Церебрально-органического происхождения

Занятие направлено на углубление знаний о других сторонах личностного развития детей с ЗПР. становлении самосознания, мо-тивационной и коммуникативной сферы.

Самосознание. В становлении самосознания детей ЗПР также есть признаки незрелости. Работа Н. Л. Белопольской (1999) посвя­щена изучению половозрастной идентификации. Возможности ре­бенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий по­ловозрастной статус оценивались с помощью рисунков, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни: младенчестве, дошкольном, школьном возрасте, юности, зрелости и старости. Шестилетние дети с ЗПР успешно показывают, какими они являются сейчас, были раньше и будут потом. Но они затрудняются идентифицировать свой будущий образ со старостью. Именно этим они отличаются от здоровых детей, которые выстраи­вают полную половозрастную последовательность. Дети с легким

Церебрально-органического происхождения - student2.ru вариантом ЗПР, также как и нормально развивающиеся сверстники, в качестве самого привлекательного выбирают образ школьника и юноши. При выраженной ЗПР отмечается ориентация на свой на­стоящий образ (дошкольника) или даже младенца.

Как показало исследование Г. В. Грибановой (1986), планы на будущее у подростков с ЗПР также связаны с инфантильными инте­ресами предыдущего возрастного этапа. В этой связи подростковые и даже взрослые тенденции реализуются в игровых формах пове­дения, и, напротив, игровые интересы облекаются во взрослые формы поведения. Так, стремление обратить на себя внимание реализуется через вызывающее поведение: «шутовство», курение, употребление спиртных напитков и т.д.

Проблемы становления самооценки при ЗПР отчетливо прояв­ляются в младшем школьном возрасте. Известно, что при нормаль­ном психическом развитии в эти годы завышенная дошкольная са­мооценка корректируется, приобретает устойчивость. Она призна­ется благополучной, если при общем высоком самопринятии и ожи­дании такого принятия от окружающих, ребенок все же критично от­носится к некоторым своим качествам. У большей части детей с ЗПР самооценка остается неадекватно завышенной. У некоторых, напротив, низкой, то есть несет на себе отпечаток переживаний не­удач в игре, учении и общении. У других мы замечаем низкую оцен­ку одних качеств и компенсаторное завышение других.

Мотивационная сфера. С началом школьного обучения у де­тей с ЗПР отчетливо проявляется инфантильность мотивов и инте­ресов. Отмечается неблагополучная учебная мотивация: доминиру­ет игровой мотив («Хочу пойти в школу, чтобы играть с ребятами», «Хожу в школу, потому, что весело играем на перемене»). Как из­вестно, у младших школьников с нормальным развитием действуют познавательные мотивы вместе с широкими социальными мотива­ми: мотивами, связанными с потребностями ребенка в достижениях, общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием занять определенное место в системе доступных социальных отно­шений (Л. И. Божович, 1972).

Для детей с ЗПР характерен низкий уровень притязаний в уче­нии. Мотив избегания неудачи преобладает над мотивом успеха: детьми больше движет боязнь не успеть выполнить задание, сде­лать ошибку, получить наказание, нежели желание заслужить по­хвалу и получить высокую отметку. При этом вплоть до подростко­вого возраста остается повышенная чувствительность к оценке со стороны педагога. Все это вызывает состояние повышенной трево­ги. Это переживание угрозы утрзтить уважение, принятие со сторо­ны значимых других и положительную самооценку.

Следует также учесть, что ученик с ЗПР, посещающий обще­образовательную школу и не получающий коррекционную помощь, со временем может «привыкнуть» к статусу хронически неуспеваю­щего, к плохим отметкам («Выше двойки все равно не поставят»). Это привыкание носит защитный характер и освобождает ребенка от тревоги. В этом случае у него нет даже мотива избегания неудачи - он не видит смысла в каких-либо усилиях в учении вообще.

Трудные подростки реализуют притязания на признание у сверстников путем обмана, хвастовства, кражи престижных вещей. Проявляют уход от трудностей путем прогулов уроков, желание по­лучить приятные легкодоступные впечатления путем приема психо­активных веществ (наркотики, табак, алкоголь) и бродяжничества.

Общение. У детей с ЗПР достаточно высока потребность в общении. Но из-за отставания в развитии эмоционально-волевой сферы, контакты со сверстниками характеризуются поверхностью, неустойчивостью эмоций, с одной стороны, и эмоциональной на­пряженностью, с другой. При этом наблюдаются два варианта на­правленности контактов: 1) ребенок отчуждается от сверстников, либо исполняет роль ведомого, проявляет излишнюю покорность, 2) ребенок навязчиво вступает в контакт, переходит на агрессию. Из-за недостатков интеллектуального развития он многое не вос­принимает, не понимает и не усваивает в общении со сверстниками. Поэтому личность развивается ущербно: не формируются познава­тельные мотивы, мотивы достижения, самооценка оказывается не­адекватной.

