Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению

План проведения

1 Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределении

2 Профессиональный клиринг

3 Неконструктивные стратегии выбора профессии

4 Помощь в определении профессиональной деятельности

5.Методика и испытуемые

6. Обработка результатов и их интерпретация

Выводы

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Стали бы они работать, имея достаточно средств к существованию? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом и люди готовы идти за ним на «край света», а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Как можно объяснить все эти феномены? Один любит учиться, познавая новое, другой же вспоминает о необходимости обновить свои знания только перед очередной аттестацией – эта ситуация также нуждается в осмыслении. Много вопросов ставит жизнь, моя работа поможет найти ответы хотя бы на некоторые из них, касающиеся выбора будущей профессии, приблизиться к пониманию различных ситуаций.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека: адекватной оценки собственных возможностей; знаний, как о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях; овладения культурой самопознания; готовности к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.

Мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив. Специалисты насчитывают в нашей стране более 7000 профессий. За последние годы появилось множество новых профессий названия, которых вызывают естественный вопрос «А что это такое?». Идет быстрый процесс обновления труда и складываются противоречивая ситуация связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Как правило, в личном опыте учащегося отсутствует переживание успеха как личной победы, заработанной собственной активностью. Все это ведет к тому, что учащиеся находятся в стоянии неопределенности и не готовы к эффективному поведению в условиях рынка труда.

Моей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в общество учащихся. Рассмотреть этот вопрос так, чтобы у учеников появилось заинтересованность в выборе профессионального плана.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы проанализировать и понять стратегию выбора профессии учеников, изучить интересы, перспективы, также узнать, что повлияло на их выбор.

Цель я поставила такую, чтобы с помощью моей работы учащиеся имели возможность определиться с личным профессиональным планом, разобраться в адекватности выбора и уровнях освоения профессии, ведь как подтверждают исследования, это влияет на все стороны и общее качество будущей жизни. Именно поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению

Если человек не знает, к какой

пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Изначально основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме складывались с середины прошлого века. Одной из первых книг, посвященных этой теме, стало «Руководство по выбору профессии», которое вышло в 1849 году во Франции. Первые диагностические методики, диагностические центры, первые частные службы профориентации появились в Англии, Франции, США в начале XX в. Опыт американских тестологов показал высокую эффективность психологического отбора в профессию. Отсев из учебных заведений снижался более чем на 25-30%, аварийность на предприятиях снижалась на 40-70%, поэтому в последующее время во многих образовательных учреждениях использовалась новая технология, которая стала неким толчком к раскрытию проблематики выбора профессии [1].

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалекое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой – взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.А. Климовым [2] (См. Приложение 1).

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления – изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества тот него требуются. Другой путь – беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но еще лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравиться организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и абсолютный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья (соматического и психического).

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идет о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры. Например, восьмиклассник собирается идти по стопам дедушки – успешного адвоката. Однако он не любит читать, косноязычен, с трудом запоминает стихи и даты. В целом юноша явно переоценивает свои возможности, пологая, что одного желания достаточно, чтобы мечта осуществилась.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств, хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется об этом говорить в классе: «немодная» и вроде бы немужская профессия. А возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии за «компанию». Представьте такую ситуацию: Все Олины друзья собираются поступать на экономический факультет, а она сама интересуется литературой, историей и хочет изучать иностранные языки. Однако за компанию с друзьями решает идти на экономический факультет: вроде бы там тоже надо много читать и иностранный язык преподают,… но вскоре Оля узнает, что придется учить еще и математику, к которой у нее нет особых способностей, ни интереса, а иностранный язык изучают лишь в течение двух лет и только два раза в неделю. Со временем она осознает, что экономика дается ее не просто и не так интересна, и при этом ее лингвистические способности не реализуются в полной мере. Придется либо через силу заканчивать экономический факультет, либо совершать, наконец, свой собственный выбор, бросить институт и поступить в другой. Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

