовность в связи с недостижением определённой инициации; в особенности – в связи с чисто женскими вопросами (напр., связанными с деторождением). Ещё она означачает двойственность будущего пути, но не «вверх» и «вниз», как «Мыслете», а «влево» и «вправо»: от валькирии до хозяюшки; также руна связана с женскими инициациями (потеря девственности, беременность, рождение ребёнка)[411].
«Вода – состояние подвижности, изменчивости, готовности верить чему угодно и кому угодно. Преодолев в себе жёсткость предыдущего состояния, искатель зачастую оказывается лишённым каких-либо опор вообще. Он стремится охватить всё, двигаться одновременно во всех направлениях, просачиваться, подобно Воде, во все трещины и впадины, не имея ещё способности двигаться осмысленно и целенаправленно. Естество Воды – не столь тяжело, как естество Земли, но по-прежнему влечёт вниз по пути наименьшего сопротивления. Вообще, Земля и Вода – Женские Стихии, не ведущие, но ведомые, и потому на этих стадиях искателю, как правило, нужен внешний наставник, способный указать направление и пробудить в искателе волю к преодолению как внешних, так и внутренних препятствий»[412].
В сочетании с рунами «Твёрдо» – может предсказывать ухудшение здоровья, с «Укромом» или «Переходом» – нервный срыв.
Аналог в Футарке – руна Laguz (LaguR).
Аналог в вэнд-рунах – руна Леля.
Руна в магии
В истоках вод – все тайны знаний сокровенных, он эль хранит, что силой рун исполнен. Питает он живую воду дня, что, в даль стремясь, всё за собой влечет. К волшбе его прибегнув, эриль развития второго зренья ищет, того, где интуиции живая влага – пища.
Руна «Леля» символизирует женское мистическое начало (в отличие от физического – «Берёза»); это руна центростремительной[413] (эгоцентричной) магии – в противовес «Укрому». В Асатру руной l как раз и обозначалась такая магия.
Ë даёт более яркие и запоминающиеся сны; возможность их понимать
Ë хорошо успокаивает нервы
Ë стабилизирует эмоционально неспокойную ситуацию
Ë помогает установить контакт с подсознанием
Ë обостряет интуицию
Ë покровительствует исследованию тайн, но исследованию не творческому (как «Крес») и не логическому (как «Ведети»), а мистическому
Ë может избавить от страхов и комплексов
Ë нормализирует, сглаживает отношения (семейные, дружеские)
Ë развивает приспособляемость к внешним условиям
Ë усиливает целительные способности
Руна и дерево (Плакучая Ива)
Ивовые прутья гибкие и податливые, во многих странах из них делают корзины, мебель. С ивой (лат. Salix viminalis) связана цикличность, смена приливов и отливов[414]. Ива редко ломается во время бури – она изгибается под напором ветра, как струя воды предпочитает огибать препятствия, нежели разрушать их. Эти свойства позволяют сделать вывод о женской стихии дерева. В Китае с Ивой связывались понятия о женской кpасоте, мягкости, податливости, весне. В Дpевней Гpеции Ива посвящалась женским божествам.
У дpевних наpодов Двуpечья был миф об иве. Как-то богиня Инанна, пpогуливаясь по беpегу pеки, увидела огpомную иву и залюбовалась ею. Вдpуг pазpазилась буpя, и могучие волны вот-вот могли выpвать деpево и унести его в океан. Сжалилась богиня над деpевом, пеpенесла его в пpекpасный гоpод Уpук и посадила в своем хpамовом саду.