К методическим рекомендациям
Как показывает данные анкетирования, в среднем чуть меньше половины сотрудников (42,1%) считают, что изучаемые ими методические рекомендации, статьи из специальных журналов помогают им в расследовании и профилактике групповых преступлений несовершеннолетних. Причем следователей и дознавателей меньше всех устраивают эти разработки, т.к. утвердительно на этот вопрос ответили лишь 26,8 %. Для сравнения две трети из числа опрошенных инспекторов по делам несовершеннолетних (66,7 %) помогают разрабатываемые рекомендации по данной проблеме.
Ответ «отсутствует время на изучение методической литературы» встречается у третьей части из числа опрошенных следователей (33,8 %) и четвертой части сотрудников уголовного розыска (23,7 %). Больше времени на изучение методической литературы оказалось у сотрудников УУМ, и особенно сотрудников по делам несовершеннолетних.
Подобный вопрос о роли методических рекомендаций мы задавали опытным следователям и руководителям. В их ответах подчеркивалось, что в каждом следственном отделе организована работа по знакомству с новыми методическими разработками, которые поступают им из контрольно-методического отдела. Каждому следователю предоставляется возможность ознакомиться с методическими разработками и специальной психологической литературой не только на занятиях в рамках служебной подготовки, но и самостоятельно. «Отсутствие времени» - не есть главная причина, по которой следователи не имеют возможности познакомиться с этой литературой. Руководители следственных отделов выделяет еще две причины: неумение работать самостоятельно, недостаточно развитые навыки работы с литературой, обычная лень»[110].
Учитывая, что среди опрошенных нами сотрудников следователям меньше всего помогают методические рекомендации в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних, мы решили выяснить, какие разделы в таких рекомендациях привлекли бы их внимание. Данные обработки ответа на вопрос представлены в таблице № 7.
Вопрос | Ответы | Количество следователей и дознавателей, выбравших ответ (в %) |
Если бы Вы участвовали в разработке рекомендаций, предназначенный для специализированного следователя, то какие бы разделы включили в пособие? | возрастные и социально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей | 61,8; 2 ранг |
психология преступных групп несовершеннолетних | 49,7; 4 ранг | |
психотехники установления и поддержания психологического контакта | 31,4; 6 ранг | |
психология лжи/правды в показаниях и приемы разоблачения во лжи | 51,3; 3 ранг | |
методы и приемы психологического воздействия на несовершеннолетних подозреваемых | 43,5; 5 ранг | |
психолого-криминалистические особенности проведения допроса, очной ставки и др. следствен. действий | 74,9; 1 ранг |
Таблица № 7. Мнения следователей и дознавателей о методических пособиях
Полученные данные еще раз подтверждают ранее выявленные проблемы психологического характера, с которыми сталкиваются следователи при расследовании групповых преступлений, решение которых позволит повысить эффективность расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.
Подобный вопрос о методических рекомендациях и пособиях был задан в интервью опытным следователям и руководителям следственных подразделений. По их мнению, молодые следователи, обучавшиеся в образовательных учреждениях МВД России, и особенно в гражданских вузах, испытывают страх перед проведением практически любого следственного действия, особенно перед допросом. Написанные на бумажке вопросы, не всегда точная формулировка этих вопросов не позволяют молодому следователю проявить свободу, гибкость и уверенность в себе. Поэтому опытные следователи предложили: если бы они были авторами методических разработок по юридической психологии для курсантов, то обязательно включили алгоритмы, техники, приемы, методы установления психологического контакта с различными категориями граждан, поддержания взаимоотношений на допросе, очной ставке и т.п.
Видимо стоит прислушаться к этому мнению. Такой материал, конечно, изучается на занятиях по юридической психологии, но небольшая брошюра с напоминанием об основных технологиях общения, безусловно, должна быть у каждого начинающего следователя.