ЛПП – мысленное представление профессионального будущего личности, сложившееся на основе склада характера человека, его склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий. За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Например, мечтая о карьере банкира, следует знать, что для этого необходимо поступить и успешно закончить экономический вуз, получить начальный профессиональный опыт, найти место работы в банковской сфере, иметь крупные денежные средства, чтобы получить весомый пакет акций банка и попасть в члены его правления, и т.д. [3]

Запасные планы на случай возникновения непреодолимых препятствий в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний. Мы живем в непредсказуемом мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Под ЛПП понимается в данном случае образ, мысленное представление будущего.

«Е.А. Климов включает в конструкцию ЛПП знания о следующих обстоятельствах:

· Главная цель;

· Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей – жизненная перспектива;

· Представление о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей;

· Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей;

· Запасные варианты целей и пути их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов [4].»

При планировании карьеры приходиться принимать во внимание и уровень материального достатка семьи. Многие вузы увеличивают количество платных мест, а для подготовки к вступительным экзаменам часто приходиться прибегать к услугам платных подготовительных курсов или репетиторов. В этой ситуации кто-то обращается к помощи родителей, кто-то выбирает интересующий факультет в менее престижных вузах, куда проще поступить, кто-то решает не идти в институт сразу после школы, а поработать, чтобы накопить денег на учебу.

В целом индивидуальная ситуация выбора профессии считается оптимальной, если в составлении ЛПП учтены все семь факторов, а сам план включает как основной, так и запасные варианты. Хорошо, если личный план рассчитан на длительную перспективу и содержит также сведения о путях его реализации, учебных заведениях, где можно получить выбранную профессию. Оптимальный профессиональный план должен быть результатом трезвого взвешенного решения.

Необходимо отметить, что, выбирая профессию, нельзя обращать внимание на какую-то одну привлекательную сторону (например, красивая форма у стюардессы или высокая зарплата у фотомодели), необходимо как можно больше узнать об интересующей специальности.

Получив более или менее четкое представление о выбранной профессии, нужно попытаться представить себя на конкретном рабочем месте (а если есть возможность, реально попробуйте свои силы). На этапе выбора профессии, конечно, сложно предугадать, будет ли она актуальной к моменту окончания профессионального учебного заведения. Но некоторую информацию о том, как за последние годы изменился рынок труда, какие отрасли активно развиваются, какие специалисты требуются в настоящее время, можно получить из специализированных изданий и в Интернете.

Анализ профессии с точки зрения ее перспективности – дело далеко не простое. Поэтому нужно хорошо продумать, какие профессии могут быть родственными с выбранными, т.е. схожими, пересекающимися. Так, практикующий врач, решив приобрести смежную профессию, может получить специальность массажиста или косметолога. Во всех случаях остается общая сфера деятельности – медицина, здоровье человека.

Профессия не является раз и навсегда данной и неизменной. Даже при большой житейской мудрости и дальновидности трудно гарантировать стопроцентную правильность любого выбора. Если профессия удовлетворяет всем запросам человека, пришлась ему по душе, то и тогда нет гарантии, что он проработает в ней всю жизнь. Во-первых, меняется сам человек, его интересы; со временем могут обнаружится скрытые способности, таланты. Во-вторых, современный рынок труда достаточно динамичен и изменчив. Постоянно появляются новые профессии, развиваются новые отрасли. Так, раньше сфера торговли ассоциировалась главным образом с профессией продавца, максимум – товароведа, а сейчас здесь существует большое количество новых специальностей: мерчендайзер, маркетолог, торговый представитель, промоутер и т.д. Зато какие-то профессии, наоборот, отходят на второй план, становятся менее востребованными.

Не исключено, что, даже выбрав профессию, соответствующую своим интересам и способностям, через несколько лет человек в ней разочаруется или поймет, что исчерпал себя в этой деятельности и захочет чего-то нового. Вполне нормально на каком-то жизненном этапе поменять профессию и с энтузиазмом заняться новым делом.

