Психологическая сущность и роль имиджа коммуникатора.

59. (из учебника богомоловой)

60. Коммуникатор в массовой коммуникации имеет своего рода «коллективный» характер, поскольку в подготовке и передаче его сообщения задействовано большое число лиц (редакторы, технически специалисты и др.). В процессе общения он лишен непосредственной обратной связи и поэтому обращается к анонимной для него аудитории. Аудитория воспринимает его в основном не как частное лицо, а как представителя соответствующей социальной группы.

61. В деятельности СМИ очень большое значение имеет личность коммуникатора, поскольку восприятие любого сообщения опосредуется образом коммуникатора. Если коммуникатор воспринимается аудиторией положительно, то это в большой степени влияет и на положительное восприятие его сообщения. Социально-психологические исследования убедительно свидетельствует о том, что формированию положительного образа коммуникатора содействуют самые разнообразные его качества: от социально-демографических (социальный статус, профессиональные роли, пол, возраст, образование и др.) до индивидуально-личных ( внешность, коммуникативные и внутренние личностные характеристики).

62. Наиболее значимые характеристики коммуникатора находят свое отражение в социально-психологической модели коммуникатора. В ней выделяются два фактора: фактор «компетентности - убежденности» , который связан с первым рядом отношений «коммуникатор-сообщение»:, и фактор «уважения -привлекательности», который связан со вторым рядом отношений коммуникатор - аудитория.

63. В психологических исследованиях восприятия коммуникатора СМИ широко используются методики семантического дифференциала. Заслуживают внимания исследования особенностей восприятия коммуникаторов, в первую очередь новостных, а так же других тематических передач, популярных и непопулярных коммуникаторов. В зарубежных исследованиях по данной тематике следует специально отметить результаты исследований в Йельской школе убеждающей коммуникации, а так же «харизматическую» модель телекоммуникатора, разработанную американских исследователем Дж. Голдхабером.

Из интернета)

65. Имиджмейкер путем создания определенного имиджа влияет на ценностные установки и поведение аудитории, так как имидж отражает те ключевые моменты, на которые реагирует массовое сознание. Имидж – целенаправленно формируемый образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в целях популяризации, рекламы и т.д. Имидж, таким образом, - это совокупность свойств, приписываемых рекламой (пропагандой, традицией, модой, общением) объекту. Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции: 1) идентификации (узнавания); в процессе идентификации объект становится узнаваемым, его действия легко прогнозируются; 2) идеализации – попытка выдать желаемое за действительное; 3) противопоставления – на контрасте выявляются достоинства и недостатки объекта.

66. Тема 15.

67. 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
1. общая психология – изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
2. возрастная психология – изучает изменения психики в различных периодах;
3. социальная психология – изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;
4. клиническая психология – изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;
5. этническая психология – изучает особенности психики различных этнических групп;
6. психология половых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций – прикладная отрасль социальной психологии.
Причина появления дисциплины-взрыв мк,развитие мк,требование бизнеса и политики ;развитие демократии. ПМК-развитие психологии.Первыми темами исследования стали эффективность мк,негативное влияние мк.Предметом пмк является закономерность и сознание,и поведение людей,обусловлен.включ.индивидуальность в мк.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83. Билет 16:Теория социализации. Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людей смотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский)СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и на отдельные социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

84. ТЕОРИЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ
Этот подход исследует то, как экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Первоначально он был разработан Джорджем Гербнером (George Gerbner) и его коллегами в рамках Проекта исследования культурных признаков, осуществлявшегося в Пенсильванском университете.
Одним из основных конструктивных положений теории культивирования является унификация (mainstreaming), направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Очевидно, эта унификация осуществляется посредством процесса конструирования, когда зрители узнают «факты» о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телепередач, сохраняются «в целом автоматически».Если говорить о методологии, то в исследованиях культивирования обычно сравнивают между собой заядлых и незаядлых зрителей, используя корреляционные методы. Как правило, исследователи обнаруживают, что мир в представлении заядлых зрителей больше напоминает мир, преподносимый нам телевидением. Например, люди, которые часто смотрят телепередачи с элементами насилия, считают, что мир более жесток («синдром плохого мира»), чем это имеет место на самом деле .Среди же тех, кто редко смотрит телевизор, отмечается разнообразие мнений; это позволяет предположить, что просмотр большого количества телепередач способствует усреднению взглядов.. Как правило, в центре внимания теории культивирования находится совокупный эффект многократно повторяемых образов. Однако некоторые образы могут влиять на людей в значительно большей степени, чем другие. Например, согласно гипотезе Гринберга (Greenberg, 1988), какой-нибудь популярный положительный телевизионный персонаж может оказывать намного большее воздействие, чем десяток других персонажей, которых видит и с которыми идентифицирует себя значительно меньшее число зрителей. Ряд специалистов по-новому интерпретируют теорию культивирования, согласуя ее с тем, что зритель сознательно использует СМИ, чтобы удовлетворить свои потребности. Какое бы культивирование в действительности ни имело место, в основе его будет лежать активная обработка информации зрителем и конструирование им реальности. Еще один подход заключается в принятии во внимание большего числа когнитивных переменных, в первую очередь кодирования и хранения информации в памяти, с тем, чтобы сделать теорию культивирования более основательной и предсказуемой .

