Сформулировать задачу, которой должно отвечать приемлемое проектное решение
Главной задачей является обеспечение комфортности автомобильного сиденья. В прошлом критерием определения комфортности служило мнение конструктора, а также ответственного руководителя фирмы. В приводимом примере сделана попытка найти более объектив-
ный критерий, отражающий мнение потребителей в целом.
Прежде всего задача была сформулирована так: "Избежать дискомфорта, который был бы ощутим для большинства потребителей". Здесь следует обратить внимание на переход от неуловимого понятия "комфорт" к легко обнаружи-мому состоянию дискомфорта, а также на то, что незначительными неудобствами, различными для разных людей, решено пренебречь.
Охарактеризовать "гарантирующее успех" направление работ по данной за даче.
Цель этого этапа — обеспечить, чтобы ошибки, неизбежные при любом виде измерений, не приводили к результатам, невыгодным для финансирующей эти исследования фирмы. Так, слегка завышенные требования к комфортности автомобильных сидений приведут к увеличению цены и тем самым к снижению количества проданных сидений. Однако лишь небольшой процент потребителей сможет заметить этот слегка повышенный уровень качества. С другой стороны, незначительное занижение требований приведет к снижению цены и тем самым к увеличению числа продаж. Но, вероятно, лишь немногие покупатели обнаружат это едва заметное ухудшение качества сиденья.
Отсюда следует, что "гарантирующим успех" направлением как для изготовителя, так и для потенциальных потребителей является некоторое занижение требований, так как это приведет к тому, что исследования комфортности сидений принесут пользу большему числу людей (см. аналогичный пример в разд. 9.9).
Изучить имеющиеся данные о влиянии отклонений от сформулированной зада чи и определить условие, соответствую щее "области гарантированного успеха" в зоне между приемлемым и неприемле мым решениями.
Образец таких показателей приводится на помещенном ниже рисунке. Это регистрация ощущений дискомфорта в девяти участках тела, производившаяся с интервалами 15 мин в течение 5-часо-
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)
вой поездки. Уровень дискомфорта определялся по пятибалльной шкале:
0 — никаких ощущений;
1 - ощущение контакта;
2 — оцепенение;
3 — тупая боль;
4 — острая боль.
Несколько опытных испытателей регистрировали уровни дискомфорта при пользовании автомобильными сиденьями разных конструкций. Обнаружены заметные различия в дискомфорте, ощущаемом разными испытателями (на тех же сиденьях в одинаковых условиях поездки) и при разных условиях поездки (с теми же испытателями на тех же сиденьях). Несмотря на эти различия, были выявлены определенные закономерности.
На рисунке указаны записанные через каждые 15 мин ощущения дискомфорта во время дорожных испытаний типового автомобильного сиденья (четыре верхних участка должны располагаться на теле ниже, чем показано на рисунке):
Было найдено, что только опытный испытатель может обнаружить уровни дискомфорта 2 и менее, в то время как уровень 3 замечает каждый, если его знимание ничем не отвлекается, а уровень 4 вообще трудно не заметить. На основании этого был сделан вывод, что сиденье, не дающее при испытаниях уровней 3 и 4, отвечает поставленной задаче "избежать дискомфорта, который был бы ощутим для большинства потребителей". Грань между приемлемым и неприемлемым решениями лежит между показателями 2 и 3. В качестве условия наступления этой грани было выбрано появление уровня 3 для любой части тела (как показано в последнем цифр на рисунке). "Область гарантированного успеха" вблизи этой грани определялась условием, что для всех участков тела два раза подряд отмечались уровни дискомфорта 3 и что указывало на появление В соответствии с этим одн появление уровня 3 .хтя лопаток и средней части бедер не учитывалось.
Наивысший уро- о 0 0 11
вень показаний для каждого интервала
Дискомфорт на уровне 3 начинается ч 2 часа после старта
12.2 Выбор критериев