Разделы / темы учебной дисциплины | Вид учебной работы (форма самостоятельной работы) | Результат |
Раздел 1. Экспериментальный метод как система нормативов проверки психологических гипотез и как вид практической деятельности исследователя |
Тема 1.1. Организация психологического исследования | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем Выполнение итогового теста по содержанию лекции | ОК-3: – знание современных способов научного мышления; – умение рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики; – владение анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений. ОК-23: – знание современных способов получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня; – умение расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования; – владение навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня. ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение навыками анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 1.2. Особенности экспериментального психологического исследования | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции. Работа на семинарском занятии: ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем по содержанию вопросов темы; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: анализ научных статей описывающих модели экспериментальных исследований | ОК-4: – знание содержательных составляющих методологической основы исследований в области психологии; – умение анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии. ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека. ПК-10: – знание основных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога; – умение конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога; – владение навыками выдвижения и реализации научно-исследовательских задач |
Раздел 2. Эксперимент в системе других методов психологического исследования |
Тема 2.1. Классификация методов психологического исследования | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю. Работа на семинарском занятии: участие в диалоге с преподавателем по вопросам темы; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: разработка системы методов по конкретным темам исследования (по темам курсовых работ) | ОК-11: – знаниесовременных методов получения, хранения, переработки и анализа научных данных; – умение подбирать и проводить стандартизированные методы исследования с учетом проблемы исследования и особенностей контингента испытуемых; анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владениеразличными стандартизированными методами исследования, статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-1: – знание методов исследования с учетом выдвинутых целей и гипотез; – умение соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования; – владение навыками подбора методов исследования различных аспектов личности |
Тема 2.2. Метод наблюдения | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем; выполнение итогового теста по содержанию лекции. Работа на практическом занятии: разработка программы наблюдения по конкретной психологической проблеме | ОК-19: – знание специфики проведения метода наблюдения для сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности; – умение проводить наблюдение для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем с помощью метода наблюдения |
Тема 2.3 Шкалы и шкалирование в эксперименте | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции. Работа на семинарском занятии: ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: разработка оценочных шкал для оценки различных психических проблем | ОК-9: – знание шкал и специфики шкалирования для проведения анализа научных данных; – умение разрабатывать различного вида оценочные шкалы для психологических исследований; – владение различными статистическими программами обработки данных (номинальных, порядковых, интервальных шкал и шкал отношений). ОК-19: – знание способов и методов сбора, обработки и интерпретации данных, полученных с помощью разных оценочных шкал; – умение подбирать, обрабатывать и интерпретировать оценочные шкалы для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем с помощью различных оценочных шкал |
Раздел 3. Психологические гипотезы и теоретические реконструкции в рамках экспериментального метода |
Тема 3.1. Экспериментальные переменные | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции. Работа на семинарском занятии: ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: разработка модели исследования с выделением всех видов экспериментальных переменных | ОК-5: – знание экспериментальных переменных каксодержательных составляющих научно-исследовательских работ в области психологии; – умениеанализировать и обобщать особенности взаимосвязи между экспериментальными переменными; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии. ПК-2: – знание видов экспериментальных переменных; – умениепроводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных; – владениенавыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных методов и выделения независимых, зависимых и внешних переменных |
Тема 3.2. Гипотезы экспериментального исследования | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции. Работа на семинарском занятии: ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: групповое обсуждение видов научных гипотез (анализ авторефератов кандидатских диссертаций, ВКР, научных статей); разработка модели исследования с выдвижением научных гипотез различного вида | ОК-5: – знаниевидов научных гипотез каксодержательных составляющих научно-исследовательских работ в области психологии; – умение выдвигать научные гипотезы в о психологических исследованиях; – владение навыками подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез в психологических исследованиях. ОК-23: – знание современных способов получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня; – умение расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования; – владение навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня. ПК-1: – знаниеосновных видов целей, гипотез и задач научного исследования в области психологии; – умение соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования; – владение навыками обоснования гипотез, постановки задач и подбора методов исследования различных аспектов личности |
Раздел 4. Логика установления экспериментальных фактов и обобщений как контроля за выводом |
Тема 4.1. Формы экспериментального контроля | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем | ОК-5: – знание основных форм экспериментального контроля; – умение подбирать различные формы экспериментального контроля с учетом видов психологических исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии. ОК-6: – знание основных методов эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний; – умениеанализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности; – владение методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента. ПК-2: – знаниетребований к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; – умениепроводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных; – владениенавыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных. ПК-10: – знание основных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога; – умение конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога; – владение навыками выдвижения и реализации научно-исследовательских задач. ПК-24: – знание основы проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов |
Тема 4.2. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод | Работа на семинарском занятии: рассмотрение экспериментального метода как способа познания психологических особенностей на основе гипотетико-дедуктивных методов | ОК-5: – знаниесодержательных аспектов гипотетико-дедуктивного метода; – умениеанализировать и обобщать накопленный опыт в области психологических исследований с помощью гипотетико-дедуктивного метода; – владение навыками гипотетико-дедуктивного метода в ходе организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии ПК-24: – знание основ проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности на основе гипотетико-дедуктивного метода; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов |
Раздел 5. Основы планирования психологического эксперимента и классификации экспериментальных схем |