Исследования, проведенные в США, показали, что из тысячи американцев, которых соотечественники считают выдающимися людьми, 160 меняли профессию, из них 37% - дважды, а 20%- свыше двух раз [5]. Конечно же, это не означает, что к выбору профессии можно относится легкомысленно. Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным. В этом случае больше шансов, что он окажется верным.

Вывод. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека: адекватной оценки собственных возможностей; знаний, как о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях; овладения культурой самопознания; готовности к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности, а также знание о выбранной профессии. Человек должен помнить, что всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Профессиональный клиринг

Профессиональный клиринг (от англ. «с1еаring» — расчет путем зачета взаимных требований, обязательств) — это термин, используемый при подборе профессии, вида деятельности для человека.[6]

Многие годы мы повторяли, что каждый труд у нас в почете, но для собственных детей родители ограничивали круг профессий с учетом веяний времени, моды, будущих перспектив. Меняется эпоха, она диктует условия, при которых деятельность должна быть профессиональна.

Профессиональный труд — это всегда красиво: будь то станочник или художник, учитель или банковский оператор. Профессионала отличает многое и, прежде всего — уверенность, непередаваемая легкость слов, движений; внутренняя удовлетворенность, отсутствие суеты, нервозности. Иногда замечаем, что профессионализм завораживает, действует как магнит. К профессионалу идут за советом, ему стараются подражать, он вызывает восхищение.

Немаловажным условием профессионализма являются способности личности к определенному виду деятельности, ее профессиональная направленность. Человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности рассматривается как профессиональная склонность.

В основе профессионального труда может быть заложен принцип трех «И»: интерес к работе – информированность - интеллект (См. Приложение 2).

Обладая определенными способностями, личность стремится к получению образования, влияющего на их развитие; обучение способствует повышению культурного уровня человека, что, в свою очередь, оказывает влияние на профессионализм деятельности — формируется профессиональная культура; постоянное же саморазвитие, самосовершенствование охватывает многие составляющие, воздействуя на конечный результат — производительность труда, его качество.

Каждый человек на что-то способен, то есть у него есть опреде­ленные способности. Чтобы их найти, надо разобраться с ними — выявить их и измерить. Узнать свои способности можно, про­буя себя в различных делах, в которых можно сравнить себя с дру­гими. Способности формируются и развивают­ся только в деятельности. Любую способность можно развить, если в этом есть необхо­димость и человек этого хочет. Главное, чтобы это делалось целе­направленно и регулярно.

Способности, конечно, можно развить, однако одни спо­собности можно развить за короткое время, а развитие других по­требует значительного отрезка жизни. Пока че­ловек бездействует, он сам не знает своих способностей.

Способности — это умения, то есть такие индивидуальные ка­чества человека, от которых зависит успешность (быстрота, лег­кость) выполнения различных видов деятельности [7].

Способности в различных их видах, проявлениях и качествах являются одним из важнейших условий освоения и реализации профессиональной деятельности.

Все способности человека делятся на общие и специальные.

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельности. Это способ­ность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), спо­собность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к во­ображению, представлению и т. д. Их называют общими способно­стями.

Общие способности — это способности, определяющие успеш­ность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени [8].

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в лю­бом виде деятельности или области знаний, успешного выполне­ния практически любой работы. Это способности:

— к познавательной деятельности и обучению (умственные спо­собности человека);

— к восприятию и движению (способность воспринимать ин­формацию, совершать движения, концентрировать внимание, за­поминать и понимать информацию: внимание, память, двигатель­ная сфера человека);

— к общению и саморегуляции (способность принимать реше­ния, устанавливать контакты с людьми и др.)[9]

Для некоторых видов деятельности одних только общих спо­собностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и дру­гие специальные способности, которые могут быть своими для каж­дого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности — это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных, специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успеш­ность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят: музыкальные, художественные, математические, литературные технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвинистические, педагогические, творческие, спортивные и другие способности. Развитие их опи­рается на определенные задатки человека[10].

