Руководство и лидерство в организации: понятие и значение в управлении. Власть и влияние. Баланс власти. Формы и источники власти
Руководство состоит в использовании влияния для формирования групповых и организационных целей организации, мотивирования поведения, направления на достижение этих целей и содействие созданию организационной структуры.
Лидерство – это совокупность характеристик личности, который воспринимается как лидер.
Лидерство – это тип управляющего, основанный на более эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждении людей к достижению общих целей.
Лидер- это эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.
Отличие лидера от менеджера- у менеджера подчиненные, а у лидера последователь.
Руководитель- это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они выполняли порученную работу.
Влиять - целенаправленное воздействие на кого – либо или быть причиной чьего- либо поведения.
Влияние- поведение, какого – либо человека, которые изменяют поведение и чувства других людей.
Власть – возможность влиять на поведение других. Оно никогда не может быть абсолютной, руководитель всегда чем – то ограниченна ( поставщиками, конкурентами)
РУКОВОДСТВО — 1) непосредственное управление подчиненными; 2) управление организацией; 3) аппарат управления организацией.
Для руководителей характерно:
1. Интеллект
2. Инициатива
3. Уверенность
4. Способность смотреть на ситуацию с высоты птичьего полета
Деятельность руководителя оценивается, исходя из результатов работы подчиненных.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными т. к. они зависят от него в таких вопросах, как поведение, заработная плата, продвижение в должности, расширение полномочий и т. д. однако и подчиненные имеют власть над руководителем т. к он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с другими людьми, способность подчиненных выполнять свои задания.
Руководитель должен осознавать, что поскольку подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненного такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать ему свою власть, поэтому руководитель должен поддерживать баланс власти.
Формы власти:
1. Власть должности
2. Личная власть
Власть должна быть достаточной для достижения цели, но не вызывать у подчиненных чувство ущемленности и не справедливости.
Формы и источники власти:
ü Законная власть – это власть данная руководителю по средствам организации иерархии ( полномочия)
ü Власть поощрения источником является возможность вознаграждать, поощрять подчиненных.
ü Власть наказания, (основанная на принуждении) источником является возможность наказывать подчиненных. Власть наказания имеет краткосрочный эффект.
ü Экспертная власть источником является знания, умения, которыми обладает руководитель.
ü Эталонная власть источником является харизма человека
ü Власть ресурсов источником является возможность доступа к ограниченным ресурсам
ü Власть информации источником является наличие информации малоизвестной другим людям, но нужной им.
ü Традиционная власть источником является традиции, обычаи, которые сложились, а обществе организации.