Категориальный анализ понятий. Механизмы социализации, социальное научение, идентификация, социальное сравнение, социальная категоризация

Механизмы социализации, социальное научение, идентификация, социальное сравнение, социальная категоризация.

Литература

1. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды). – М.; Воронеж, 1999. – С. 60-124.

2. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000. – С. 23-31, 60-92.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.65 – 126.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С.50-85, 390-404.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). – М., 1994. – С. 203 –234.

6. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 95-120, 124-129.

7. Социальная психология личности (в вопросах и ответах). – М., 1999. – С. 34-58.

8. Camilleri C., Vinsonneau G. Psychology et Culture: concepts et methods. Paris, 1996.

9. Hovstede G. Culture s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1980.

Занятие №5-6

Культура как агент социального влияния

План

1. Личность и культура.

2. Культура и когнитивные процессы.

3. Культура и социализация.

1.Культура и социальное поведение.

2.Культура и ценности.

3.Личность в историко-культурной перспективе.

Авторитеты науки

Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Г. Триандис, Д. Майерс, Л. Колберг, Э. Фромм, Л. Стоун

Категориальный анализ понятий

Индивидуалистическая культура, коллективистическая культура, независимое Я, взаимозависимое Я, социальная компетентность, кросскультурные исследования, типы социального характера.

Литература

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999. – С. 102-129, 149-200.

2. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.

3. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

4. Майерс Д. Социальная психология .- СПб, 1997. – С.71-73, 112-115, 247-263.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987. – С. 43-94.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

8. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.- С. 28-42.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.- С. 110-165.

10. Кон И.С. Социологическая психология. – М.; Воронеж, 1999 . – С. 233-251.

11. Hill J.P. Research on adolescents and their families past and present //New Directions for Child Development. 1987. V. 37. P. 13-32.

12. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981.

13. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.

Занятие №7

Институциональный уровень социального влияния

План

1. Семья как институт социализации.

2. Образовательные институты и личность.

3. Влияние средств массовой информации.

Авторитеты науки

П. Бергер, Т. Лукман, Х. Ремшмидт, Р. Бернс, Ф. Райс, Крайг Г., Д. Майерс, Собкин В.С.

Категориальный анализ понятий

Информационная интерактивность, референтность источника информации, сплоченность семьи, характер семейной коммуникации, модель социального мира, дидактическая доминанта образования.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 227-256.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. – С. 210-239.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 119-168, 352-365.

4. Кле М. Психология подростка. – М., 1991. – С. 109-126.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 223-241.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 436-441, 479-487, 608-614.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С.404-450, 484-512.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 2000. – С.31-100.

9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994. – С. 135-147, 174-180.

10. Собкин В.С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980 – 1990 – х годов //Образование и информационная культура (социологические аспекты). – М., 2000 – С. 11-78.

11. Marcus H.R., Nurius P. Possible selves //American Psychology. 1986. V. 41. P. 954-969.

Занятие №8

Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии

План

1. Основные феномены группового влияния.

2. Влияние «своей» и «чужой» групп.

3. Влияние в межличностном взаимодействии.

Авторитеты науки

С. Аш, С. Московиси, Ф. Зимбардо, С. Милграм, А. Тэшвел, Д. Картрайт, А. Зандер, Р. Чалдини, Дж. Брем, Агеев В.С.

Категориальный анализ понятий

Поведенческие интенции, агент социального воздействия, ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая враждебность.

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – С. 57-102.

2. Аронсон Э. Общественное животное. – М., 1998. – С.160-162.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – С. 44-56, 60-100.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991. – С. 83-105.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 354-398.

6. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2000. – С. 34-64, 67-109, 112-153, 192-214.

7. Kutner B., Wilkins C., Yarrow P.R. Verbal attitudes and overt behavior involving social prejudice //Jornal of Abnormal and Social Psychology. 1952. V. 47. P. 649-652.

Занятие №9

Ценностно-нормативная регуляция социального поведения

План

1. Понятие социального поведения и его регуляторов.

2. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

3. Ценности и ценностные ориентации личности.

Авторитеты науки

Дж. Мид, Дж. Морено, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Олпорт, М. Рокич, В.Г. Алексеева, Ю.А. Шерковин, В. Франкл, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов, Ш. Шварц, У. Билски.

Наши рекомендации