Тема 5.1. Компоненты содержательного и формального планирования эксперимента | Работа на лекционном занятии: групповая дискуссия; разработка и защита презентации; составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем | ПК-6: – знание современных психодиагностических и эмпирических методов исследования в различных областях психологии как компонентов содержательного планирования; – умение планировать и проводить исследования познавательных и личностных особенностей; – владение различными видами планов экспериментального исследования. ПК-18: – знаниесовременных дидактических приемов оптимизации психической деятельности человека; – умение планировать, организовывать и проводить экспериментальные исследования, включающие коррекционные, реабилитационные, обучающие программы; – владение навыками применения различных дидактических приемов в экспериментальных исследованиях разного вида. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования. ПК-28: – знаниесовременных инновационных технологий проведения инновационных психологических исследований; – умение проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий; – владение навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий |
Тема 5.2. Классификация экспериментальных планов | Работа на лекционном занятии: работа с планами-конспектами различных видов экспериментальных планов и схем. Работа на семинарском занятии: групповая дискуссия по проблемам выбора схемы научного исследования; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. Работа на практическом занятии: разработка и защита презентации по различным схемам экспериментальных планов | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии с помощью различных экспериментальных схем; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 5.3. Факторный эксперимент | Работа на семинарском занятии: ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю; участие в диалоге с преподавателем; участие в итоговом опросе по содержанию семинара | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 6. Валидность экспериментов как цель экспериментального контроля |
Тема 6.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента | Работа на семинарском занятии: групповая дискуссия по проблемам планирования экспериментального исследования как средства повышения его валидности; выполнение итогового теста по содержанию семинара. Работа на практическом занятии: разработка и защита презентации по планированию экспериментальных исследований по конкретным темам | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога, требований к методологической основе исследования и др.); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека |
Тема 6.2. Виды валидности в экспериментальном исследовании | Работа на семинарском занятии: групповая дискуссия по проблемам планирования экспериментального исследования; выступление с докладами; выполнение итогового теста по содержанию семинара. | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека |
Раздел 7. Типы психологических экспериментов |
Тема 7.1. Типы экспериментов в психологии | Работа на лекционном занятии: работа с планами-конспектами различных видов экспериментальных планов и схем; групповая дискуссия по проблемам выбора типа эксперимента для научного исследования | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии с применением различных типов экспериментов; – умение проводить прикладные исследования различных видов и типов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 7.2. Виды экспериментального исследования | Работа на семинарском занятии: групповая дискуссия по проблемам планирования экспериментального исследования различных видов; сравнительная характеристика достоинств и недостатков различных видов экспериментального исследования. Работа на практическом занятии: разработка и защита презентации по видам экспериментальных исследований по конкретным темам (курсовым работам) | ОК-14: – знание видов экспериментального исследования; – умениеорганизовывать исследование различного вида; – владениенавыками организации, проведения, обработки данных экспериментального исследования различного вида. ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований различного вида в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 8. Корреляционный подход в психологических исследованиях |
Тема 8.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование | Работа на семинарском занятии: групповая дискуссия по проблемам применения корреляционных исследований в психологии; проведение опроса по материалам семинара и тем смежных дисциплин (математические методы обработки данных в психологии) | ОК-6: – знание основных методов эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний; – умениеанализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности; – владение методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента. ОК-9: – знание современных математико-статистических методы анализа научных данных; – умение анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владение различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 8.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи | Работа на практическом занятии: разработка и защита презентации по представлению результатов корреляционного исследования в психологии (по данным курсовых работ); анализ ВКР, авторефератов кандидатских диссертаций с целью рассмотрения представлений корреляционных исследований психологических проблем | ОК-9: – знание современных математико-статистических методы анализа научных данных; – умение анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владение различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 9. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях |
Тема 9.1. Общая характеристика квазиэкспериментальных исследований | Работа на лекционном занятии: работа с общей характеристикой квазиэкспериментальных планов экспериментального исследования (анализ первоисточников) | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных квазиэкспериментальных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные квазиэкспериментальные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных квазиэкспериментальных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 9.2. Виды квазиэкспериментальных исследований | Работа на семинарском занятии: анализ и обсуждение различных видов квазиэкспериментальных исследований; выделение положительных и отрицательных сторон каждого вида квазиэксперимента. Работа на практическом занятии: разработка и защита презентации по видам квазиэкспериментальных исследований по конкретным темам (курсовым работам, научным статьям, ВКР, монографиям) | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных квазиэкспериментальных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные квазиэкспериментальные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных квазиэкспериментальных исследований различных видов |
Раздел 10. Методологические вопросы организации психологического исследования |
Тема 10.1. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя | Работа на семинарском занятии: участие в диалоге с преподавателем по вопросам темы; выполнение итогового теста по содержанию лекции и семинара. | ОК-3: – знание современных способов научного мышления; – умение рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики; – владение анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений. ОК-4: – знание содержательных составляющих методологической основы исследований в области психологии; – умение анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии. ОК-19: – знание способов и методов сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности; – умение подбирать обрабатывать и интерпретировать методы и методики для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем. ПК-24: – знание основ проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов. ПК-25: – знание способы представления, отстаивания и аргументации; – умение планировать и организовывать внедрение результатов исследования в практику; – владение навыками разработки программ по психологическому сопровождению внедрения результатов исследования различных аспектов личности в повседневную практику. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования. ПК-28: – знаниесовременных инновационных технологий проведения инновационных психологических исследований; – умение проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий; – владение навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий |
Тема 10.2. Эмпирические данные экспериментального исследования | Работа на лекции: составление конспекта лекции; проработка конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; формулирование вопросов преподавателю. Работа на практическом занятии: рассмотрение различных видов данных экспериментального исследования, определение системы методов математической обработки конкретных эмпирических данных (по результатам исследований в курсовых работах, ВКР, авторефератах диссертаций и др.) | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования |