Глава 15. как запоминать музыку
Как и все прочие способности, музыкальная способность проявляется у разных людей неодинаково. Некоторые запоминают музыку почти инстинктивно, от других требуются огромные усилия и труд. Одни от природы восприимчивы к гармонии, и ее нарушение вызывает у них отвращение. Другие же вообще не замечают дисгармонии – разве что в вопиющих случаях. У одних – музыкальная душа, а иные совершенно не чутки к музыке. Есть люди, которые легко подбирают мелодию на слух, но совершенно не умеют играть по нотам. Другие прекрасно разбирают музыку, но не способны воспроизвести только что услышанный мотив. У хорошего музыканта должны быть развиты обе последние способности – слуховое восприятие музыки и умение играть музыку по нотам.
Известно немало случаев проявления выдающейся музыкальной памяти. Великий ирландский бард однажды встретил знаменитого музыканта и предложил ему соревноваться в музыкальных способностях. Вызов был принят. Музыкант сыграл на скрипке один из сложнейших концертов Вивальди. Бард, который никогда прежде не слышал этой музыки, взял свою арфу [13] и сыграл концерт с начала до конца без единой ошибки.
Бетховен запоминал все услышанные музыкальные произведения, какими бы сложными они ни были, и большую их часть мог воспроизвести. Он мог сыграть по памяти любой фрагмент «Хорошо темперированного клавира» Баха, насчитывающий 48 прелюдий и столько же фуг. Сложность этих произведений чрезвычайно высока – в каждом из них использована многослойная полифония.
Моцарт уже в свои 4 года нота в ноту запоминал сложнейшие соло из услышанных инструментальных концертов. За полчаса он мог выучить менуэт. Даже в столь юном возрасте он уже сочинял короткие пьесы. В шесть лет он начал сочинять без помощи инструмента. Его музыкальная память и способности стремительно развивались. В 14 лет он на Страстной неделе был в Риме. В Сикстинской капелле каждый день исполняли «Мизерере» Аллегри [14] . Моцарт хотел приобрести партитуру, но узнал, что снимать копии запрещено. Тогда он прослушал концерт и затем записал всю партитуру по памяти без единой ошибки. В другой раз Моцарту предложили написать оригинальное произведение, которое знаменитый тогда скрипач вместе с композитором должен был исполнить в Вене перед императором Иосифом. Прибыв в назначенное место, Моцарт обнаружил, что забыл ноты своей партии. Не смутившись, он поставил на пюпитр чистый лист бумаги и сыграл свою партию по памяти без единой ошибки.
И еще пример. К моменту первого исполнения «Дон Жуана» времени на копирование партии клавесина не хватило, но Моцарт справился с этим. Он продирижировал всей оперой и исполнил партию клавесина – аккомпанировал певцам и хору, не имея перед собой нот.
Широко известна потрясающая музыкальная память Мендельсона. Однажды он давал в Лондоне большой концерт, на котором исполнялась его увертюра к «Сну в летнюю ночь». Существовал лишь один экземпляр полной партитуры. Его взял органист собора Святого Павла, но по рассеянности оставил его в кэбе. Мендельсон воспроизвел полную партитуру по памяти без единой ошибки.
Как-то раз Мендельсону довелось дирижировать сложнейшим произведением Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею». Поднявшись к дирижерскому пульту, он обнаружил, что кто-то по ошибке положил на пюпитр совершенно другую партитуру. Тем не менее Мендельсон успешно дирижировал хором и оркестром по памяти, автоматически переворачивая листы партитуры. Ни слушатели, ни певцы, ни оркестранты ни о чем не догадались.
Американский композитор Луис М. Готтшалк мог по памяти сыграть несколько тысяч композиций, в том числе многие произведения Баха. Множество знаменитых дирижеров могли дирижировать большими операми по памяти.
...
Музыкальную память можно разделить на два вида – запоминание мелодии и запоминание нот.
Мелодическая память, разумеется, относится к классу слуховых впечатлений, и к ней применимо все то, что мы о них говорили. Запоминание нот относится к классу впечатлений зрительных, и к ним применимы «зрительные» правила. Для развития мелодической памяти нужно активно интересоваться музыкой и слушать ее при каждой возможности, а затем пытаться воспроизвести в воображении. Проникайтесь духом музыки, пока он не станет частью вашей души. Не ограничивайтесь одним лишь прослушиванием, старайтесьпочувствовать значение музыки. Чем больше музыка будет для вас значить, тем легче вам будет ее запомнить.
Многие из тех, кто изучает музыку, особенно вокалисты, несколько раз прослушивают первые такты произведения, пока не смогут правильно их воспроизвести. Затем они переходят к следующим тактам, потом – к следующим и так далее. Каждое дополнение исполняется вместе с тем, что было выучено раньше, чтобы цепочка ассоциаций была неразрывной. Точно так же дети учат алфавит – они запоминают «Б», потому что эта буква идет после «А». Путем постоянного наращивания и частых повторов можно выучить длинные и сложные произведения.
Память на ноты можно развить тем же методом – сначала выучить несколько тактов, потом добавить еще несколько, часто повторять выученное, запоминая последовательность нот благодаря тренировке. Этот метод основан на зрительных впечатлениях и подчиняется их правилам. Вам поможет визуализация.
...
Разучивая каждый такт, вы должны видеть его «мысленным взором».
И здесь, конечно, поможет запоминание звучания выученных нот. Постарайтесь связать их вид и звучание, чтобы, увидев ноту, вы услышали ее звучание, а услышав звук, могли увидеть ноту на воображаемом нотном стане. Сочетание звуковых и визуальных впечатлений удвоит чувственное восприятие и эффективность запоминания. Помимо визуализации самих нот старайтесь представлять себе другие символы, обозначающие тональность, размер, темп, выражение и т. п. Это поможет вам мысленно воспроизводить увиденные ноты с выражением и в верной интерпретации. Смену тональности, темпа или выражения следует тщательно отмечать. А самое главное – постараться запомнить ощущение определенной части партитуры, чтобы, припоминая, не только увидеть и услышать музыку, но еще и почувствоватьее.
Начните с запоминания простых песен. Песни написаны так, что их легко запомнить. Они состоят из цепочки простых ассоциаций.
Огромную роль в развитии этой формы памяти играют, как всегда, заинтересованность, внимание и частая практика. Возможно, эти слова вам уже наскучили, но в них заключены основные принципы совершенствования произвольной памяти. Музыка должна отпечататься в памяти – только тогда ее можно будет вспомнить. И это относится ко всем видам памяти.
Ключевые моменты
Музыкальную память можно разделить на два вида – запоминание мелодии и запоминание нот. Мелодическая память относится к классу слуховых впечатлений, и к ней применимо все то, что мы о них говорили. Запоминание нот относится к впечатлениям зрительным, и здесь применимы «зрительные» правила.
Для развития мелодической памяти нужно активно интересоваться музыкой и слушать ее при каждой возможности, а затем пытаться воспроизвести в воображении.
Проникайтесь духом музыки, пока он не станет частью вашей души. Не ограничивайтесь одним лишь прослушиванием, старайтесь почувствоватьзначение музыки. Чем больше музыка будет для вас значить, тем легче вам будет ее запомнить.
Постарайтесь связать вид нотного знака и звук, чтобы, увидев ноту, выуслышали ее звучание, а услышав звук, могли увидеть ноту на нотном стане. Сочетание звуковых и визуальных впечатлений удвоит чувственное восприятие и эффективность запоминания.