Безопасное гнёздышко или стальная ловушка?
Так называемый гнездовой инстинкт в женских особях всех видов существ гарантирует, что молодое потомство будет находиться в безопасности, в которой оно нуждается, пока оно слишком молодо, чтобы встречать те проблемы, с которыми оно, в конечном счёте, столкнётся в окружающем мире. Будущие матери различных видов существ готовятся к появлению своего молодого потомства в соответствии с их возможными потребностями.
Я помню, как ребёнком я наблюдала за курицей, сидевшей в своём гнезде в ожидании проклёвывания яиц, которые она уже заканчивала высиживать. Также можно заметить, как женские особи котов и собак готовят мягкое и удобное место, где они собираются родить своё потомство.
Человеческие матери известны своей лихорадочной деятельностью, которая часто поглощает всё их время перед рождением младенца. Многие молодые матери чувствуют потребность навести полный порядок во всём доме при подготовке к родам. Это стало стандартной шуткой, что они могут даже переехать в новый дом незадолго перед родами - настолько силён в них инстинкт приготовить безопасный дом для их беспомощного младенца. Такие материальные потребности, конечно же, важны, но даже более важной является подготовка на более тонком уровне, призванная обеспечить тёплый прием для новорождённого, собирающегося появиться на семейной сцене.
Все вышеуказанные приготовления вносят свой вклад в формирование чувства защищённости ребёнка, которое необходимо для обеспечения удовлетворительного развития. Однако если пребывание в удобном гнезде длится слишком долго, тогда такое гнездо становится похожим на стальную ловушку, ограничивая нормальный рост вместо того, чтобы усиливать его. Эта нездоровая ситуация может наблюдаться в семьях. Также это можно видеть во многих группах, которые формируются с гуманистическими целями, но постепенно соскальзывают вниз до уровня жёсткого контроля над своими членами, что препятствует их дальнейшему прогрессу.
Молодёжь всех существ учится на примере своих родителей тем различным методам, которые доказали свою успешность в обеспечении выживания данного вида существ. Однако как только молодое поколение оказывается достаточно выросшим и окрепшим, чтобы самому поддерживать своё существование, опираясь на предшествующее обучение, полученное от родителей, и готово к самостоятельной жизни без родительского наблюдения, оно выталкивается из гнезда, норы или пещеры, чтобы в дальнейшем заботиться о себе самостоятельно. Таким образом молодое поколение получает уверенность в себе, познавая на фактическом опыте то, что оно способно выживать самостоятельно. Такой метод абсолютно необходим в качестве подготовки к полной зрелости, если необходимо обрести уверенность в своих силах.
Существа всех видов инстинктивно осознают ту естественную последовательность шагов, которая необходима для развития с уровня беспомощного младенца до зрелого взрослого существа. Если любой из этих шагов пропускается, прерывается или откладывается слишком долго, то индивидуум оказывается неспособным развиваться нормальным образом, и он будет вынужден продолжать полагаться на помощь и указания своих родителей.
Аналогично и человеческие дети ступают ясно очерченными шагами в процессе своего роста. Если случается болезнь, несчастный случай или другое травмирующее событие, задерживающее любой из этих шагов, то ребёнку будет недоставать тех способностей, которые должны быть выучены в соответствующее время и в надлежащем возрасте.
Я вспоминаю о работе, проводившейся в Институте развития человеческого потенциала, основанном докторами Карлом Делакато и Гленом Долманом в Филадельфии. Эта программа использовала естественную деятельность ползания, проявляющуюся у маленьких детей, для развития их неврологической координации. Проводить время в ползании помогает тем, кто либо не осуществлял такой деятельности в достаточной мере, либо по некоторым причинам делал это неправильно в течение ранних лет, например, из-за родовой или какой-либо другой травмы. Было замечено, что если бы дети пропустили ступень ползания в своём последовательном развитии, то они остались бы на той стадии, которая предшествует пропущенной. В результате был разработан метод, посредством которого детям преподавали правильный способ ползания, чтобы пройти пропущенные шаги. Практикование этого метода продемонстрировало впечатляющие результаты, достигнутые даже и более старшими детьми. Для тех детей, которые были удручающе отсталыми, обычно из-за родовой травмы мозга, и которые не могли ползать, использовался метод, называемый физиотерапией с использованием двигательно-функциональных моделей, или копированием, призванный обеспечить прохождение пропущенного шага. В нём задействовался один взрослый, который двигал каждой рукой и каждой ногой в соответствующей ползающей манере, и другой взрослый, который наклонял голову из стороны в сторону в ритм с движениями рук и ног. В результате применения этого метода произошло множество удивительных случаев полного или частичного восстановления, когда команда заботливых взрослых добровольно помогала родителям перепрограммировать детей, нуждавшихся в таком уходе и лечении.
