Процесса в учебных заведениях
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду (9,с.396). Оно направлено на формирование системы качеств личности, взглядов и убеждений. В современных условиях необходимым условием является формирование целостной нравственной личности, полноправного и полноценного члена общества. «Основной функцией воспитания должно стать духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание нравственных основ мироздания и стремления к постоянному совершенствованию. Мерой духовного развития должна стать степень ответственности человека за своё физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь близких людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности человека» (9,с.397). Образовательные учреждения должны научить человека жить в существующей реальности в соответствии с нравственными принципами мироздания. Это является главной задачей воспитания и образования. Они обязаны обучить ребенка использовать данную с рождения способность развиваться, творить что-то новое, научить его самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию (9,с.399). Процесс обучения, т.е. процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся, в огромной степени зависит от личности самого преподавателя. Высоконравственные учителя с достаточной степенью относительной свободы, владеющие искусством педагогики, любящие не только свой предмет, а детей, станут залогом успешного развития детей в школе. Это является главным условием успешного развития ребенка. Педагогика представляет собой науку о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (9,с.400). Основные принципы педагоги современности представляют собой прогрессивные принципы, следование которым, позволяет наилучшим образом достигать поставленные педагогические цели. Одним из них является наиболее старейший принцип – принцип природосообразности (9,с.400). Правилами его являются: возрастное построение педагогического процесса, определение возможностей учащихся, направление педагогического процесса на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения. Другими принципами педагогики являются (9,с.400-401):
1. Принцип гуманизма – принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему;
2. Принцип целостности – принцип достижения единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
3. Принцип демократизации – принцип предоставления участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития и самоопределения, самообучения и самовоспитания;
4. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечивающий взаимную компенсацию, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности;
5. Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
Учебные заведения должны способствовать творческому подходу преподавателей для осуществления педагогического процесса. По определению сотрудника кафедры педагогики и педагогической психологии факультета МГУ И.И. Ильясова деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими (9,с.406). Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающий (9,с.406). С точки зрения положений культурно-исторической концепции обучение является основой, способствующей вскрытию смысловых ключей ребенка, его пониманию окружающего мира. При этом каждый ребенок представляет собой индивидуальность, пользующуюся присущей только ей, как личности, способностью к познанию – рациональному или иррациональному. Поэтому обучающий процесс в школе должен давать среднее образование, позволяющее ребенку с логическим типом мышления овладеть интуитивным, а интуитивного типа логическим типом мышления. Это будет гарантировать всестороннее развитие ребенка, позволяющее ему охватить мир во всем объеме, что впоследствии позволит сформировать философский тип мышления человека, обрести навыки мудрости. Атмосфера в учебных заведениях должна быть в достаточной степени гармоничной, в основании общения между преподавателями и детьми, а также детей между собой должны быть положены нравственные принципы, основанные на Любви. Из педагогической деятельности должны быть исключены все силовые языческие способы воздействия на личность ребенка, включающие негативные эмоциональные и программирующие влияния. Фундаментом процесса обучения должно стать убеждение, личные, высокие нравственные качества преподавателя, его относительная степень свободы, которая позволит сформировать определенный идеал учителя у ребенка, что будет способствовать истинному уважению и признанию, Любви к преподавателю. Все методики, применяющиеся в школе, должны быть пересмотрены с точки зрения силового программирования. Индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, творческое вскрытие его наклонностей, независимое от его успехов, благожелательное отношение должны стать главными принципами взаимодействия преподавателя и учащегося. Совершенствование преподавателей, обретение ими относительной степени свободы будет способствовать гармонизации атмосферы в школах.
