I. общая психология и психология личности

Электронный учебно-методический комплект по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»

автор А.И.Скринник

Минск 2011

Содержание

1. Учебная программа   2 стр.
Введение 3 стр.
Содержание программы 5 стр.
Учебно-методическая карта   9 стр.
2. Теоретический раздел   14 стр.
Конспект лекций по курсу: 14 стр.
Модуль 1. Общая психология 14 стр.
Модуль 2. Психология личности 51 стр.
Модуль 3. Социальная психология и психология управления 79 стр.
Модуль 4. Психологические аспекты современной педагогики   103 стр.
3. Практический раздел   120 стр.
Вопросы к семинарам   120 стр.
4. Контроль знаний   136 стр.
Выполнение СУРС1 136 стр.
Выполнение СУРС2 138 стр.
Пример тестового задания   141 стр.
5. Список используемой литературы 148 стр.

Учебная программа

Учебная программа «Основы психологии и педагогики» составлена на основе типовой учебной программы «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений/сост.: А.И.Жук [и др.]. – Минск: РИВШ, 2007. – 56с., регистрационный номер УДК 15:37.0(073), ББК 88:74.0

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин

_________2011, протокол №____

Заведующий кафедрой

_________________В.Г.Филяков

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

___ _____2011, протокол №____

Председатель

______________Ю.П.Сергиенко

ВЕДЕНИЕ

Популярность психологии и педагогики в учебных заведениях выросла за последние годы в силу того, что, во-первых, студенты пытаются найти в данных предметах теории и перспективы, которые помогли бы приспособиться к сегодняшнему обществу, найти выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций, во-вторых, проблема развития личности становится более актуальной. Овладение научными знаниями по психологии и педагогике не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения.

Программа данного курса состоит из четырех модулей.

В первом модуле обсуждается проблема развития высших психических процессов и общие этапы их формирования; описание каждого из них – восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоции и речи, а также сознания, как их синтеза; дается представление об организации психологической защиты человека и способах ее преодоления.

Второй модуль включает описание основных составляющих биологического фундамента личности — темперамента, задатков и способностей, которые определяют врожденную уникальность человека; возможности формирования отдельных черт и качеств человека, которые складываются в понятие «характер»; раскрывает субъективный мир психики человека и его становление в зависимости от самооценки, уровня притязаний и влияния профессиональных ролей.

Третий модуль поднимает вопросы социальной психологии и психологии управления: функций общения, возможностей точно передавать и принимать информацию, взаимодействия людей в группах, управления конфликтом. Во втором разделе рассматриваются основные принципы и методы управления людьми и группами. Личность и группа рассматриваются как объект управления, анализируется роль и психологические функции руководителя.

Четвертый модуль посвящен психологическим аспектам современной педагогики, включенности психологии в педагогику; рассмотрению средств и методов психологического воздействия на личность, общих принципов дидактики, моделей образования и воспитания на примерах конкретных педагогических школ; изложению современных представлений о семейных взаимоотношениях, проблемы взаимодействия поколений.

Программа курса составлена на основе учебной программы для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики» и включает в себя следующие формы работы:

- теоретический блок знаний в форме лекций,

- семинарские занятия,

- практикум с использованием активных методов обучения,

- написание рефератов по заданной теме,

- самостоятельная управляемая работа.

Курс завершается сдачей студентами экзамена.

Целью курса является обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями и научными понятиями в области психологии и педагогики; формирование специалистов, владеющих процессами межличностного взаимодействия, взаимопонимания, самовыражения, стремящихся к личностному росту, осознающих свою индивидуальность. Задачи курса вытекают из практических потребностей студентов в знании данной дисциплины: формирование психологической культуры и компетентности в профессиональной деятельности.

В результате освоения курса студент должен

знать:

- сущность и ключевые категории психологии и педагогики;

- основные закономерности и положения психологии и педагогики;

- направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности;

уметь характеризовать:

- психические состояния, процессы и личностные особенности;

- психологию личности и социальных групп;

- закономерности педагогического процесса;

- основные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать;

- причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;

- психологические особенности индивидуального стиля управления;

- педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучающегося;

- воспитание как процесс социализации личности;

- закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;

приобрести навыки и качества:

- развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;

- совместной созидательной деятельности;

- конструктивного делового и межличностного общения в коллективе

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Общая психология и психология личности.