Эта программа была начата с целью оказать помощь в тех самых очевидных случаях, когда ступень в неврологическом развитии была задержана тем или иным необычным способом или из-за какой-либо непредвиденной причины, которая удерживала ребёнка от его полного развития.
Однако во многих семействах имеется преднамеренное стремление со стороны одного или обоих родителей неопределённо долго удерживать своих детей в подчинении и зависимости от них в силу многих различных причин.
Я знала матерей, которым их дети больше нравятся в образе симпатичных младенцев и малышей, нуждающихся в своих матерях, и, поэтому, они стремятся удерживать своих детей на этой стадии ради своего собственного эгоистичного удовольствия. Они испытывают крайне неприятное чувство, когда видят, как их дети растут и начинают выказывать потребность в независимости, и предпочитают всегда иметь в своём распоряжении младенца, о котором можно было бы заботиться. Так что они либо пытаются удерживать их в подчинённости и зависимости, либо заводят новых детей, чтобы всегда иметь в доме малыша, независимо от того, могут ли они позволить себе такое количество детей или нет. Очевидно, что это - не выражение любви, а проявление чрезвычайной жестокости, происходящей от эгоизма. Детям, которые удерживаются на таком незрелом уровне, впоследствии оказывается очень трудно жить в этом мире, особенно после того, как их родители покидают их и более не могут направлять их и принимать за них решения. Во имя любви такие родители нанесли вред своим детям и буквально покалечили их, хотя они и утверждают, что очень любят их. В отличие от нанесения физического вреда, который может быть легко и сразу же замечен и, поэтому, может быть исправлен тем или иным способом, нанесение такого психологического вреда оказывается незаметным, что делает его жертв ещё более беспомощными, так как от них ждут такого поведения, как будто они - вполне нормальные в своём развитии люди.
Когда мы являемся детьми, учащимися тому, как стать ответственными гражданами, то каждый из нас нуждается в руководящих указаниях, направляющих нас по правильному пути, ибо мы рождены беспомощными младенцами, нуждающимися в безопасной окружающей среде для своего нормального развития; но по мере того, как дети становятся более старшими, они должны быть освобождены от такой зависимости со стороны других.
Если ситуация в семье была такой, что дети с неохотой покидают её, попадая в зачастую суровую действительность мира, находящегося за пределами защищавшего их семейного очага, то они могут пытаться найти ему замену в работе или образовательной среде, которая обеспечит сходное чувство безопасности. Или же они могут использовать болезнь, чтобы продолжать обеспечивать себе безопасное гнездо. Многие люди используют болезнь, чтобы вынудить других действовать в качестве заменителей своих родителей.
Некоторые взрослые дети решают продолжать жить дома, где им гарантирована забота, и они даже откладывают бракосочетание до тех пор, пока они не смогут найти кого-то, кто будет согласен предоставить им сходное безопасное гнездо.
Далее будет приведено всего лишь несколько примеров, показывающих эффект гнёзд, которые были слишком безопасны в течение слишком долгого времени. Они могут приводить к тому, что выросшие дети оказываются пойманными в ловушку зависимости, и убежать из такой ситуации становится достаточно трудно.
Не только родители могут обеспечивать безопасное гнездо своему молодому поколению и затем продолжать удерживать детей привязанными к гнезду, но и многие общественные учреждения подпадают под этот шаблон поведения. Они основываются для обеспечения защищённости и оказания помощи определённым группам людей, которые нуждаются в этом и о которых заботятся такие организации. Первоначальное побуждение и замысел могут быть достойны всяческих похвал, но, к сожалению, фактический результат часто развивается в совершенно другую ситуацию.
Давайте рассмотрим в качестве примера рабочие союзы, которые поначалу были основаны для обеспечения защиты рабочих. Эти союзы были сформированы, чтобы не позволять работодателям извлекать дополнительную неоплачиваемую прибыль из работников, заставляя их работать сверхурочно, недоплачивать им или вынуждать их работать в опасных условиях. Поначалу эти союзы были инструментом повышения стандарта условий работы во многих областях. Они обеспечивали безопасное и защищённое положение для тех, кто иначе мог бы обладать гораздо меньшими правами. Но, подобно семейному гнезду, союзы начали получать всё больший контроль не только над работодателями, но и, в конечном счёте, над самими рабочими, которым они были призваны помогать. Сыр, который они положили как приманку, был обещанием больших выгод - которые не всегда обеспечивались - в обмен на недостаток свободы.
