Общая характеристика человеческого общения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . 4
1. Общая характеристика человеческого общения. . . . . 5
1.1. Формирование первого впечатления . . . . . 6
1.2. Процесс коммуникации . . . . . . . . 9
2. Речь как элемент коммуникации . . . . 9
3. Невербальная коммуникация . . . . . . 14
4. Коммуникативные барьеры . . . . . 16
5. Практические рекомендации . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . 27
Список литературы . . . . . . . . 28
Приложение . . . . . . . . . 29
ВВЕДЕНИЕ
Знание психологических закономерностей межличностного общения и умение учитывать их в организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Невозможно способствовать развитию человеческого потенциала и эффективно использовать его профессиональный ресурс, не учитывая системно и всесторонне актуальные человеческие качества и их проявления.
Достижению этой цели несомненно поможет настоящее учебное пособие. В нем кратко изложены современные теоретические представления об особенностях межличностного общения, представлены методики, позволяющие определить особенности взаимоотношений личности с окружающими людьми.
Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов всех специальностей, изучающих курс «Управленческая психология», «Психология управления», «Социальная психология», «Управление персоналом» и всем, кому интересно познавать себя и других.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Все мы живем и работаем среди людей. Поэтому практически в любой ситуации нам приходится, подчас независимо от нашего желания, с кем-то общаться. При этом одни люди нам нравятся, к другим мы относимся достаточно нейтрально, тогда как третьих буквально терпеть не можем.
Если мы понаблюдаем за собой, то поймем, что мы не просто взаимодействуем с другими людьми, но и воспринимаем их, оцениваем; мы обмениваемся с ними своими переживаниями; испытываем на себе их влияние, подчас по тем или иным причинам подражаем другим людям; изменяем свои пристрастия под влиянием моды; принимая решение, чаще всего стараемся учесть мнение окружающих; с одними людьми работаем продуктивно, тогда как с другими взаимодействие не получается. Как видите, человек живет и развивается в обществе, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми. Все это происходит благодаря общению.
Категория «общение» является базовой в понимании того, как люди взаимодействуют между собой. Существует множество подходов к этому феномену. Остановимся на классических характеристиках данного понятия.
Общение — это взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, какие факторы делают его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное понимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным. Ученые выделяют пять функций общения:
1. Прагматическая функция — реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция — проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Вспомним, что случается с людьми, если вдруг их лишают общения с себе подобными.
3. Функция подтверждения — только общаясь с другими людьми человек, может познать, понять и утвердить себя. Известно, что самой страшной формой наказания провинившегося является бойкот, т.е. ситуация, когда человек просто перестает существовать для значимых для него людей.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений — общаясь, человек оценивает других людей и устанавливает с ними определенные эмоциональные отношения, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Эмоциональные отношения
буквально пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают отпечаток на деловые отношения.
5. Внутриличностная функция — по сути это мышление человека, диалог с самим собой.
Общение может выступать одновременно и как процесс взаимодействия людей, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния людей друг на друга, и как процесс взаимного переживания, взаимного понимания друг друга (Б.Ю. Парыгин).
В едином процессе общения можно выделить три стороны:
· коммуникативную — это передача и обмен информацией;
· интерактивную — т.е. взаимодействие;
· перцептивную — взаимовосприятие, взаимооценка в общении.
Остановимся на них более подробно.
Коммуникативная сторона общения характеризуется:
· умением устанавливать психологический контакт;
· учетом особенностей коммуникативного воздействия;
· аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
· эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.
В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.
Невербальная коммуникацияструктурно представляется следующими системами:
* визуальной — это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),пространственно-временная организация общения, а также вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы). Темп движений отображает эмоциональные реакции человека;
* акустической — это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;
* тактильной — это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
Интерактивнаясторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:
ü мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
ü мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм) ;
ü мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
ü мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);
ü мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно, существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.
Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
- познание себя в процессе общения;
· познание и понимание собеседника;
· прогнозирование поведения партнера по общению.
Для эффективного делового общения очень важно понимать другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие «рисунок» общения.