Медленнее происходит смена основных форм общения (по М. И. Лисиной). Так, большинство шестилетних детей с ЗПР демон­стрируют ситуативно-деловой уровень общения с взрослыми, в то время как здоровые сверстники выходят за рамки ситуации и обща­ются личностно (внеситуативно-личностная форма общения) (Е.Е.Дмитриева, 1988). Воспитанников диагностико-коррекционных групп отличает низкий уровень личностных контактов, слабое жела­ние познать правила поведения и характер реальных людей и вы­мышленных персонажей. Дети затрудняются в оценке нравственно-лтических норм поведения. Слабо выражено стремление к взаимо­пониманию и сопереживанию с взрослым.

Незрелость личностной сферы накладывает свой отпечаток на с.южетно-ролевую игру. Исследования Е. С. Слепович (1985), II В Кузнецовой (1986) показали, что все компоненты ролевой игры окпзываются у детей возраста подготовительной группы несформи-рованными: сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы; со­держание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны, кратковременны. Диапазон нравственных морм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень неве-

' ........................... 41

Церебрально-органического происхождения - student2.ru лик, беден по содержанию, что обязательно будет сказываться на трудностях в школе.

Однако, специалисты, изучающие нравственное развитие де­тей с ЗПР отмечают, что эти особенности не являются специфиче­скими и вытекающими из интеллектуальной недостаточности детей. Они носят социальный характер. Это служит подтверждением вы­сказанной Л. С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу лично­сти ... не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация» (Выготский Л. С. Собр. соч. -М., 1983. Т. 5. С. 14.)

Вопросы для обсуждения

1. Представьте картину недоразвития мотивационной сферы
при органическом инфантилизме.

2. В чем проявляются проблемы становления самосознания
при ЗПР?

3. Каковы особенности общения детей?

4. Верно ли, что недоразвитие нравственной сферы при ЗПР
прямо вызвано интеллектуальной недостаточностью?

Литература

• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре­
бенку с задержкой психического развития. - СПб., 2006.

• Психология детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия. Сост. О. В. Защиринская. -СПб., 2004.

• Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. -
М.,2003.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Перечислите трудности обучения школьников с ЗПР, связанные с особенностями мотивационной сферы и общения, очертите направления их коррекции. Используйте литературу:

• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с
задержкой психического развития. - СПб., 2006.

Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению проблемы адаптации детей со слабовыраженными отклонениями в современном общест­ве, риска невротизации.

Темы докладов

1. Особенности личности подростков с ЗПР. - Литература:

• Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности
подростков с задержкой психического развития // Дефектология. -
1986.-№ 5. С. 13-20. ..... ,.,,.■..-; —

"■'■■ 42

2. Формирование коммуникативной деятельности у шестилет­
них детей с ЗПР.

Литература:

• Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-
летних детей с ЗПР // Дефектология. - 1988. - № 1. С. 68 - 72.

3. Нравственное развитие детей с ЗПР.
Литература:

• Винникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических меха­
низмах становления морального поведения у детей с задержкой
психического развития //Дефектология. - 1999. - № 1. С. 18 -24.

4. Уровневый подход к изучению эмоциональной сферы детей
с ЗПР.

Литература:

• Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции
эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития //
Дефектология. - 2000.-№ 4. С. 36 - 42.

И Занятие 9 (семинар).

Психологическая характеристика вариантов задержки • if психического развития, не связанных с органическим повреждением мозга

Данное занятие посвящено изучению ЗПР конституционально­го, соматогенного и психогенного происхождения. При этих вариан-j тах задержки на первый план выступают черты незрелости эмоций и I волевой регуляции деятельности. Они в свою очередь ведут к неко-| торому замедлению развития интеллектуальной сферы, вызывают проблемы освоения школьной программы. В отличие от ЗПР цереб­рально-органического генеза здесь отмечают меньшую стойкость и выраженность нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у
-■ Д§тей с психическим и психофизическим инфантилизмом. В ее ос-
HOie, по мнению М. С. Певзнер, В. В. Ковалева, лежит незрелость
Наиболее поздно формирующихся в онтогенезе переднеассоциа-
t тишных лобных структур головного мозга и недостаточность их регу-
| пирующих влияний на работу других отделов центральной нервной
| системы. По мере возрастного развития слабость этих влияний мо-
I жет преодолеваться, что и является причиной временности откло-
■МММИЙ. При этом отставание в развитии памяти, восприятия, мыш-
НК4ИЯ носит вторичный характер и может корригироваться при
^Врбмременных и интенсивных психолого-педагогических воздейст-
ПИЯХ,
I Эмоционально-волевая сфера соответствует уровню развития

