Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности уровня эмоционального контроля

1. Увеличение чувствительности (уменьшение выносливости) четвертого уровня проявится прежде всего в особенностях организации взаимодействия с людьми, в формировании привязанностей, в отношении к общечеловеческим ценностям. Большая точность, чуткость в восприятии переживаний других людей, в определении качества человеческих контактов способствует сужению диапазона приемлемого в общении, круга возможных "истинных" привязанностей и, наоборот, расширяет область неприемлемого и неприятного в контактах.

Таким образом, и здесь, как и в случаях других чувствительных уровней, в решении адаптационных задач более актуальными могут стать мотивы ограничения и защиты. При этом речь пойдет в первую очередь не об общем увеличении дистанции в контактах с людьми и их дозировании (ситуация слишком чувствительного первого уровня), а именно о повышении индивидуальной избирательности в эмоциональных отношениях и об обостренном внимании к отрицательным реакциям других людей.

Сверхточность в оценке эмоционального качества контакта ограничивает возможность расширения круга общения, но помогает в развитии немногих глубоких привязанностей, в разработке и фиксации деталей индивидуального стиля общения. Это дает преимущество в развитии тесных личных связей, индивидуальных отношений, но в то же время делает субъекта более уязвимым и зависимым от близких, заставляет стремиться к сохранению постоянства в отношениях и особенно страдать в ситуации нарушения эмоциональной связи.

Чуткость в понимании чувств другого человека, внимание к его отрицательным переживаниям обусловливают естественную необходимость жертвовать своими интересами. Если человек выносливого четвертого уровня часто совершает несвойственные ему действия просто так, "за компанию", легко заражаясь желаниями другого человека, то в случае обострения чувствительности субъект так же естественно совершает подобные поступки из деликатности и сострадания.

Глубокая индивидуальная привязанность, зависимость от сохранения личных связей способствуют развитию иерархической структуры собственного эмоционального переживания. Само принесение жертвы является для субъекта не только естественным действием, оно чрезвычайно значимо для него, поскольку служит еще и конкретным свидетельством эмоциональной связи с близкими, подтверждением положительной самооценки.

Таким образом, в отношениях с людьми над непосредственной радостью сопереживания, которой так одарены люди с выносливым четвертым уровнем, начинает доминировать страдательность и сострадание. Соблюдение баланса между своими и чужими интересами затрудняется теперь уже из-за слишком зоркого различения чувств и, прежде всего, боли другого человека. Именно напряженность переживания жертвы задает общий тон отношениям с людьми. Это создает особые предпосылки для естественного принятия таким человеком культивируемых сообществом моральных ценностей, например отказа от индивидуального блага ради общего дела. Если в случае слабого третьего уровня мы говорили о необходимости для субъекта найти свое место в иерархии человеческих взаимоотношений, то здесь для него крайне важным становится самопределение в области общечеловеческих ценностей.

Переживание эмоциональной связи с идеалами сообщества позволяет такому человеку пережить наибольшее удовлетворение, он естественно руководствуется ими и в организации собственного поведения. Кроме того, в отношениях с ними субъект чувствует себя и в наибольшей безопасности именно потому, что они вечны и неизменны, в отличие от подверженных превратностям судьбы индивидуальных привязанностей.

Поэтому, хотя процессы эмоционального тонизирования в данном случае успешно осуществляются в общении с избранным кругом близких людей, однако наибольшее удовлетворение, душевный подъем связан для таких людей с принесением личной жертвы, со следованием велению долга, с осознанием личной связи с высокими моральными нормами сообщества, причастности его высоким идеалам.

Такая неординарная чувствительность неминуемо должна сказаться на развитии механизмов других уровней, которые сверхактивно модулируются ею.

2. В этих условиях первый уровень не сможет обеспечить естественную пластичность в отношениях с миром, стремление к самосохранению подавляется потребностью в личной жертве. Переживание "так нужно", "так должно" нарушает формирование индивидуально удобной дистанции в отношениях с миром, что создает некоторый постоянный фон физического дискомфорта во взаимодействии со средой. В данном случае, однако, этот дискомфорт, свидетельствуя "хорошее эмоциональное качество", поддерживает самооценку субъекта.

Точно так же и развитие механизмов второго уровня, формирование индивидуальной избирательности в контактах с миром, опредмечивание потребностей проявит сверхзависимость от оценки четвертого. Однако если в случае сильного четвертого уровня речь шла об излишней пластичности индивида в приятии вкусов других, об органичном подражании, усвоении чужой манеры жить, то в данном случае речь идет скорее о сверхстрогом контроле, о развитии аскетической манеры - ограничении индивидуального, постоянном жертвовании собственными желаниями ради следования общепринятым нормам. С одной стороны, это создает дискомфорт, но, с другой - подобное самоограничение также может стать для человека источником особого удовольствия и способом повышения самооценки.

Переживание третьего уровня также вынуждено строго корректировать себя в соответствии с оценкой чуткого эмоционального контроля. Индивидуальная экспансия, как и индивидуальная потребность, строго регламентируются и непосредственным сопереживанием неудовольствию другого, и общими нормами, правилами поведения, моральными ценностями. Ограничивается не только экспансия в отношениях с другими людьми, но и общая тенденция реализации себя в мире: индивидуальная предприимчивость, возможность отступать от правила, экспериментировать, развивать свои способности. Взамен этому эмоциональным контролем выдвигаются требования скромности - стыдно настоять на своем, выделиться из ряда, сосредоточиться на переживании индивидуального успеха.

Вместе с тем такой человек часто проявляет уникальные бойцовские качества там, где это связано с защитой другого, со служением общим идеалам. Однако стеничность в борьбе в данном случае связана не собственно с экспансией - стремлением к расширению собственных возможностей, а прежде всего с теми же механизмами эмоционального контроля - жертвенностью, терпением, служением долгу.

Таким образом, при ограничении возможности реализовать свою собственную манеру жить, установить удобную дистанцию, опредметить потребность, разработать адекватный уровень притязаний этот тип людей характеризуется и особой, присущей только им, одаренностью. Она проявляется чуткостью к переживаниям другого человека, деликатностью в отношениях, способностью сострадать, развивать индивидуальные привязанности, радостно жертвовать другим своими потребностями, терпеливо и выносливо следовать правилу. Кроме того, такие люди одарены и в присвоении общечеловеческих ценностей, направлены на служение общечеловеческой идее.

И, как в каждом предыдущем случае, эта особая одаренность одного из уровней чревата возникновением дисбаланса внутри него и нарастанием угрозы целостности и гармонии в развитии всей системы адаптации. В данном случае она связана с нарастающим давлением эмоционального контроля на индивидуальные аффективные смыслы.

Наши рекомендации