Проектная часть с элементами расчета
Введение
Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, — с другой.
Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.
Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Целями данной курсовой работы является изучение издержек, связанных с производством продукции, их сущности и пути снижения.
Снижение издержек производства является довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день. Каждая организация занималась, занимается и будет заниматься решением вопроса по минимизации издержек производства, именно поэтому я взяла данную тему для курсового проекта.
Я хочу с помощью доступных мне средств подробно изучить данную тему для того, чтобы принимать правильные управленческие решения в будущем.
Аналитическая часть
Данная тема, а именно – « Снижение издержек, связанных с производством
продукции», включает в себя множество понятий. Рассмотрим их:
Продукция - результат производства отдельного предприятия за определенный промежуток времени.
Производство - процесс создания разных видов экономических благ.
Издержки производства - расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли в течении определенного периода времени.
Различают следующие виды издержек:
· Постоянные — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с изменением объема производства. К постоянным относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
· Переменные — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.
Рассмотрев понятия данной темы можно выделить проблему, она будет звучать так – «Каким образом снизить издержки связанные с производством?»
Сейчас существует множество теорий и методов, предлагающие нам решить эту проблему, но стоит помнить, что для каждой отрасли, вида организации, масштаба производства и множества других факторов существуют свои, наиболее эффективные методы.
Организация может снизить издержки за счет материально-технической базы или же за счет эффективной организации труда рабочих. Эти методы берутся за основу в рассматриваемых деревьях проблем, задач и целей. (см. рис 1, рис 2, рис 3)
Каким образом уменьшить брак продукции |
Каким образом сократить отходы в производстве и расходы при хранении и транспортировке |
Как усовершенствовать организацию производства и труда |
Каким образом улучшить использование рабочей силы |
Как снизить издержки за счет эффективной организации труда рабочих и производства |
Как снизить издержки за счет материально-технической базы |
Каким образом улучшить оборудование |
Каким образом внедрить научную организацию труда |
Как концентрировать, специализировать и диверсифицировать производство |
Как усовершенство вать организационную структуру управления |
Как повысить производительность труда |
Каким образом поддержать оптимальную численность персонала |
Поиск наиболее выгодного варианта транспортировки |
Каким образом предотвратить залеживание и порчу товара |
Как наиболее эффективно использовать ресурсы |
Как модернизи ровать производ ство |
Поиск заменителей дефицитных материальных ресурсов |
Как снизить себестоимость продукции путем снижения затрат на материально- техническое обеспечение |
Каким образом снизить издержки связанные с производством продукции |
Как улучшить условия труда |
Как повысить уровень квалификации рабочего персонала |
Поиск эффективных видов мотивирования |
Каким образом механизировать и автоматизировать производственные процессы |
Как усовершенствовать систему управления |
Рис.1 Дерево проблем
Разработать программу по сокращению отходов в производстве и расходов при хранении и транспортировке |
Подбор заменителей дефицитных материальных ресурсов |
Разработать проект по снижению издержек за счет эффективной организации труда рабочих и производства |
Разработать проект по снижению издержек за счет материально-технической базы |
Минимизировать стоимость продукции |
Сформировать программу по внедрению улучшенного оборудования |
Учет брака продукции |
Сформировать программу по организации производства и труда |
Разработать комплекс мероприятий по концентрированию, специализированию и диверсификации производства |
Разработать программу усовершенствования организационной структуры управления |
Разработать проект по внедрению научной организации труда |
Разработать проект по поддержанию оптимальной численности персонала |
Сформировать программу улучшения использования рабочей силы |
Сформировать программу по снижению производственных издержек |
Разработать программу по улучшению условий труда |
Сформировать программу повышения производительности труда работников |
Разработать программу повышения квалификации рабочих |
Разработать проект по механизации и автоматизации производственных процессов |
Оптимизировать выбор наиболее эффективных способов повышения мотивации. |
Разработать программу по совершенствованию системы управления |
Рис. 2 Дерево задач
Повысить эффективность использования улучшенного оборудования |
Сократить отходы в производстве и расходы при хранении и транспортировке |
Уменьшить брак продукции |
Снизить издержки за счет материально-технической базы |
Снизить издержки за счет эффективной организации труда рабочих и производства |
Совершенствовать работу по поиску наиболее выгодного варианта транспортировки |
Повысить эффективность использования ресурсов |
Повысить производительность труда |
Повысить эффективность использования рабочей силы |
Снизить затраты на материальное обеспечение |
Совершенствовать организационную структуру управления |
Поддержать оптимальную численность персонала |
Сократить дефицитные материальные ресурсы |
Совершенствовать организацию производства и труда |
Уменьшить риск залеживания и порчи товара |
Совершенствовать работу по концентрированности, специализированности и диверсифицированности производства |
Усовершенствовать производство |
Повысить эффективность производственных процессов путем внедрения научной организации труда |
Снизить издержки связанные с производством продукции |
Усовершенствовать систему управления |
Улучшить условия труда |
Повысить уровень квалификации рабочего персонала |
Повысить мотивацию работников наиболее эффективным способом |
Повысить качество производственных процессов |
Рис. 3 Дерево целей
Поскольку одной из целей данного курсового проекта является цель - повысить мотивацию работников, то задачей будет является задача об оптимизации выбора наиболее эффективных способов повышения мотивации.