I 43

Церебрально-органического происхождения - student2.ru ребенка более раннего возраста. Так, в начале школьного обучения такие дети отличаются ситуативностью поведения, поверхностно­стью эмоций, неустойчивостью эмоциональных отношений, преоб­ладанием игровых интересов и мотива немедленного получения удовольствия. Эти особенности накладывают отпечаток и на позна­вательную деятельность. Дети отличаются слабым сосредоточени­ем, повышенной истощаемостью при интеллектуальных нагрузках, в то время как в играх они неутомимы, могут проявить богатое вооб­ражение, живость и яркость восприятия. Они хуже, чем обычные сверстники, понимают учебный материал без наглядности, чаще ориентированы на механическое запоминание, то есть у них запаз­дывает развитие словесно-логического мышления и логической па­мяти. В нейропсихологическом исследовании И. Ф. Марковской (1993) при ЗПР конституционального происхождения было выявлено такое общее нейродинамическое нарушение как повышенная ла­бильность.

В произвольной регуляции при ЗПР конституционального гене-за наиболее слабым звеном является функция целеполагания: ре­бенок часто уходит от интеллектуального напряжения в игру, не мо­жет или не желает принять условия действия, заданного взрослым. Другие звенья - программирования и контроля - нарушены вторич­но. Усиление речевого контроля дает хорошие результаты в коррек­ции слабости произвольной регуляции. Другим компенсаторным ме­ханизмом для этих детей следует признать активизацию мотивации в игре. Характерно, что в ситуации спонтанной игры ребенок выпол­няет интеллектуальные действия (например, собрать целое из час­тей) гораздо успешнее, чем в процессе обследования.

Динамика развития детей с инфантилизмом, в основном, бла­гоприятна. При хорошем обучении и своевременной коррекции та­кие дети способны получить среднее, средне специальное и даже высшее образование, не иметь признаков дезадаптации. Однако при неблагоприятных социальных факторах в подростковом и юно­шеском возрасте могут наблюдаться личностные дисгармонии в ви­де акцентуации по неустойчивому и истероидному типу.

Описанные у детей с инфантилизмом признаки незрелости эмоционально-волевой сферы наблюдаются и при соматогенной ЗПР. В ее основе лежит состояние астении вследствие соматиче­ских заболеваний. Однако здесь ситуация осложняется невротиче­скими наслоениями - формируется боязливость, неуверенность в себе, ощущение физической неполноценности, слабости, пассив­ность.

Если при конституциональной ЗПР общие нарушения нейро-динамики представлены лабильностью, то при соматогенной форме - повышенной истощаемостью психического тонуса. Более замет-

ные частные нейродинамические расстройства, свидетельствующие о дефицитарности отдельных корковых функций, для детей этих групп не столь характерны.

Психическая деятельность у соматически ослабленных детей быстро истощается как на уроках, так и в играх. Проблемы в обуче­нии обусловлены низкой познавательной активностью, неустойчи-[ востью внимания, низким объемом памяти. Мышление у таких детей сильно не нарушено, однако ошибки при решении мыслительных задач резко увеличиваются при утомлении, может наблюдаться инертность мыслительных процессов (Е. С. Иванов, 1971; И. И. Ма-майчук, 1990).

При ЗПР соматогенного происхождения прежде всего страда­ют функции контроля и внимания. Продуктивность деятельности за-I висит от объема задания, скорости его предъявления и продолжи-1 тельности, и естественно от самочувствия ребенка на момент ce­lt следования. Отказы от выполнения задания возникают вторично в i связи с утомлением. Функция программирования также страдает I вторично: так, ребенком правильно усваивается инструкция, пра-к вильно выполняются первые звенья серийного действия или движе-I ния (например, ритмической структуры, графического образца), но ^Мтем из-за нестойкости и трудности концентрации внимания, а так-НКФ повышенной истощаемости психического тонуса возникают сбои, НЬрощение и искажение структуры задания. Ребенок часто замечает НрОи ошибки и самостоятельно исправляет их. Будучи заинтересо­ванным в оценке, он бывает неуверенным в ответах, «перепроверя-^Шр» себя, замедляет действия, чтобы избежать ошибки (компенса-^ВЬные реакции).