К сожалению, современные учебные учреждения в настоящее время представляют собой структуры направленные не на гармоничное образование, а на то или иное однобокое получение знаний, качество, которых в результате ускоренного процесса обучения – получения большого объема информации – является сомнительным. Атмосфера в школах дисгармонична, более напоминает невротическое общение преподавателей и учащихся. Учителя с низкой степенью относительной свободы, в основном женского пола, т.е. обладающие повышенным воздействием левоторсионным полем вращения (эмоциями) наносят ущерб психическому и физическому здоровью учеников. Незащищенные дети представляют собой жалкую картину. Современный ребенок в обществе тотального потребления, где пропагандируется получение лишь физических удовольствий, несет на себе груз недуализированного брака, межличностных силовых взаимодействий между сверстниками и учителями. Он представляет собой открытую для программирования различными средствами информации (телевидение, Интернет) систему, не понимает элементарных основ нравственного поведения («то, что говорят взрослые, совсем не соотносится с тем, что делают»), раздираем на части коллективным бессознательным человечества. Все это приводит к тем или иным психическим отклонениям, к нарушениям физического здоровья. Не интеллектуальные нагрузки в школе являются причинами заболеваний, а именно силовые энергоинформационные влияния, которым со всех сторон подвержен ученик. Ребенок не сможет усвоить более информации, чем доступно его психике, процессы психологической саморегуляции являются естественными природными процессами психики детей. Основой негативных психологических и физических проявлений являются эмоции ребенка - боязнь, страх перед наказанием в школе, дома, насмешки сверстников. Большой объем информации, который школа пытается «впихнуть» в ребенка, не способствует её осознанному принятию, а влияет лишь деструктивно на психику ребенка, осознающего себя неспособным принять весь выливающийся на него поток информации. Он естественно не понимает, что это является его защитной природной реакцией. Это приводит к заниженной самооценке своей личности, к депрессивным или агрессивным реакциям. Поэтому в школе необходимо ввести обучение основам приобретения энергоинформационной защиты, позволяющей учащимся обрести достаточную степень относительной свободы. Другой основной задачей должно стать формирование нового мировоззрения, основанного на научно-религиозных принципах строения мироздания.
Вскрытие принципиальных различий в энергоинформационном воздействии на мир мужчины и женщины позволяет сформулировать необходимость привлечения в учебный процесс достаточного количества преподавателей мужского пола. Мужчина по своему функциональному назначению обладает большим влиянием информационной составляющей, что для педагогической деятельности является необходимым условием. « Надо вернуть, хотя бы частично, мужчину в школу. До войны большинство учителей были мужчины. Сейчас школа – «бабье царство» (кроме разве что учителя физкультуры и труда), и это отнюдь не способствует маскулизации мальчиков, воспитанию будущих мужей и отцов» (115,с.513). Возвращение мужчин в школы должно стать одной из главных задач системы образования. Это позволит решить многие назревшие проблемы:
1. улучшит качество образования в школах;
2. будет способствовать воспитанию мужчин, как созидателей объективной реальности;
3. окажет положительное влияние на воспитание и формирование женщин, осознающих своё истинное женское предназначение;
4. уменьшит силовые воздействия на личности детей, приводящие к различным степеням психического и физического отклонения здоровья.
Важным аспектом должно стать половое просвещение и воспитание детей. «В наш век всеобщей «акселерации» она (юношеская сексуальность) проявляется довольно рано, значительно раньше, чем появляется возможность и необходимость основать семью» (115.с.514). «Каждый подросток решает эту проблему по-своему, не всегда лучшим образом, иногда с социально опасными последствиями. Вести откровенный разговор «на трудную тему» мешают ханжеские предрассудки» (115.с.514). Следует обеспечить подростков необходимыми знаниями в области физиологии, гигиены и психологии. Но главной задачей полового воспитания детей должно быть формирование нравственных представлений о природе Любви, как Божественной воли и судьбы, повелевающей человеку любить друг друга. Воспитание у ребенка способностей и потребности к саморазвитию, самосовершенствованию позволит развить в нем негативное отношение к вожделениям – сексуальным отношениям, не позволяющим человеку совершенствоваться. Одним из ключевых понятий формирования сознательного отношения к Любви у подростков должно стать уважение к другой личности, основой которого может быть только свобода. «Любовь – дитя свободы, поется в старой французской песенке, но никак не принуждения» (74,с.380). Только свободный человек может Любить, иначе это приводит к негативным последствиям в жизни супругов, так как зависимость приводит к разрушению любящих сердец. Объективное осознание ролей мужского и женского предназначения позволит сформировать правильные представления о причинах возникновения Любви, о психофизической дуальной дополняемости супругов, которая является необходимым условием заключения союза и полового взаимодействия мужчины и женщины. Любовь – это потребность слиться с другой личностью, чтобы трансцендировать свою отдельность, она является желанием узнать «тайну человека» ( Э. Фромм, 74,с.380). Сексуальное же половое отношение без Любви способствует деградации истинной сущности человека, его регресса в сторону животного. В нравственном разумном обществе общение полов осуществляется в рамках устойчивого, заключаемого по Любви союза, который обеспечивает наибольшую интенсивность восприятия мира при интимности отношений. «Альфа и омега прочного брака и подлинной близости, человеческой, возвышающей, одухотворенной, дающей подлинную радость, - взаимная Любовь»(115,с.514). Способность к этому чувству может быть привита, воспитана. Школа, родители обязаны научить детей умению реализовывать чувство Любви полноценно, в соответствии с истинной природой человеческого существа, как создания Бога, по образу и подобию Его. Принятое обществом, социальной средой нравственное мировоззрение, основанное на научно-религиозных аспектах строения мироздания, будет способствовать гармоничному развитию человеческой потенции – Любви.
