Психологические особенности взаимодействия личности и профессии
Ситуации личностного и профессионального развития | Профессионально обусловленные психологические проблемы | |
Разнообразие интересов и склонностей детей дошкольного возраста | — | |
Выбор дальнейшей формы образования и трудоустройство после окончания основной общеобразовательной школы | Оказание профконсультационной помощи в выборе формы профессионального образования и вида общественно полезного труда | |
Выбор дальнейшей формы образования и трудоустройство после окончания полной средней общеобразовательной школы | Профконсультирование при выборе формы получения профессионального образования и подготовки. Профотбор и профсобеседование, оказание психологической помощи соискателям, не выдержавшим профиспытания | |
Получение профессионального образования и подготовки. Разочарование в выборе профессии, неудовлетворенность профессионально-образовательным процессом | Усиление учебно-профессиональной мотивации, внедрение инновационных технологий обучения и вариативного содержания профобразования, самоактуализация личности обучаемого | |
Поиск места работы, трудоустройство, принятие квалификационных требований и должностных обязанностей, освоение новой социально-профессиональной роли | Профотбор и определение профпригодности. Принятие молодым специалистом новых социально-профессиональных санкций и ответственности | |
Вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта. Новый режим жизнедеятельности. Новая социально-экономическая ситуация | Трудности социально-профессиональной адаптации, скрытая профессиональная непригодность, сложности в освоении профессионального поведения и нового образа жизни | |
Неудовлетворенность профессиональным трудом, перспективами роста, зарплатой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями. Кризисы и конфликты профессионального развития | Нахождение личностного смысла в профессиональном труде, поиск новых сценариев профессиональной жизни, преодоление «позора меж-людских отношений» (И.П.Павлов). Выход из кризисов и продуктивное разрешение конфликтов, снятие психологической усталости | |
Вынужденное увольнение, поиск места работы, переквалификация и смена профессии | Утрата профессиональной идентификации, профессиональная реориентация, выбор новой траектории профессиональной жизни | |
Деструктивное профессиональное развитие специалиста профессиональные деформации, профессиональная усталость, потеря смысла профессиональной жизни | Определение и диагностика профессиональных деформаций личности, выявление причин их образования, коррекция профессионального профиля, преодоление профессиональной дезадаптации | |
Уход из профессиональной жизни (выход на пенсию) | Снятие психологической напряженности, обусловленной социально-профессиональной «ненужностью», нахождение нового смысла и стиля жизни |
Перечисленные выше проблемы лежат в плоскости взаимодействия личности и профессии. Реализуется этот сложный и подчас драматический процесс на фоне социально-экономической жизни общества. Важное значение в согласовании личности с профессией, в разрешении возникающих на протяжении всей профессиональной биографии ненормативных ситуаций, кризисов, противоречий имеет психология. Именно она призвана ответить на поставленные вопросы, должна помочь установить оптимальные взаимоотношения человека и профессии, «согласовать» человека с миром профессий.
Многоаспектные психологические феномены согласования личности и профессии традиционно исследовались психологией труда. Но целостной картины профессионального становления личности при этом не складывалось. Психология труда, возникшая на рубеже XX в., изучала различные виды профессиональной деятельности, требования деятельности к человеку, его психофизиологическим возможностям, морально-волевым качествам, необходимые профессиональные способности и навыки. Одной из важных задач психологии труда был анализ содержания, средств и условий труда. Большое значение придавалось профилактике производственного травматизма, диагностике работоспособности и утомления, определению оптимального режима труда и др. Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Центральной проблемой отечественной психологии труда являлось приспособление человека к орудиям, процессам и условиям труда. При этом адаптация работника изучалась преимущественно по линии психофизиологических характеристик человека. Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались.
Таким образом, психологические исследования трудовой деятельности не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессии, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации.
Для того чтобы выполнить объяснительную функцию, раскрыть механизмы взаимосвязи, найти пути согласования человека с профессией, нужно вычленить из раскидистого древа психологической науки ветвь, которая бы специально занималась этими проблемами. Речь идет о выделении самостоятельной отрасли психологической науки – профпсихологии. К сожалению, в отечественной системе психологии такой прикладной отрасли нет. За рубежом, в англоамериканских и немецкоговорящих странах, в последние годы появились обобщающие труды по психологии профессий. Кратко рассмотрим ее становление.