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

106. Билет 17. Теория «использования и удовлетворения»-удовлетворение потребностей реципиентов в процессе использования ими средств мк. Основное внимание уделяется тому, какую пользу в удовлетворении получает рецепиент обращения к различным средствам мк. Если в модели, убеждающей коммуникации Йельской школы хозяином положения в процессе воздействия на аудиторию явл.СМИ, то в концепции «использ. и удовлетв.»хозяином положения выступает аудитория,рецепиент. Как отмечают сторонники этой концепции «скорее люди приспосабливают средства мк своим потребностям, чем средства мк подчиняют себе людей». По их мнению, рецепиент выбирает из предполагаемых СМИ сообщений то, что соответствует его потребностям и тем самым он влияет на средства мк как минимум в 2х смыслах. С одной стороны,в роли потребителя рецепиент создает спрос на рынке, кот.управляет передачей инфо, с др.стороны он же в качестве индивида осуществляет выбор и самостоятельно интерпретирует поступ.к нему сообщения.В рамках подхода «использ.и удовлет.»некоторые исследователи предпринимали попытки выявить и классифицировать те потребности,кот. Удовлетворяет рецепиент, обрящаясь к средствам мк, но, это не удалось сделать на должном уровне из-за теоретической неразработанности проблемы чел.потребностей. Несомненной заслугой данной концепции можно считать подход к рецепиенту, как к активному соц.существу и трактовать процесс потребления мк не просто как пассивное время препровождения, а как деятельность, обусловлено определенными чел.потребностями. Однако, сосредаточевшись лишь на потребностях рецепиента, на соц.-псих.финциях мк, сторонники концепции абсолютизируют их значение и абстрагируются от соц.контекста.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123. Билет 18. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ.Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии, ставящей во главу угла связь между стимулом и реакцией (S-R), и разрабатывался в основном в 60-е годы социальным психологом Альбертом Бандурой и его коллегами. Мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает здесь значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения.Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий. К примеру, невыдержанное поведение какого-то человека может быть подкреплено, если оно производит впечатление на других людей, а также если оно доставляет удовольствие этому человеку или приносит ему определенную финансовую выгоду.Теория социального научения первоначально разрабатывалась в контексте исследований влияния на поведение демонстрируемых в СМИ примеров проявления насилия (см. главу 9). Хотя это применение данной теории изучено в наибольшей степени, ее можно использовать и в других случаях, таких, как моделирование сексуального, просоциального или покупательского поведения.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

137.

138.

139.

140.

141. Билет 20.В этих концепциях силы убеждающего воздействия сообщений определялось степенью глубины переработки их содержания рецепиента. В обеих концепциях выдел.2 пути переработки сообщений (глубокий и поверхностный).Глубокий(центральный у Петти и Качиоппо, и систематический у Чейкин) предпологает тчательный анализ рецепиента, убеждающего сообщения. Поверхностный(перефирийный у Петти и Качиоппо, и эврестический у Чейкин)предпологает, что для рецепиента главным становится не само содержание сообщения, а сопутствующие факторы (например,авторитетность источника, привлекательность коммуникатора, выразительность сообщения, влияние стереотипных суждений и т.п.) Петти и Качиоппо выделяют 3 группы факторов, влияющих на выбор рецепиентами того или иного пути переработки, убеждающего сообщения. Это уровень мотивации, когнетивные способности и осведомленность в проблеме, а также характеристики, убеждающего сообщения. Мотивационный фктор признается одним из самых важных. Глубокая переработка инфо предпологет сложную когнетивную работу. Поэтому центральный путь склонны выбирать те,для кого содержание убеждающего сообщения весьма значимы, это люди с высоким уровнем мотивации, когнетивных способностей и осведомленности в проблеме. Когнет.способности необход.для осущ.адекватного анализа, убеждающего сообщения. При отсутсвии необход.знаний способностей рецепиенты обычно предпочитают перефирийный путь переработки содержания сообщений. Так, например, во время президентских выборов избирателем с низким уровнем образования достаточно трудно бывает разобраться содержание программы кондидата, поэтому при решении, за кого голосовать они главное внимание обращают на привлекательность претендента. Сообщение при выборе рецепиента центрального пути должно обладать четким построением и вескими аргументами. Посколько оно только в этом случае может оказать убеждающее воздействие. Поверхностный путь характерен для людей слабо мотивированных и с низким уровнем когнетивных способностей.

