Находиться в состоянии покоя
При краниосакральной работе оператор никогда не может знать то, что должно произойти с пациентом, но разум внутри собственной системы пациента знает это. Оператор должен двигаться вперёд [27], просто следуя и доверяя руководящему принципу Дыхания Жизни и его работе, поэтому для того, чтобы поддерживать самоисцеляющие силы пациента без какого-либо вмешательства, решающее значение имеет обнаружение нейтрального места, от которого можно начать работу.
Для нахождения нейтрального состояния оператор должен развивать своё внимание, находясь в состоянии покоя. Как это ни парадоксально, но пребывание в состоянии покоя требует практики, поскольку обычно нас окружают отвлекающие факторы и раздражители. Поток насилия завладевает нашим вниманием при просмотре ночных новостей, на нашу эмоциональную жизнь оказывают огромное влияние «мыльные оперы», а порой агрессивная реклама заставляет нас покупать как можно больше продуктов, которые должны сделать нас счастливыми. Однако, реальная проблема, связанная с подобной «бомбардировкой», состоит в том, что в этом процессе мы часто теряем из виду самих себя. Наше внимание обычно куда-то уходит от нас, и, таким образом, мы становимся вне пределов досягаемости, мы теряем собственный смысл бытия, и тогда мы очень нуждаемся в ещё большей стимуляции, чтобы быть в состоянии вообще что-нибудь чувствовать.
Обретение оператором нейтрального состояния означает развитие внимания, которое не должно ни отдаляться, ни быть занятым им самим. Это требует нахождения места, в котором наше внимание просто отдыхает в нейтральной точке, а не приходит или уходит. Способность находить это место неподвижности, от которого можно слушать, является другой основой ясной краниосакральной пальпации.
Разум неопытного
«Быть нейтральным» также означает слушать с ощущением сомнения и удивления и не иметь никакого суждения или ожидания относительно того, что может быть найдено. Это подразумевает — быть с другим человеком, не зная его. При этом сначала можно почувствовать страх, поскольку мы избавляемся от того, что мы думаем и знаем, и движемся к более глубокому слушанию. В Дзэн буддизме этот вид внимания называется «разумом неопытного» [28]. Он подразумевает наблюдение за вещами, как будто в первый раз. По словам Конфуция, «Тот, кто исходит от невинности, куда он придёт?» Дети вполне естественно имеют разум неопытного, но взрослые обычно утрачивают его.
Когда мне было примерно три года, у меня был воображаемый друг по имени Гог-гог. Однажды я рассказал родителям о том, как Гог-гог заботился обо мне. Он появлялся в определённое время и брал меня с собой совершать удивительные приключения. Иногда мы вылетали из окна моей спальни и кружили над садом и домами соседей. Когда я рассказал об этом приключении моим родителям, они рассмеялись, и я почувствовал глубокую обиду. Я понял, что Гог-гог являлся объектом насмешки и было лучше не говорить о нём. Я выбросил его из головы, до тех пор пока много лет спустя, просматривая книгу о кельтской мифологии, я не увидел, что двух древних духов, которые заботились о маленьких детях в нашей области, звали Гог и Магог. На востоке Англии даже есть два старых дерева, названные в честь этих великих защитников детей.
Поскольку большинству из нас советуют отбросить такое ребяческое восприятие, с раннего возраста мы учимся принимать только мысли и чувства, подобные мыслям и чувствам наших родителей и преподавателей, которые подчиняются распространённому представлению о мире. Следовательно, мы можем жить в рамках подчинения узкому, но принятому диапазону восприятия. Мы можем стать очень умными, но при этом утратить способность доверять нашему инстинктивному «чувству ощущения». Однако, этот вид интеллектуального знания не охватывает область нашей внутренней мудрости, и его недостаточно, чтобы воссоединить нас с нашим источником здоровья. Для того, чтобы действительно оценить наш глубокий разум, мы должны изменить наше восприятие.
Восприятие
«Настоящее путешествие, полное открытий,
заключается не в поиске новых пейзажей, а в обретении новых глаз»
Марсель Пруст