Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Задание для самостоятельной работы.
1.Каждая наука, как и каждое новое поколение, формулирует ответ на вопрос: что есть человек и в чём он проявляется? С момента возникновения психологии главная её установка - целостное описание человека. С этой целью Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) выделил образы человеческой субъективности.
В лепестки рисунка 1.2 впишите понятия в соответствии с логикой их появления. Стрелками соедините понятие и его определение.
Рис. 1.2. Образы человеческой субъективности по Б.Г.Ананьеву
Задание 2. Каждый человек, даже если он никогда не изучал научную психологию, имеет представления о психологии человека, построенные на основе своего житейского опыта. Используя критерии таблицы 1.3, покажите различия между житейской и научной психологией.
Таблица 1.3. Характеристика житейской и научной психологии
Критерии | Житейская психология | Научная психология |
1. Время возникновения | ||
2. Объект познания | ||
3. Уровень обобщённости | ||
Критерии | Житейская психология | Научная психология |
4. Методы и пути получения материала | ||
5. Способы, пути передачи материала | ||
6. Сроки овладения материалом. |
Задание 3.Зарисуйте схему нелинейной классификации наук, разработанную академиком Б.М. Кедровым. Определите место психологии в этой системе наук, сделайте краткое пояснение к рисунку.
Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития
Задания к семинару 1. «Предмет и структура современной науки».
Задание 2.2.Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблиц 2.2(А) и 2.2(Б) «Основные школы и направления психологии», покажите основные подходы к данной проблеме.
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Бихевиоризм -___________ ____________________________ ________________________________________________________
Гештальтизм (гештальтпсихология) – направление психологии________________________ ________________________________________________________
Гуманистическая психология – ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Детерминанта – __________________________________________________________________
_______________________
Детерминизм - принцип _____________________________________________________________
___________________________________________________
Когнитивная психология - ________________________________________________________
____________________________
Отрасль науки - ________ ________________________________________________________
Принцип единства сознания и деятельности –__________________________________________
_______________________________________________________________________________
Принцип развития –_________________________________________________________________
_______________________
Психоанализ - __________ ________________________________________________________
Таблица 2.2(А). Основные школы и направления психологии конца XIX - начала XX века
Направления психологии Критерии↓ | Психология сознания | Бихевиоризм | Гештальтпсихология | Психоанализ | |
Структурная школа | Функционализм | ||||
Страна и условная дата возникновения направления, событие, с ним связанное | США, 1913 год. Публикация работы Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». | ||||
Основоположники направления | З.Фрейд | ||||
Интеллектуальные предшественники | Программа В.Вундта | ||||
Последователи направления | К.Левин, Ф.Перлз | ||||
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) | Сознание и его структура (ощущения, образы, чувства). Сознание - первая психологическая категория | ||||
Методы исследования | Интороспекция | Психоанализ (метод свободных ассоциаций, интерпретация сновидений, анализ оговорок). Цель терапии – лечить клиента, помощь в осознании бессознательного. | |||
Прикладные методы (цель терапевтических методов) | |||||
Принципы направления | П. целостности - |
Таблица 2.2(Б). Основные школы и направления психологии середины XX века
Направления Критерии | Гуманистическое направление | Когнитивная психология | Советская психология (деятельностный подход) | |
Страна и условная дата возникновения направления | Россия сер. 30-х годов ХХ века | |||
Основоположники направления | ||||
Интеллектуальные предшественники | Программа построения психологии как науки И.М. Сеченова | |||
Последователи направления | Г. Олпорт, К. Роджерс, | |||
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) | ||||
Методы исследования | Объективные методы: | |||
Прикладные методы (цель терапии) | Рациональная терапия - | |||
Принципы направления | Принципы целостности, гуманизма | 1) Единства сознания и деятельности (1933 год, С.Л. Рубинштейн); 2) 3) |
Задание 2 к семинару 1. Дайте ответы на вопросы.
1. Выход в свет работ «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) считается основанием возникновения этого психологического направления.
Назовите автора этих работ______________________________________________
Какое направление он основал?______________________________________________
2. Анализ вербальных отчётов по итогам интроспекции, содержащих описание внешних вещей, показал наличие «ошибки стимула», этот факт в рамках данного психологического направления привел к идее, что исследователь нуждается в предварительной тренировке.
Назовите психологическое направление/школу_________________________________
3. Представители этого направления большую часть своих исследований провели на белых крысах, так как не видели отличия в их поведении от поведения человека.
Назовите психологическое направление______________________________________
4. Основополагающий эксперимент, проведённый основателем этого психологического направления с двумя сотрудниками, заключался в том, что в тёмной комнате быстро друг за другом зажигались две световые точки с различными временными интервалами между вспышками. При интервале в 0,06 секунды свет воспринимался как перемещающийся от одной точки к другой, то есть возникало восприятие движения.
Назовите психологическое направление______________________________________
Назовите авторов эксперимента_______________________________________________________________
При каком временном интервале световые точки воспринимались как одновременные?______________
5. Участие и трудности экспедиции в бассейн Амазонки в 1865 году убедили видного представителя данного направления в том, что он будет счастливее, если станет размышлять и писать о науке, чем сам заниматься активными научными исследованиями. Тем не менее, он стал всемирно известным учёным и дважды (с 1894 по 1895 год и в 1904 году) избирался президентом Американской психологической ассоциации.
Назовите учёного_________________________________________________________
Какое направление он основал?______________________________________________
6. Лидер этого психологического направления начал свои исследования с формального изучения жизни и ценностей людей, казавшихся ему наиболее душевно здоровыми и творческими. Среди таких людей оказались Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Макс Вертгеймер и другие.
Назовите учёного_________________________________________________________
Какое направление он основал?______________________________________________
Какое понятие он ввёл для описания таких людей?_______________________________
7. В рамках этого направления были введены и активно используются термины «информация», «кодирование», «подпрограмма», а сложный внутренний мир человека сводится к упрощённым моделям.
Назовите психологическое направление______________________________________
Что является предметом исследования в рамках этого направления?_____________________________
8. Представитель данного психологического направления выразил свое видение науки следующим образом: «…подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках…».
Назовите учёного_________________________________________________________
Какое направление он основал?______________________________________________
9. Метафорой для основополагающей теории этого психологического направления послужили слова «река», «поток». По мнению автора, именно эти слова наиболее естественно описывают процессы, происходящие в душевной жизни человека.
Назовите психологическое направление______________________________________
10. Смерть дочери, страх за судьбу двух своих сыновей, воевавших на фронте, привели к появлению в рамках этого направления теории об универсальном человеческом инстинкте – стремлении к смерти.
Назовите учёного________________________________________________________
11. Один из основателей этого психологического направления Г. Саймон писал: «Человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает в основном сложность окружающей среды».
Назовите психологическое направление и предмет его изучения _____________________________________
____________________
Задание для самостоятельной работы.Рассмотрите примеры классификаций научных методов психологии, рассматриваемых авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся классификаций в виде схемы. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.______________ _________________________________________________
Задание . Охарактеризуйте эксперимент как объективный исследовательский метод. Укажите его виды. Отметьте отличительные характеристики эксперимента от других исследовательских методов.
Эксперимент – это объективный метод _____________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________
________________________________________