^шг Организация помощи состоит в уменьшении объема задания и
^■Ьрости его предъявления, организации отсроченного ответа и ре-
^Htooro контроля. Положительное действие оказывает эмоциональ-т
^вш стимуляция; похвала, а как долгосрочная мера - медикаментоз-д-
^Вй терапия в соответствии с коррекционными задачами. /••

^V В основе третьего варианта задержки лежат неблагоприятные НёЦовия воспитания. Дети с психогенной ЗПР при относительной ^■Крайности психических процессов, имеют слабую познавательную ^ИрИВность и продуктивность учебной деятельности. Детям также Двойственно неустойчивое внимание, недостаточный запас знаний, ^Ир|Ная речь, незрелость мышления. Это связано с патологическим ^^Митием личности. Негативные явления вызваны, как правило, ^■(Ивльно-культурной и эмоциональной депривацией. В этом слу-», ^Ht Дети отстают в развитии даже при отсутствии органического пот*" НЦМЖДения мозга. «Задержка» вызывается недостаточностью внеш- > 1И1Й индивидуальной стимуляции созревающего мозга. «Он недоста-$-BftNHO «упражняется», мало работает, остается функционально не-

I 4-

Церебрально-органического происхождения - student2.ru Церебрально-органического происхождения - student2.ru Церебрально-органического происхождения - student2.ru Церебрально-органического происхождения - student2.ru Церебрально-органического происхождения - student2.ru доразвитым» (В. И. Лубовский, 2003).

Студенты должны уяснить, что признаки отставания в разви­тии различны при разных типах неправильного воспитания.

Так, гипоопека в асоциальных семьях формирует психически
неустойчивую личность. Дети отличаются повышенной эффектив­
ностью, импульсивностью. По образцу поведения родителей, они
безвольно следуют влечениям. У детей не формируется чувства .
долга, отсутствует способность к волевому усилию. •

В асоциальных семьях, в семьях психических больных и при­митивных родителей, в случае сиротства негативную роль играет; фактор эмоциональной депривации (однообразие среды и контак­тов, эмоциональная холодность родителей). У детей преобладает пониженный фон настроения, несамостоятельность поведения, эмоции отличаются поверхностностью.

Следствием жестокого воспитания становится повышенная аг­рессивность, мстительность стеничных детей, и робость, пассив­ность, повышенная тревожность - у менее стничных.

Но адекватную социализацию задерживает не только дефицит тепла и интереса к личности ребенка, но и гиперопека, когда ребен­ку уделяется слишком много внимания, контроля, его активность и контакты чрезмерно ограничивают, при этом все прощают. Такой ребенок растет эгоцентричным, капризным, слабовольным, отказы­вается следовать нормам поведения в школе.

Следует помнить, что при психогенной ЗПР отклонения ус­пешно сглаживаются, если условия воспитания меняются в лучшую

сторону.

В литературе нет пока четких данных нейропсихологических

исследований регуляторных нарушений у детей с психогенной ЗПР. Это связано с тем, что в большинстве случаев психогенный харак­тер ЗПР сочетается с явлениями резидуальной церебральной не­достаточности. Так, изучение детей-сирот И. Ф. Марковской дало, по сути, портрет детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Таким образом, ведущим фактором в структуре нарушенного развития у детей с ЗПР, не связанной с органическим повреждени­ем мозга, является слабость процессов психической регуляции. Она, в свою очередь, определяет незрелость произвольного внима­ния, эмоциональной и мотивационной сфер. Эти особенности обу­славливают отставание познавательной сферы. Ребенок с трудом осваивает дошкольную и школьную образовательные программы. В настоящее время таким детям рекомендуется обучение в классах компенсирующего обучения (ККО) (Н. Н. Малофеев, 2001), либо в обычных классах при индивидуальном подходе и охранительном

режиме. • >.,. Студенты должны уяснить, что зачастую специалисты психо-

лого-медико-педагогических комиссий ставят диагноз ЗПР только в случае, если выявлена церебрально-органическая природа наруше­ния. Дети с конституциональной, соматогенной и психогенной фор­мами ЗПР квалифицируются как «группа риска», что не снижает ак­туальности особой коррекционной помощи.

Вопросы для обсуждения

1. Незрелость каких сторон психики выступает на первый план
при ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного проис­
хождения?

2. Опишите особенности эмоционально-волевой сферы детей
с психическим и психофизическим инфантилизмом.

3. С какими проблемами в обучении сталкивается соматически
ослабленный ребенок?

4. Почему дефицит эмоционального тепла может вызвать от­
ставание в интеллектуальном развитии ребенка?

5. Опишите признаки патологического формирования лично­
сти у детей с психогенной ЗПР в условиях разных типов неправиль­
ного воспитания?

6. Каковы возможности компенсации ЗПР, не имеющей цереб­
рально-органической природы?

Литература

• Диагностика и коррекция задержки психического раз­
вития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко.- М.: АРКТИ, 2001.

• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре­
бенку с задержкой психического развития. - СПб., 2006.

Наши рекомендации