Одной из актуальных проблем современного мира является то, что «достижения науки влияют на общий уровень культурной жизни людей, но в 20 веке эти достижения столь значительны, что их применение стало влиять в глобальном масштабе на структуру общества. Этот процесс, называемый научно-технической революцией, приводит к тому, что сейчас нельзя рассматривать проблему обучения молодежи в отрыве от тех социальных изменений, которые вызваны научно-технической революцией» (51.с.238). Эти слова принадлежат крупнейшему физику-теоретику Петру Леонидовичу Капице, который в уже 1970-х годах ставил проблему организации досуга и образования молодежи в условиях неуклонного роста производительности труда. Он вскрыл основные закономерности и указал основные пути возможного регрессивного и прогрессивного развития этого явления, порожденного современной научно-технической революции. П. Л. Капица писал в своем докладе на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы: «Экономисты считают, что при современной производительности труда достаточно примерно трети или четверти трудового контингента промышленно развитой страны, чтобы вдоволь обеспечит население всем необходимым для жизни: едой, одеждой, жильем, средствами передвижения и пр. Если сейчас в промышленности занято больше народу, то это в основном связано с оборонной промышленностью, экономической помощью менее развитым странам, научными исследованиями, обслуживанием населения, туризмом, радио, телевидением, кино, спортом, прессой и пр. В этих областях число занятых сейчас людей не ограничивается, и по-видимому, определяется числом свободных рук. Такая высокая по сравнению с прошлым столетием производительность труда и связанная с ней меньшая загрузка рабочего населения дают возможность в наше время значительно поднять продолжительность обучения молодежи» (51,с.239). «Тот высокий рост численности студентов, который наблюдается сегодня в высокоразвитых странах, конечно, оказался возможным в значительной степени благодаря высокой производительности труда» (51,с. 240). «Происходящий сейчас рост общественного богатства за счет высокой производительности труда и развитие производства для массового потребления приводят к необычайному росту дохода на душу населения. Благосостояние населения неизменно растет. Если в некоторых странах и наблюдается безработица и бедность, то это надо отнести на счет несовершенства социальной структуры и не связывать с экономическими возможностями страны. Рост благосостояния населения ставит новую социальную проблему. Это проблема досуга… Она тесно связана с вопросами образования и воспитания молодежи» (51,с.240). «Время досуга будет неуклонно расти, поскольку неуклонно растет производительность труда. Поскольку занятость у людей будет продолжать уменьшаться, то скоро время досуга у людей станет больше рабочего времени. Социальная проблема, которая уже поставлена, - это обеспечить человеку условия для рационального использования досуга» (51,с.240). «На значимость этой проблемы в яркой форме обратил внимание Олдос Хаксли в книге «Прекрасный новый мир». В ней проблема досуга решалась занятием спортом, различными примитивными зрелищными развлечениями и сексом, при этом считалось, что широко должны быть использованы наркотики. Главная задача, которую, согласно книге Хаксли, ставили перед собой руководители «Прекрасного мира», заключалась в том, чтобы у трудящихся не появилось интереса к социальным проблемам. Для этого с самого раннего детства их отучали от самостоятельного и критического мышления. Прогноз Хаксли по использованию досуга сейчас начинает оправдываться в наиболее промышленно развитых капиталистических странах. Там быстро растет достаток у населения, но у массы людей происходит падение духовных и общественных запросов и все больше и больше потребление всяких видов наркотиков. Особенно неумело использует досуг и достаток та молодежь, у которой отсутствуют культурные интересы. Юноши и девушки, достигнув зрелого возраста, быстро пресыщаются спортивными и эстрадными зрелищами. На пути секса тоже нет преград. При большом достатке появляется изобилие всякого рода «железняк» - радио, фото, кино, автомашины и пр., но удовольствие от их примитивного использования также быстро притупляется. При этом, чувствуя обеспеченность родителей, молодые люди не испытывают боязни за завтрашний день, отсутствует необходимость борьбы за существование, и все это приводит к тому, что молодежь в этих условиях не имеет перед собой задач, решая которые она могла бы развивать свои силы и волю. Все это, вместе взятое, делает жизнь молодежи лишенной постоянного внутреннего содержания» (51,с.241). «Разнообразные наркотики, которые все больше и больше распространяются среди молодежи как средство, отрывающее её от действительности, конечно, дают кратковременный уход от неё, но, как известно, при этом происходит разрушение нервной системы человека, еще больше усугубляющее его духовную депрессию. Среди молодежи непрерывно растет преступность» (51,с.242). «Социальные заветы, согласно которым должна жить молодежь, не дают нужных ей идеалов, поскольку индивидуализм, свойственный капиталистическому обществу, воспитывает стремление к обогащению и не развивает широких социальных идеалов. Когда-то религия давала идейную направленность общественной деятельности человека, но теперь, главным образом благодаря научным достижениям, большинству людей стала ясна примитивность доктрин, лежащих в основе верований, поэтому сейчас они могут удовлетворять только небольшую часть общества»(51,с.242). П.