Профессиональные способности — способности человека к ус­пешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их человеку можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности [11].

Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, конечно, не существует. Оценить степень разви­тия специальных способностей у человека может только профес­сионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точно­стью выявлять большинство общих способностей, и только некоторое количество специальных.

Специалистами разрабатываются персонограммы и профессиограммы, которые учитываются при работе с персоналом, его подбором.

Персонограмма — информационно-психологическая модель личности (составляется по заданным критериям) [12].

Профессиограмма — модель характера профессии, усло­вий деятельности [13].

По отношению к каждому человеку все профессии располагаются «по рангу» — по соответствию индивидуальным способностям.

По совокупности требований к профессии все сотрудники располагаются по степени соответствия к ней.

Профессиональный клиринг можно представить в виде следующего образа (См. Приложение 3).

Профессором К.М.Гуревичем был введен термин профес­сиональная психологическая пригодность.

Профессиональная психологическая пригодность—свойство личности, окотором можно судить по двум критериям:

1) по успешности овладений профессией,

2) по степени удовлетворенности своей деятельностью.

Профессиональная психологическая пригодность — соответствие психологических особенностей человека требованиям профессии, которое формируется в процессе деятельности [14].

К.М. Гуревич предложил деление профессий на два типа и соответственно выделил два вида профессиональной пригодности.

1. Профессии с абсолютной профессиональной пригодностью. Это профессии, требующие от человека наличия определенных задатков, профессиональных способностей. Это творческие профессии, а также те виды деятельности, которые требуют специальной выраженности основных свойств нервной системы или сформированности анализаторных систем.

Например: летчик-испытатель (должен обладать сильным типом нервной системы), дегустатор, музыкант и т.п.

2. Профессии с относительной профессиональной пригодностью. Для таких профессий нет особых показаний, то есть профессиональная пригодность может быть сформирована у любого человека при условии его высокой мотивации к овладению этими профессиями [15].

Таким образом, профессиональный отбор в чистом виде существует для профессий первого типа.

Отбор для профессий второго типа проводится только тогда, когда есть много желающих, а мест мало - из нескольких кандидатов отбираются наиболее подготовленные. Ведущая роль в формировании профессиональной пригодности принадлежит мотивации личности.

В настоящее время проблемами профориентации (профотбора в частности) в занимаются крупные университеты, различные научно-исследовательские и консультационные центры.

Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в трех фразах профориентационной работы: первая включает изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию; вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах; третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе установления соответствия особенностей человека требованиям профессии (клиринг) [16].

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск установления определенного соотношения между требованиями профессии и индивидуальностью. При этом полностью игнорировался факт того, что мир профессий чрезвычайно динамичен и требования, предъявляемые ими человеку, неуклонно меняются.

Сама индивидуальность человека также рассматривалась, как нечто застывшее и неизменное. Но способности не существуют в статике, они динамично находятся в процессе развития, зависят от того, как обучается и воспитывает человек, Следовательно, любое диагностическое испытание констатирует срез развития на данном этапе жизни человека и не даст оснований строить долговременный прогноз. Любые изменения в условиях жизнедеятельности субъект его мотивации могут повлечь изменения в развитии способностей. Более того, часто ориентировка на интересы и склонности человека даже при отсутствии сформированных способностей к определенному виду деятельности, является более оправданной, поскольку путем самовоспитания, тренировок, можно существенно продвинуть их формирование.

Не абсолютизируя результаты тестовых испытаний, необходимо понимать их полезность для профконсультационной работы. Консультируемый, получая данные диагностики, наглядно - может представить структуру своих способностей, интересов, увидеть проблемы в своем развитии, которые надо преодолеть. Полученные результаты — основа для разработки плана саморазвития, подготовки к определенному виду деятельности. Психодиагностическая работа активизирует процесс профессионального самоопределения.

