ВВЕДЕНИЕ. Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
Методические рекомендации
По выполнению исследовательских работ
по направлению подготовки
031000 – Филология
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательские работы выполняются студентами на основе знаний, полученных по теоретической грамматике, лексикологии, стилистике, теории и практике перевода, методике преподавания иностранного языка и имеют большое значение для усвоения всего цикла профессиональных дисциплин.
Общими задачами исследовательских работ по лингвистике являются:
§ расширение и углубление лингвистических знаний студентов в избранной области;
§ выработка умений применять теоретические знания при исследовании конкретного лингвистического материала;
§ развитие навыков самостоятельной научной работы;
§ выявление связи лингвистической теории с практическими задачами преподавания иностранных языков.
Исследование, осуществляемое студентом, может быть обращено как к современному состоянию языка и языковедческих проблем, так и к их истории. Оно может касаться проблем структуры и родства языков, языка и мышления, языка и общества, языка и культуры и затрагивать конкретную грамматическую, лексическую, стилистическую или методическую проблему.
Значение научно-исследовательской работы состоит в приобщении студента к научной деятельности, развитию у него творческого мышления, умения осмысливать и сознательно применять языковой материал в практике преподавания иностранного языка. В соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовленности выпускника – бакалавра филологии, студенты должны быть подготовлены к таким видам профессиональной деятельности, как научно-исследовательская и проектная:
Виды профессиональной деятельности | Соответствующие им задачи профессиональной деятельности | Профессиональные функции |
Научно-исследовательская | Развитие способности выполнять научно-исследовательскую деятельность в области лингвистики и литературоведения. | - Владение знаниями из истории лингвистических наук, об отечественных и зарубежных лингвистических и методических научных школах и направлениях, а также о современном состоянии данных и смежных с ними наук. - Владение основными методами научного исследования. - Владение профессиональным лингвистическим терминологическим аппаратом. - Умение четко и логично излагать проблему, делать аргументированные выводы, корректно излагать свою точку зрения. - Умение творчески использовать теоретические знания при решении конкретных лингвистических, литературоведческих, методических проблем. |
Проектная | Развитие способности к проектной деятельности в сфере филологического образования и в области преподавания иностранного языка. | - Владение умениями участвовать в устном профессионально-ориентированном общении (выступить с сообщением, докладом; участвовать в различных формах полилогического профессионально-ориентированного общения). - Владение аналитическими умениями адекватно анализировать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег. - Владение умением критически оценивать учебную, учебно-методическую и научно- лингвистическую литературу. |
За время обучения в вузе студенты пишут курсовые и выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 031000 – Филология, специализации «Методика преподавания иностранных языков» и «Лингвистика».
На 2 курсе это реферативная курсовая работа,на 3 курсе – курсовая работа с элементами исследования, на 4 курсе – выпускная квалификационная работа бакалавра.