142.

143.

144. 22.Проблемы общественного сознания в психилогии. Изучение сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, что:все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как "бескачественное" условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией; сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений. Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум). Самосознание в психологии определяется как совокупность процессов психики, посредством которых человек осознает себя как субъект действительности. Самосознание отражает бытие личности не зеркально. Представление человека о себе не всегда адекватно. Мотивы человека не всегда отражают его действительные побуждения. Самопознание является результатом познания, то есть оно не дано только в переживаниях. Оно не присуще человеку изначально, а является продуктом развития

145. 23.понимание сообщения как фактор функционирования мк

146. В соц-псих исслед. Сообщений СМИ обычно главное внимание обращается на анализ содержания(контента) и фрмы подачи сообшщений мк. В конкре6ктных исследываниях оба упомянутых блока , как правило, тестно взаимосвязаны. Следует также отметить сл особенности та5их исследований, как взаимодействие, с 1 стороны, с исследованиями коммуникатора, по скольку, соц-псих особенности ком. Отражаются в его сообщениях, а с др с исследованиями аудитории, по скольку они предназначены именно для нее. В следствии этого необходима обяз соотнесение полученных результатов анализа с особенностями ауд, прежде всего с ее соц установками, стериотипными представлениями и ценностным ориентациям. Не менее важная задача исследования контента СМИ закл в том , чтобы выяснить, на сколько сообщ СМИ по своему содержанию отвечает потр различн соц групп аудитории.Большая роль принадлежит,исследованию различных тематических и жанровых блоков контента СМИ, а также направленности сообщений сми на разные соц группы.Как отмечает Г.М, Андреева, инф СМИ физически не может служить зеркальным отражением реальной действительности из-за ее многообразия. Это требует того, чтобы инфа , поступающая в СМИ прошла через отбор , классификацию, котегоризацию фактов и явление общ жизни.Человек получает в результате интрепритацию инф, как бы ее объективных хар-р не подчеркивался.Это в 1 очередь относится к новостным предачам ,в которых тоже неизбежно дается «препарирированное» информация. Важность новостных передач опр тем , что они в огр степени влияют на установленные повестки дня то есть перивлечение внимания аудитории у тем событиям, кот считаются наиболее важными. ЯВ исследованиях формы подачи сообщений СМИ главное внимание обращается на выявление того, на сколько эти сообщения по форме психологически близки, понятны аудитории и привлекают ее внимание.

147. 24.психологические особенности коммуникации между людьми

148. Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев). Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

149. По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других - по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается. В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

150. Одна из причин таких отношений заключается в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно актуализируются друг от друга по степени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Но, может быть, и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение. И если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев). Межэтнические отношения - это не только отношения между народами и группами - соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них - от позитивных образов до предрассудков. Межгрупповое восприятие - взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

151. согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

152. • унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

153. • содержательную характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

154. Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.> Стереотип - это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи - изворотливые; сербы и чеченцы - жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы. Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы - проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.

155.

156. 25.история развития науки психологии мк Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

157.

158. 1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества;

159.

160. 2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;

161.

162. 3. согласовываются предмет и метод психологии с общенаучными нормами и ценностями;

163.

164. 4. развиваются контакты с другими науками, в результате чего возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

165. 5. появляется большое разнообразие и конкуренция парадигм

166. Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

167.

168. 1. развитие уже существующих парадигм. Например, на основе теории деятельности Леонтьева появилась психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции;

169.

170. 2. появление новых парадигм. Например, в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;

171.

172. 3. формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. В 1960 – 1980-е гг. на основе принципа целостности был сформулирован принцип системности. В различных парадигмах прорабатываются различные аспекты этого принципа;

173.

174. 4. появление новых объяснительных принципов. К примеру, принцип субъективности наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, и сейчас он проходит стадию интенсивного развития;

175.

176. 5. экспансия наиболее развитых парадигм на другие отрасли психологии. Например, значительно расширилась сфера исследований в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг. в противовес доминированию бихевиоризма;

177.

178. 6. развитие связей психологии с другими науками. Этот процесс приводит к зарождению новых отраслей психологии. Так, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология

179. 26.модели мк

180. В 50х годах появился информационный подход псих.мк. С развитием кибернетики и инф.сложилось представление о психике как о инф. Механизме. Теория инф. Дает вероятность измерить кал-воинф в неком сообщении и охарактеризовать системы ее передачи.информация-сообщение,сигнал.Типичная структура ком.процесса: Психологическая сущность и роль имиджа коммуникатора. - student2.ru

181. 1975Флюер-реакция получателя на сообщение.Каждый источник инф имеет темы производства инф,кот. Можно измерить в битах в сек. Каналы связи имеют способность, измеряемую в тех же ед., передана по каналу тогда пропускал его способность не меньше тепла поступления инф.

182. Информативность сообщения обратно пропорциональна вероятности того, что мы на каждом шагу можем представить что будет сказано далее(до интервью)

183.

184.

185. 27.история развития средств мк Первое коммуникационное средство — изобретение наборного шрифта в середине 15-го столетия, но затраты, правительственные ограничения и низкий уровень грамотности сохраняли круг читателей немногочисленным и относительно специализированным до второй половины 19-го столетия, когда технологии и организационные формы для производства и Продажи товаров стали применяться к маркетингу, распространению информации и развлечений. Сначала было преобразовано производство книг и газет, а в 20-м столетии появились граммофон, радио, кино, телевидение и видео. Сегоднясредства массовой информации представляют собой весьма важные экономические, политические исоциальные институты во всех обществах. Это зачастую крупномасштабные организации, вносящие существенный вклад в валовой национальный продукт и оказывающие первостепенное влияние на культурные формы. Их собственность сконцентрирована в руках государства либо относительно малого числа владельцев и акционеров, имеющих их финансовые интересы в нескольких средствах информации. Профессиональная культура работников данного сектора подчеркивает ту роль, которую он играет в обеспечении досуга, информации, в поддержке принципов свободы слова иправа на информацию, то есть краеугольных камней демократических обществ. Критики, однако, утверждают, что средства информации функционируют не только в качестве каналов коммуникации, но и в качестве акторов культурного и политического процесса, будучи структурно связанными с сильными мира, в интересах которых иногда выступают разработчиками консенсуса. В действительности влияние средств массовой информации сложно и многогранно.

186.

187. 28. психологический аспект мк как общения.

188.

189. Общение как форма деятельности. Это такая специфическая социальная деятельность, которая возникает между равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. В ходе этой деятельности осуществляется обмен информацией, возможно взаимовлияние, взаимопереживание и, как результат, происходит взаимопонимание.

190.

191. Психический контакт основывается на сопереживании, на взаимном обмене эмоциями. Со стороны психического контакта общение выступает как двусторонняя деятельность людей.

192.

193. Общение является достаточно сложным феноменом, который выступает в разных ипостасях: с одной стороны, это процесс взаимодействия, с другой стороны, это информационный процесс, с третьей стороны, это отношение между людьми, с четвертой стороны, это процесс взаимовлияния людей друг на друга, с пятой стороны, это процесс взаимопереживания, взаимопонимания друг друга.

194.

195. В современной литературе выделяются несколько основополагающих аспектов изучения общения:

196.

197. - информационно-коммуникативный (общение исследуется как вид личностной коммуникации, при которой осуществляется обмен информацией);

198.

199. - интеракционный (общение рассматривается как взаимодействие субъектов в процессе кооперации);

200.

201. - гносеологический (человек выступает одновременно субъектом и объектом процесса познания);

202.

203. - аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

204.

205. - нормативный (выявление места и роли общения в процессе регулирования поведения индивидов, процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

206.

207. - семиотический (рассмотрение общения как специфической знаковой системы и как посредника в функционировании знаковых систем);

208. - праксиологический или (социально-практический) (исследование общения в качестве обмена деятельностью, способностями, умениями и навыками).

209. По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:

210.

211. - коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;

212.

213. - интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;

214.

215. - перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.

216.

217. В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:

218. - личностно-ориентированный;

Билет 29.

Наши рекомендации