В 70-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована благодаря трудам Е.А. Климова. Эта классификация профессий по предмету труда – «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа» - до сих пор служит фактическим стандартом в России [17].

Профессии типа «Человек-природа» [18]

Ведущим предметом труда в данном типе профессий являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы.

С элементами соответствующего предмета труда можно познакомиться на уроках биологии, во время работы на пришкольном или дачном участке, в живом уголке, на огороде, в саду, а также при уходе за животными.

Примером профессий, в которых труд направлен на биологические организмы: озеленитель, цветовод-декоратор, лесовод, садовод, хлебороб, агроном, приемщик продукции» растениеводства и др.

Примеры профессий, труд в которых направлен на живые организмы: животновод, пчеловод, зоотехник, рыбак, кинолог, инструктор служебного собаководства, ветеринарный врач, животновод-механизатор, селекционер-животновод, приемщик продукции животноводства и др.

Примеры профессий, связанных с работой с микроорганизмами: лаборант-микробиолог, лаборант бактериологического анализа, изготовитель заквасок, аппаратчик по выращиванию дрожжей, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза (производство антибиотиков, вакцин и других медикаментов), фармацевт. О человеке, как о представителе живой природы, речь пойдет далее.

Профессии типа «человек – знаковая система» [19]

К данному типу профессий относятся такие, в которых человек работает со знаками и знаковыми системами, условно разделенными на языковые, абстрактно-математические и графические. Специалисты, работающие со знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, создают электронно-вычислительную технику и разрабатывают направления ее внедрения в научную деятельность, проектирование, производство, здравоохранение и культуру.

С абстрактно-математическими системами работают математики, астрономы, физики, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают ее учетчики, бухгалтеры, лаборанты, метрологи, статисты.

С графическими системами имеют дело разметчики, чертежники, инженеры-конструкторы, картографы, аэрофотосъемщики, штурманы авиации, технические лаборанты, разработчики программ для ЭВМ и т.п.

Всеобщая знаковая система — язык. В словесной форме информация создается лингвистами, историками, философами, обрабатывается корректорами, размножается наборщиками, операторами наборных автоматов, анализируется библиографами, нотариусами, инженерами-патентоведами; передается пользователям почтальонами, телеграфистами, телефонистами, радиооператорами, телеоператорами и т.п.

Профессии типа «человек – художественный образ» [20]

Традиционно труд представителей данного типа профессий называют искусством. Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается вся современная культура.

Мастера, профессионалы создают произведения искусства или привносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятника искусства прошедшим эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства; формируют художественный вкус поколений. Они организуют встречи с миром красоты — готовят театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессии «человек - художественный образ». Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Примеры профессий: скульптор, художник, музыкант, танцор, актер, искусствовед, дизайнер, гравер, кружевница, стеклодув, витражист, ювелир, чеканщик, фотограф, ретушер, плиточник, облицовщик-мозаичник, огранщик камней, цветовод-декоратор, модельер, писатель, композитор.

Профессии типа «человек – техника» [21]

К данному типу относятся сотни технических профессий и специальностей, которые связаны с созданием, исполь­зованием и обслуживанием самых разнообразных техничес­ких устройств, в которыхтехнические механизмы играют не второстепенную роль, а являются объектом и продуктом труда человека.

Это профессии в таких отраслях промышленности, как электроэнергетика и радиоэлектроника, топливная и гор­норудная промышленность, строительство, транспорт, связь, металлургия, легкая и химическая промышленность, деревообработка и т.п.

