Плакал в тиши ночной

.

Во сне я горько плакал:

Мне снилось, ты снова моя.

Проснулся я, - и плачу,

Все еще плачу я ….

Помимо любовных стихотворений, в «Книгу песен» входят народные баллады, и народные песни.

Проза Г.Гейне

Гейне принадлежит и ряд прозаических произведений. Одно из них –

«Путевыекартины» (1824-1830)

– в основу произведения положен путевой дневник поэта, который путешествовал по Германии, Италии и Англии. В этом произведении Гейне предстает перед нами уже как сатирик.

Самым интересным является путешествие по Германии – Часть первая. «Путешествие по Гарцу» (Гарц- массив гор). Она представляет собой яркий образец романтической публицистики, то есть сочетания романтизма и сатиры, доходящей до сарказма.

Современная Германия для поэта - прежде всего, страна филистеров. Романтическое начало ярко выражено через противопоставление манящей природы и филистерского Геттингена. Сарказм поэта проявляется в том, что само описание Геттингена, который славится, прежде всего, своим университетом, начинается с описания колбасы: «Город Геттинген, прославленный своими колбасами и университетом, принадлежит королю Ганноверскому, в нем имеются: 999 домашних очагов, разнообразные церкви, 1 родильный дом, 1 обсерватория, 1 карцер, 1 библиотека и 1 винный погребок, где отличное пиво… Сам город красив, но он лучше всего, еслистанешь к нему спиной».

Гейне создает оригинальную пародию на путеводитель. Он использует такие приемы создания комического, как игра цифрами, сопоставление несопоставимого, смешение стилей. Сарказм поэта проявляется в том, что тема еды («колбасы») становится для горожан-филистеров более важной, нежели университет и другие заведения, представленные в городе единицами.

Резко осуждая современное филистерство, Гейне обращается к так называемым «уничтожающим сравнениям»: «В общем, жители Геттингена делятся на студентов, профессоров, филистеров и скотов, причем эти четыре сословия не строго между собой разграничены. Сословие скотов преобладает».

Еще один пример «уничтожающих эпитетов» Гейне: описание встретившихся ему обывателей: « Одна из дам оказалась его супругой - рослая, обширная женщина, с красным, в целую квадратную милю, лицом и ямочками на щеках, походившими на плевательницы для амуров...» и т.д.

Тема Франции представлена во второй части: «Идеи. Книга «Ле Гран». В ней затрагивается одна из важнейших тем не только творчества Гейне, но всей немецкой литературы – проблема соотношения Германии и Франции.

Главное в этой части - рассуждения автора о судьбе и личности Наполеона, которым в те времена восхищался поэт. Это еще юношеское отношение Гейне к французскому императору. История «величия и падения» императора дублируется у него через историю французского барабанщика по имени Ле Гран (игра слов: большой, но маленького роста), который, якобы, в годы оккупации проживал в их доме.

Через «грозные черные усищи» и «красные губы» (то есть чувственные губы) передается французское начало - воплощение идеалов Революции и свободы, здоровое («сенсуалистское») отношение к жизни: «Monsier Le Grand говорил по-немецки очень плохо и знал только самые нужные слова: хлеб, честь, поцелуй, - зато он отлично объяснялся с помощью барабана».

С образом барабанщика в последующем творчестве Гейне будет ассоциироваться и образ революционного Поэта: стихотворение «Доктрина»:

Людей барабаном от сна буди,

Зорю барабань, не жалея рук,

Маршем вперед, барабаня, иди,-

Наши рекомендации