Высшие учебные заведения также могут подпадать под эту категорию. Они призваны обеспечивать образование для студентов, находящихся под их заботой. Но для тех студентов, которые ищут другое безопасное гнездо при оставлении первого, обеспечивавшегося их родителями, высшие учебные заведения становятся стальной ловушкой, в которой зависимые молодые люди продолжают оставаться гораздо дольше по сравнению с тем, когда они должны были бы выйти из его стен и начать нести в мир всё, чему они научились, чтобы разделять свои знания с другими. Некоторые становятся вечными студентами, боясь лишиться сравнительной безопасности того учебного заведения, которое они выбрали для обеспечения своей продолжающейся потребности в гнезде.
Религиозные институты могут оказывать подобное влияние на своих членов. Религии начинаются с чудесным образом вдохновлённого послания, которое предлагает обещание безопасности, комфорта, помощи, свободы и счастья. Люди стекаются под его защиту, надеясь, что это учение будет хранить их в безопасности, ограждая от грубого мира и от их личных проблем. Но вместо проповеди учения о том, что каждый содержит внутри себя источник вдохновения, помощи и водительства, главы различных церквей могут начать брать контроль в свои руки. Они устанавливают бесчисленные правила для прихожан и обещают им спасение, если они будут соблюдать их. Таким образом в очередной раз безопасное гнездо в конечном счёте становится стальной ловушкой, в которой оказываются доверчивые и ничего не подозревающие люди, пойманные в неё подобно рыбе, оказавшейся в сети, боясь вырваться на свободу и, в то же время, всё же будучи разочарованными явно нарушенными обещаниями тех, кому они доверились.
В мирное время различные виды вооружённых сил представляют собой пример готового гнезда для некоторых людей. Их повседневные потребности оказываются обеспеченными, и от них требуется принимать совсем немного решений, поскольку распорядок дня уже установлен для них. Они переходят к такому образу жизни, в котором содержится совсем небольшая неопределённость. Изначальная цель вооружённых сил заключалась в обеспечении защищённости и безопасности всего населения, но, подобно другим превратившимся в ловушки гнёздам, в течение относительно мирных времён карьера военных может запереть этих национальных защитников в их собственной стальной ловушке.
Диктатуры представляют собой другой пример. Вначале благосклонная родительская фигура щедро сыпет обещаниями спасти людей от бедности, недоедания и притеснения, уверяя их в обеспечении защищённого и безопасного существования во главе с ним в качестве их заботливого родителя. Конечно же, неимущие и подавляемые социальные классы попадутся на удочку таких обещаний, надеясь улучшить свою участь и положение своих семейств. Что они потеряют, когда они и так пребывают в такой нужде? Но, подобно другим обещанным гарантиям безопасности, эти соблазнительные обещания неотъемлемо несут с собой потерю личных свобод людей, и для многих это оказывается непомерно высокой ценой.
Всякий раз, когда руководящий орган или организация запрещают свободу людей, не позволяя ей быть творческой и созидательной, и принимают ответственность за других на себя, то это автоматически приводит к появлению гнезда, которое вырождается в ловушку.
Система социального обеспечения и выплаты государственных пособий по безработице – ещё один пример помощи, имеющей неприятные последствия и создающей невыносимую ситуацию для каждой из сторон – как для тех, кто, как предполагается, получает пользу от неё, так и для основной массы общественности, которая вынуждена платить постоянно увеличивающиеся налоги для поддержания этой системы. Подобно многим другим учреждениям, эта система появилась для обеспечения временной защищённости - посредством финансовой поддержки – тех людей, которые оказались в несчастном положении и какое-то время неспособны поддерживать себя и свою семью. Однако когда такая помощь продолжается неопределённо долго, то эта система отнимает у людей шанс на улучшение их судьбы и возможность стать независимыми от такой помощи, и, в результате, они продолжают жить на удручающе низком уровне существования.
Я знала людей, которые, к моему удивлению, фактически использовали больницы и психиатрические лечебницы в качестве безопасного гнезда, лишь бы только не жить самостоятельной и ответственной жизнью. Некоторые люди более склонны к тому, чтобы о них заботились в таких заведениях, чем к развитию своих собственных способностей, чтобы стать независимыми и свободными от такой опоры.
Тюрьмы также могут использоваться некоторыми людьми в качестве альтернативы независимости, и хотя они, конечно, не обеспечивают удобного гнезда, всё же оно часто более безопасно, чем та жизнь, которой обитатели тюрьмы жили перед лишением свободы.
Даже обладание страной ядерным оружием может создавать у её населения иллюзию безопасности от нападения со стороны других стран и ужасающей трагедии войны со всеми сопутствующими ей лишениями.
Гнёзда, превратившиеся в стальные западни, вносят свой вклад в личную деятельность в обход сердца, удерживая пойманных в них людей на незрелой стадии развития. Это препятствует раскрытию сердца, не позволяя ему проявлять любовь к другим.