Примеры профессий: токарь, фрезеровщик, оператор станков с числовым программным управлением, станоч­ник широкого профиля, наладчик автоматов, контролер ма­териалов и изделий, слесарь-монтажник, модельщик, тех­ник-судостроитель, инженер-конструктор, оптик-механик, часовщик, оператор вакуумных установок, аппаратчик хим-производства, техник-технолог, оператор дистанционного пульта управления в химическом производстве, приборист, оператор технологических установок, вулканизаторщик, инженер-строитель, швея, портной, технолог текстильного производства, ткач, вязальщица трикотажных изделий, техник-технолог обувного производства, столяр, инженер по деревообработке, инженер-химик по производству бумаги, варщик целлюлозы, машинист автоматической линии по изготовлению книг и др.

Профессии типа «человек-человек» [22]

Профессии данного типа связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

Особенность этих профессий заключается в том, что главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. А для этого надо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях. Чтобы добиться хороших результатов, выбирая профессии типа «человек - человек», необходимо обладать некоторыми важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные. Коммуникативные способности личности обеспечивают ее общение и психологическую совместимость с другими людьми, помогают не теряться в новой обстановке, расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении, вносить оживление в коллектив. Организаторские способности помогают человеку смело принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в общественных делах, нести ответственность за себя и других, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими.

Представителей профессий типа «человек — человек» можно встретить в различных сферах деятельности: образование (преподаватель, учитель, воспитатель); обслуживание (продавец, официант); медицина (врач, медицинская сестра, фельдшер), а также это профессии менеджера, следователя, инспектора по делам несовершеннолетних, переводчика, экскурсовода и многие другие (См. приложение 4).

Также одной из информативных методик, которая дает большую информацию в вопросе выбора профессии, является методика социальной направленности личности. Автором (Д.Голланд) выделено шесть типов социаль­ной направленности личности, которые представлены следующими характеристиками:

1. Реалистический тип. Несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещи, инструменты, машины), отдает предпочтение занятиям, которые требуют моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невер­бальные способности. Рекомендуются следующие профес­сии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п. [23]

2.Интеллектуальный тип. Внесоциален, аналитичен, ра­ционален, независим, оригинален. Преобладают теорети­ческие ценности, любит решать задачи, требующие абст­рактного мышления. Гармонично развиты вербальные и не­вербальные способности. Предпочитает научные профессии:

биолог, астроном, математик, физик [24].

3. Социальный тип. Обладает социальными умениями, нуж­дается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­манность, женственность. Представитель данного типа ста­рается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Об­ладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач, психо­лог) [25].

4. Конвенциальный тип. Предпочитает четко структури­рованную деятельность. Характер стереотипный, конкрет­ный, практический. Не проявляет критичность, оригиналь­ность; консервативен, зависим, фригиден (не любит смену деятельности). Организаторские способности развиты сла­бо, преобладают математические. Предпочтительны профес­сии, связанные с канцелярией и расчетом [26].

5. Предприимчивый тип. Избирает цели, достижение ко­торых требует энергии, энтузиазма, импульсивности; лю­бит приключения. Доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также не по душе занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руковод­ством, статусом и властью; агрессивен, предприимчив, об­ладает хорошими вербальными способностями. Предпочти­тельны следующие виды деятельности: артистическая, жур­налистская, телеоператорская, административная (заведующий, директор), дипломатическая и др. [27]

6. Артистический тип. Опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию, имеет сложные взгляды на жизнь. Незави­сим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Не социален - в том смысле, что не придерживается общественных условностей. Предпочитает творческие заня­тия: музыка, рисование, литературное творчество и т. п. [28]

Вывод. Таким образом, мы выяснили, что способности – это индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности, а профессиограмма – это обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией. Выяснили классификацию профессий по предмету труда и по социальной направленности личности, которые как мы считаем, дают отличную информацию о профессиональных предпочтениях подростка, личности. После диагностик Е.А. Климова и Д. Голланда можно узнать, человек еще не определил или определил, какая профессиональная сфера его привлекает, что ему больше нравиться, достаточно или недостаточно он осознает интересы, желания, профессиональные намерения.

Наши рекомендации