Социальная психология личности и группы

Социально-профессиональные характеристики личности

Методологические предпосылки представлений о личности. Многозначность понятия личности в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Предварительные представления о структуре личности. Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Понятие социализации. Социализация и адаптация. Необходимость комплексного подхода к исследованию процесса социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона. Трактовка закономерностей социализации в трансактном анализе Э. Берна. Общая характеристика методов психодиагностики и коррекции личности на различных этапах социализации.

Психологические механизмы регуляции социально-профессионального поведения личности. Потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки и их роль в психологической регуляции социального и профессионального поведения личности. Идеалы. Социальные установки личности. Традиции и этапы изучения социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (феномен Лапьера). Объяснительные возможности понятия аттитюдов в интерпретации регуляции профессионального поведения.

Малая группа: основные параметры и структуры. Дефиниции малой группы. Классификация малых групп. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой. Социально-психологические особенности малой группы и межличностный отношений. Методы исследования групповых феноменов. Проблема нормообразования в группе (М. Шериф, Т. Ньюком и др.). Феномены межгруппового взаимодействия. Воздействие в процессе общения. Способы и механизмы группового воздействия. Характеристики, отражающие положение личности в группе. Ролевой конфликт личности.

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Межличностные отношения. Вербальная и невербальная коммуникация. Структура речевого поведения. Межличностное восприятие и взаимопонимание. Структура и механизмы взаимопонимания. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности.

Учет индивидуальных свойств темперамента в педагогическом общении и межличностном взаимодействии. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Современные представления о типах высшей нервной деятельности человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Я. Стреляу). Индивидуально психологические свойства личности, способствующие позитивному общению: толернатность, эмпатия, аттракция, ассертивность и др.

Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений.

Наши рекомендации