Л. Капица с позиций рационалистического видения мира правильно охарактеризовал состояние современного общества, тенденции к регрессивному развитию которого сформировались уже с середины 50-х годов прошлого столетия. На современном этапе развития общества картина представленная Хаксли только усугубилась, приобрела масштабность. Рационалистическое мышление, до настоящего времени, до открытия теоретической физикой Духовной реальности мира, не позволяло принять нравственные основы строения мироздания, оценить информацию, заложенную в священных писаниях, понять способы и принципы основ человеческого познания. Деятельность Церквей, как структур власти и подавления личности человека, также способствовала формированию антинравственности. Соединение научных и религиозных сфер познания мира позволяет сформировать идеалы нового общества, позволяющее человеку развиваться и совершенствоваться в прогрессивном направлении. Новое мировоззрение снимает противоречие обусловленное ростом производительности труда и досуга у человека. Высвобождение свободного времени является необходимым условием саморазвития и совершенствования человека. Еще К. Юнг отмечал, что «развитие самости, происходящее в процессе индивидуализации – это главная цель человеческой личности, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций, полное развитие в выражении всех элементов личности. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться высокообразованные и способные люди, имеющие к тому же достаточный досуг» (9,с.319). Рост производительности труда, высвобождение свободного времени способствуют, чтобы проблема самореализации человека была решена положительно. Неумение современным человеком использовать свой достаток и досуг, потребительское отношение к жизни, является регрессом, приводящим к полной деградации личности человека, превращению его в зверя. П.Л. Капица правильно указывает два основных направления развития. « Первое, то, которое так ярко описано у Хаксли в его утопии, - это удовлетворение у широких масс во время досуга только их наиболее примитивных потребностей животного характера, воспитание с детства безразличия к духовным и социальным проблемам. Другой путь прямо противоположен – это воспитание в людях с молодых лет высоких духовных запросов, чтобы они с пользой для общества и с интересом для себя могли использовать свой досуг и достаток. Для этого надо дать людям и прежде всего молодежи смысл существования, привить им интерес к решению социальных проблем, воспитывать в них духовные качества, необходимые для восприятия науки и искусства. Несомненно, прогрессивное человечество выберет этот путь. Поскольку воспитание и развитие духовных качеств человека в значительной мере определяется образованием, то это и есть та новая задача, которая выдвинута научно-технической революцией перед школой и перед высшими учебными заведениями» (51,с.243-244). Принятие нового глобального мировоззрения предложенного культурно-исторической концепцией, основанного на научных и религиозных истинах позволит выработать систему образования, способствующую саморазвитию, самореализации творческих способностей человека. Немного остановимся на методах обучения в современной России. Повсеместно применяющееся, новые педагогические методики не оправдываются. Они приводят к тому, что преподаваемый объем знаний невозможен для полного восприятия ребенком. Это приводит к качественному ухудшению всего образовательного процесса. Родители детей, понимая, что ребенок не усваивает элементарные основы, вынуждены использовать дополнительную форму обучения во внеурочное время. Часто родители сваливают всю вину на ребенка, на его низкие интеллектуальные способности, принижая его достоинство, т.е. влияя на него силовыми способами воздействия на психику, не разумея, что всё дело в процессе организации и методах образования в школах. Преподавателям в учебных заведениях это явление на руку, они получают дополнительный способ заработка во внеурочное время. Но страдают в основном дети, их психическое и физическое здоровье. Это приводит к тому, что общество вместо получения полноценных членов получает физически и психически истощенных индивидуумов, с нарушенным нравственным отношением к жизни. Советская система образования удовлетворяла основным требованиям получения знаний – среднему образованию. Особенности строения психики заложены в человеке с рождения, они определяются строением его Души. Психологи отмечают, что с одной стороны, функционирование тела, мозга являются основой для функционирования психики, а с другой, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека (9,с.26). «Тело и Душа - качественно различные субстанции, и их отождествлять нельзя» (9,с.27). Они существуют в строгой взаимосвязи и определенных закономерностях воздействия друг на друга. Нарушения взаимодействия приводят к нарушениям психического и физического состояния организации человека. В условиях общественной жизни общества во взаимодействие тело-психика дополняется третья составляющая: социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе (9,с.27). Все взаимодействия человека с миром осуществляются на материальном и духовном (энергоинформационном) уровнях. «Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности психики человека, его способности» (9.с.28). «У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации, и активно управляет, прежде всего, правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). Правши составляют 80-90 % современных людей» (9,с.29). Это является доказательством преобладания научного способа познания мира человеком. ««Правши» склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания-задания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею, достаточно адекватны и разговорчивы, скорее конформисты, учитывают чужое мнение, адекватно оптимистичны, предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру (9,с.29). «Левши» характеризуются ведущей левой рукою, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции, решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи, проявляются творчески в разных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений, предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость; задачи и профессии типа «человек-человек» им даются достаточно легко и приятно (9.с.29). Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами (врожденный генотип у них с правополушарной обработкой информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации» делает их симметричными (9,с.29). Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-х гг прошлого века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (9,с.30).
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное образное восприятие |
Оказалось, что у «правшей» левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения (9,с.30). Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словестно-грамматической логикой, но и интуицией с её пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества (9,с.31). Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить (9,с.31). Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физики. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого «дух отрицания, дух сомнения. Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать» (9,с.31-32). Право-левополушарное развитие мозга свидетельствует о самом способе рационального и иррационального познания, сущность которого вскрывается в теории Любви. Мышление человека зависит от психодинамической структуры Души человека, именно она является основой дуальности. Дуальность предполагает полярность отношений мужчины и женщины. Также и в структуре самого человека должны создаваться условия компенсирующие однополярность мышления. Наша цивилизация имеет преимущества рационального способа познания мира, поэтому для компенсации жесткого рационализма нужно научить ребенка образному иррациональному мышлению, привить ему чувство целостного восприятия мира. Ребенку иррационального способа мышления нужно воспитать способность мыслить логически, что придаст адекватность его интуитивному познанию. Западные физиологи неодобрительно относятся к практике переучивания «левшей» на «правшей», якобы нарушается специализация полушарий (9,с.30). Но компенсация эта является необходимостью, так как она способствует более жизнерадостному восприятию мира, развитию логических способностей ребенка с интуитивным способом мышления. Только нужно все это делать вовремя, пока у ребенка не выработалось четкое руководство левой рукой, т.е. с самого раннего детства. Творческое восприятие мира, за которое ответственно правое полушарие, будет более жизнерадостным, творчество не будет носить депрессивное восприятие мира, наблюдающееся в современном мире в искусстве. Образование и воспитание детей должно компенсировать однобокость восприятия мира, поэтому педагогическая деятельность должна быть направлена на среднее образование. Хорошие показатели по уровню образования имела советская педагогическая школа. Российской системе образования нужно рассмотреть возможность возврата к старой советской системе преподавания, позволяющей воспитывать разносторонне развитых личностей. Мудрость предполагает равнозначное использование как рационального, так и иррационального способов мышления. Воспитание мудрости должно начинаться с детства, со школы. Только целостное восприятие мира, решение задач с использованием, как логического, так и иррационального способа мышления позволит воспитать истинно творческую личность, способную к самореализации, самосовершенствованию. Целостное восприятие мира знаменует собой философское к нему отношение, в основе которого лежит мудрость. Мишель Монтень писал о воспитании детей: « Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; точно так же она изменит по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность» (113.с.150).