Тема 1.1. Введение в психологию. Характеристика сознания.

Психический мир человека. Предпосылки возникновения и становления психологии как науки. Отличия житейских психологических знаний от научных. Место психологии в системе социально-гуманитарных наук. Предмет психологии. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии. Теоретические, практические и исторические исследования в психологии. Развитие психики человека и животных. Становление психических процессов.

Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание как отражающие и регулирующие процессы. Становление сознания. Элементы структуры сознания. Состояния сознания человека. Нарушения сознания. Специфические состояния сознания: бодрствование и сон, медитация и гипноз, эйфория и дисфория, боль и анальгезия. Взаимодействие сознания и подсознания. Понятие бессознательного в психологии.

1.2. Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.

Ощущение - первичная форма отражения действительности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Сущность и основные качества (свойства) восприятия. Активность восприятия и роль обратной связи. Виды восприятия. Условия адекватного восприятия мира. Нарушения восприятия.

1.3. Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.

Внимание как ограничение поля восприятия. Характеристика внимания. Основные свойства внимания. Виды внимания. Причины непроизвольного внимания. Развитие произвольного внимания. Индивидуальные особенности внимания. Управление вниманием. Общая характеристика памяти. Функции памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти. Формирование памяти. Факторы забывания. Нарушения памяти. Развитие памяти. Механизмы сна и буферная память. Способы управления памятью. Мнемотехнические приемы запоминания.

1.4. Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.

Сущность мышления как познавательного процесса. Характеристики мыслительного процесса. Теории мышления в психологии. Абстрагирование и практический опыт. Мыслительные действия. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Особенности творческого мышления. Интеллект человека. Способы активизации мышления. Воображение и мышление. Понятие о представлении. Виды представлений. Характеристики представлений. Речь как инструмент мышления. Функции речи. Психолингвистика. Понятие о суггестивной лингвистике.

1.5. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности.

Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Мотивационные процессы. Понятие о «локусе контроля». Потребности. Мотив и поведение. Концепции мотивации. Механизмы формирования мотивации. Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Эмоциональные процессы. Настроения. Чувства. Аффекты. Управление эмоциями. Определение психических состояний. Классификация психических состояний. Характерные особенности психических состояний. Типичные положительные психические состояния человека: творческое вдохновение, профессиональная заинтересованность, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство и тревога, фрустрация, персеверация, ригидность. Механизмы возникновения стресса. Предупреждение отрицательных психических состояний.

1.6. Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.

Определение понятия личность. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Соотношение биологического и социального в личности. Социализация личности. Этапы и механизмы формирования личности. Закономерности развития личности. Структура личности. Критерии развития личности. Личностный рост. Препятствия развитию личности. Эволюция представлений о темпераменте. Современные представления о темпераменте. Типы темперамента и их психологические характеристики. Роль темперамента в деятельности и общении. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-интроверсией. Понятия «задатки» и «способности». Природа человеческих способностей. Структура и виды способностей. Развитие способностей. Характер как социальное образование личности. Черта характера и акцентуация характера. Типологии характера (Э.Фромма, Б.С.Братуся, Э.Шостром, К.Юнга, А.Аугустинавичуте, психогеометрическая типология). Понятие социализации личности. Направленность личности.

1.7. Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.

Психологическая сущность самосознания. Самосознание и человеческое «Я». Функции самосознания. Наиболее известные модели структуры самосознания. Идентификация и рефлексия. Самооценка и уровень притязаний. Влияние профессиональных ролей. Уверенность в себе. Смысложизненные ориентации. Самоактуализация и самореализация. Жизненный путь личности. Краткий экскурс в историю психологии. Психоанализ. Система психологической защиты Формы психологической защиты как преобразование травмирующей информации. Преодоление психологической защиты. Бихевиоризм. Гуманистические теории. Когнитивный подход. Трансперсональный подход. Психогенетический подход. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна.

Наши рекомендации