Завершая вопрос о методических пособиях и рекомендациях, отметим, что каждые 3-5 лет информация в различных областях знания возрастает в два, а иногда и три раза. Поэтому нельзя не сказать и о том, что происходит устаревание знаний. В интервью следователей неоднократно звучали примерно такие фразы: «Часть информации о личности и группе несовершеннолетних преступников, безусловно, устарела. Новых исследований по данным проблемам, увы, к нам не поступает».
Думается, что разработчики методических рекомендаций, готовящих материалы для следователей и дознавателей, должны успевать за таким увеличением объема информации, в частности, чаще обращаться к новым исследованиям по криминальной психологии и психологии расследования преступлений. Методические рекомендации должны готовиться оперативно, отвечая современным потребностям сотрудников органов внутренних дел в тех знаниях, которые необходимы им при раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
5) Кроме полученного образования, квалифицированной помощи психологов, методических рекомендаций на эффективность расследования сотрудниками органов внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних оказывает влияние опыт коллег – следователей с большим стажем, житейской мудростью, развитым интеллектом, которые могут оказать своевременную помощь. Как показывают наши наблюдения, в настоящее время самым беспомощным и сомневающимся следователям такая помощь оказывается не только в непосредственных контактах, но и … по мобильному телефону. Такую специфическую помощь оказывают начальники следственных отделов, когда, возникают проблемы не только при подготовке и проведении допросов и очных ставок, но на месте преступления, куда выезжают молодые, начинающие следователи. Оперативность такой помощи имеет свои преимущества – сделал, как сказали, да еще и правильно, не совершив ошибок.
По данным нашего исследования в следственных отделах проводятся своеобразные летучки, где не только опытные следователи делятся своим опытом, но и приглашают молодых следователей на допросы и другие следственные действия с целью обмена профессиональным опытом и мастерством.
Отвечая на вопрос, каким образом проводится или должна проводиться работа по обмену опытом в следственных подразделениях с молодыми (начинающими следователями), получившими высшее юридическое образование, все опрошенные следователи отметили, что такая работа должна носить прикладной характер.
Обучение проходит или должно проходить следующим образом:
А) ежедневные кратковременные совещания, где обсуждаются наиболее сложные уголовные дела и рассматриваются различные выходы из возникающих проблем;
Б) знакомство с тактикой расследования (молодые следователи посещают допросы, очные ставки и другие следственные действия, проводимые наиболее опытными коллегами);
В) помощь в составлении плана расследования и в ходе процесса расследования, а также контроль за результатами этапов предварительного следствия со стороны руководителя и (или) наставника-следователя.
Подводя итоги, следует отметить, что по данным опроса и интервью сотрудники органов внутренних дел акцентируют внимание на следующих психологических проблемах, с которыми они сталкиваются в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних:
- отсутствие должных навыков и умений сбора и обобщения объективной информации о личности несовершеннолетнего подозреваемого и преступной группе;
- несистематизированность психолого-криминалистических знаний о преступных группах несовершеннолетних и личности несовершеннолетнего преступника;
- недостаточный уровень знаний о психологических особенностях искренности в показаниях и навыков разоблачения во лжи подозреваемых несовершеннолетних в групповом преступлении;
- недостаточно развитые навыки по применению психолого-криминалистических приемов и методов при проведении допроса и очной ставки.
Учитывая мнения сотрудников органов внутренних дел, опытных следователей, считаем, что эти проблемы могут быть решены при помощи следующих мероприятий:
1) совершенствовать методики преподавания психолого-юридических дисциплин, чаще использовать видеотренинги, моделирование практических ситуаций, внедрять межкафедральные занятия, привлекая практических работников к их проведению и т.д.;
2) своевременно организовывать помощь молодым сотрудникам со стороны более опытных следователей и практических психологов;
3) проводить практические занятия по наиболее актуальным проблемам, которые необходимо отслеживать руководителю подразделения, стимулировать молодых следователей к самообразованию;
4) привлекать специалистов-психологов, психиатров, педагогов в качестве консультантов, помощников по наиболее сложным уголовным делам;
5) своевременно и оперативно подготавливать методические рекомендации, предназначенные как для общего, так и индивидуального знакомства.