Далее для этой задачи будут предложены методы решения, дана ее организационно-экономическая сущность, построена модель и алгоритм.
Научно-методическая часть
Для определения выбора наиболее эффективных методов повышения мотивации – существует ряд методов решения:
· Метод экспертных оценок.
· Симплекс – метод
· Метод Дельфи
1. Метод экспертных оценок
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной ‑
оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.).
Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта.
Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.
Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже в первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития ‑
народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.
Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:
1) эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;
2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы
Плюс этого метода: позволяет получить представление на основе учета мнений группы экспертов, особенно тогда, когда трудно или невозможно выразить данные количественно; суждения экспертов базируются на их научной и профессиональной компетенции.
Минусы этого метода: групповая оценка может быть искажена под воздействием более авторитетных членов группы; метод достаточно трудоемкий.
2. Симплекс-метод разработан Дж. Данцигом. Он представляет собой итерационную процедуру решения задач линейного программирования, записанных в стандартной форме. При этом требуется, чтобы система ограничений - равенств была приведена к каноническому виду, что даёт возможность легко находить допустимое базисное решение. Алгоритм симплекс-метода включает следующие основные шаги:
1) Выбор начального допустимого базисного решения.
2) Переход от начального решения к другому допустимому базисному решению с лучшим значением целевой функции. На этом шаге исключаются из рассмотрения все допустимые базисные решения, которые хуже текущего решения. В силу этого обстоятельства симплекс-метод гораздо эффективнее упомянутого выше "прямого" подхода к решению задач ЛП.
3) Продолжение поиска допустимых базисных решений, улучшающих значения целевой функции. Если некоторое допустимое базисное решение нельзя улучшить, оно является оптимальным, и алгоритм симплекс-метода завершает свою работу.
Симплекс-метод не очень эффективная в вычислительном отношении процедура.
Решение задачи начинается с рассмотрений одной из вершин многогранника условий. Если исследуемая вершина не соответствует максимуму (минимуму), то переходят к соседней, увеличивая значение функции цели при решении задачи на максимум и уменьшая при решении задачи на минимум. Таким образом, переход от одной вершины к другой улучшает значение функции цели. Так как число вершин многогранника ограничено, то за конечное число шагов гарантируется нахождение оптимального значения или установление того факта, что задача неразрешима.
Этот метод является универсальным, применимым к любой задаче.
Имея систему ограничений, приведенную к общему виду, находят любое базисное решение этой системы, заботясь только о том, чтобы найти его как можно проще.
Если первое же найденное базисное решение оказалось допустимым, то проверяют его на оптимальность. Если оно не оптимально, то, осуществляется переход к другому, обязательно допустимому базисному решению.
Симплексный метод гарантирует, что при этом новом решении линейная форма, если и не достигнет оптимума, то приблизится к нему. С новым допустимым базисным решением поступают так же, пока не находят решение, которое является оптимальным.
Если первое найденное базисное решение окажется недопустимым, то с помощью симплексного метода осуществляется переход к другим базисным решениям, которые приближают нас к области допустимых решений, пока на каком-то шаге решения либо базисное решение окажется допустимым и к нему применяют алгоритм симплексного метода, либо мы убеждаемся в противоречивости системы ограничений.
3. Метод «Дельфи» разработан американской корпорацией РЭНД и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря своим прорицателям - оракулам, жившим там и предсказывавшим будущее.
Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта.
Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.
Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.
Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются, затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.
Опрос проводится с помощью специальных анкет анонимно, т.е. личные контакты экспертов и коллективные обсуждения исключаются. Полученные ответы сопоставляются специальными работниками, и обобщенные результаты снова направляются членам группы. На основе такой информации члены группы, по-прежнему сохраняя анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз (так называемая многотуровая процедура опроса). После того как начинает появляться совпадение мнений, результаты используются в качестве прогноза.
Далее приведем сравнение методов по следующим критериям:
· Возможность получения оптимального решения.
· Простота в реализации.
· Наличие необходимых для решения задачи данных.
· Временные и трудовые затраты.
· Прозрачность метода.
Сравнительный анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, проведем способом максимального числа совпадений признаков ("+" =1, "-" =0).
№ п.п. | Заданные критерии оценки | Соответствие анализируемого метода заданным критериям | ||
Метод экспертных оценок | Симплекс-метод | Метод Дельфи | ||
Возможность получения оптимального решения | + | + | + | |
Простота в реализации | - | - | - | |
Наличие необходимых для решения задачи данных | + | + | + | |
Временные и трудовые затраты. | + | - | - | |
Прозрачность метода | + | - | + | |
Итого число совпадений: |
Таблица 1. Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи путем максимального числа совпадений признаков
По итоговому числу совпадений выбираем метод экспертных оценок.
Проектная часть с элементами расчета.
Определим наиболее эффективные способы повышения мотивации.
Существуют следующие основные виды мотивов - внутренние и внешние; последние обусловлены стремлением человека обладать какими - то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться.
Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретённых потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.
Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса, модель мотивации Портера - Лоулера.
Существуют следующие способы мотивации (методы повышения мотивации):
1.Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей специалиста в случае невыполнения им соответствующих требований;
3. Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих специалиста к определенному поведению.
Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.
В рамках поставленной задачи, чтобы выбрать наиболее эффективные способы мотивации, необходимо сформировать критерии отбора.
Критерии отбора могут быть следующие:
1. Финансовые затраты
2. Минимальные психологические затраты
3. Эффективность внедрения
4. Результативность
6. Отражение на психологическом климате
7. Высокая широта охвата
8. Полнота воздействия
Для отбора наиболее эффективных способ мотивации, составим таблицу (таблица 2), где оценим соответствие каждого из указанных основных способов мотивации с помощью максимального числа совпадений признаков ("+" =1, "-" =0).
Таблица 2. Отбор наиболее эффективных способов мотивации
Критерии | Финансовые затраты | Минимальные психологические затраты | Эффективность внедрения | Отражение на психологическом климате | Высокая широта охвата | Полнота воздействия | Итого | |
Нормативная мотивация | ||||||||
Убеждение сотрудников | - | + | - | - | - | - | ||
Информирование | - | + | - | - | - | - | ||
Психологические воздействие | - | + | + | + | - | - | ||
Принудительная мотивация | ||||||||
Приказ | - | + | + | + | - | - | ||
Угрозы увольнения | - | + | - | + | - | - | ||
Материальные угрозы | - | + | + | + | - | - | ||
Стимулирование | ||||||||
Премиальные схемы выплат | + | - | + | - | + | + | ||
Системы сдельной оплаты, проценты | + | - | + | - | + | + |
Таким образом, исходя из таблицы, самым эффективным способом мотивации будет являться стимулирование, а именно:
· Премиальные схемы выплат
· Системы сдельной оплаты, проценты
Итак, четко сформулируем решаемую задачу:
Оптимизировать выбор наиболее эффективных способов повышения мотивации.
При решении данной задачи в компании повысится производительность труда специалистов, что приведет к улучшению работы в компании, а значит и к увеличению реализуемых услуг и к увеличению прибыли организации, а из этого следует то, что произойдет снижение издержек, а это и является целью разработки управленческого решения.
Объект - мотивация.
Задача - выбор наиболее эффективных способов повышения мотивации
Потребителями промежуточной информации являются специалисты отдела кадров, т. к. решение о выборе способов мотивации принимается в отделе кадров – специалистами отдела и психологом.
Конечными потребителями являются – управляющие органы компании: начальники, менеджеры, высшего и среднего звена.
Схематическое отображение (рис 1).
Рис.1 Потребители способов мотивации
Организация разработки управленческого решения:
Управленческое решение определяется одним лицом – психологом.
Разрабатывается целым коллективом – кадровым отделом и психологом, а методы стимулирования разрабатываются совместно с бухгалтерским отделом.
Т.е. разработка управленческого решения выглядит следующим образом:
· Подготовка исходных данных – психолог.
· Разработка управленческого решения – психолог и кадровый отдел.
· Выработка альтернативных вариантов решения - психолог и кадровый отдел.
· Условия принятия управленческого решения – кадровый отдел.
· Построение модели – психолог и кадровый отдел.
· Разработка алгоритма - психолог и кадровый отдел.
· Разработка методов стимулирования – бухгалтерских отдел и кадровый отдел.
Модель выбора в общем виде выглядит так:
Ограничения:
bij – удельная величина j-го ограничения по i-ой переменной (позиции); Bj – суммарная величина j-го ограничения; |