Возрастная психология в системе наук

(возрастная динамика развития личности человека,

его психических процессов и особенностей,

Возрастная психология в системе наук - student2.ru от рождения до старости)

       
    Возрастная психология в системе наук - student2.ru
  Возрастная психология в системе наук - student2.ru
 


Проверка правильности выводов Новые идеи и проблемы Созревание коры больших полушарий головного мозга.
Возрастная психология в системе наук - student2.ru Педагогика (закономерности воспитания и обучения человека) Возрастная психология в системе наук - student2.ru Возрастная психология в системе наук - student2.ru Возрастная психология в системе наук - student2.ru Развитие нервной системы и органов чувств (биологические особенности возраста) Анатомия Физиология Гигиена
  Психические явления как МЕРКА, с которой сопоставляются проявления конкретного человека   Понимание того, ЧТО именно и в каком направлении развивается психика человека
Возрастная психология в системе наук - student2.ru   Для раскрытия законов психических процессов и свойств личности
  Общая психология (факты, закономерности и механизмы психики)
  Философия (методологическая основа)
       

Основные категории психологии развития:

«развитие», «возраст», «периодизация»

Формирование психологических концепций в XX веке связано с попытками создания общих и частных теорий развития психики в онтогенезе. На сегодняшний день существует большое многообразие концептуальных подходов к психологии развития (по данным Б.Ф.Ломова, свыше 21). Создать единую теорию или привести в определенную классификацию эти теории невозможно, так как у них разные основания. Это свидетельствует о сложности, многомерности проблемы психического развития в онтогенезе. Анализ и системная интеграция разных концептуальных подходов позволили раскрыть: процесс развития, его основные признаки и отличие от других процессов изменения, закономерности и факторы развития, механизм развития.

Развитие – это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур.

Основные признакиразвития (Х.Вернер, Л.С.Выготский):

  • расчленение элемента ранее бывшего единым,
  • появление новых сторон, новых элементов в самом развитии,
  • перестройка связей между сторонами объекта.

Закономерности психического развития(П.Балтес, теория всевозрастного развития):

  • всевозрастное развитие;
  • многонаправленность развития;
  • развитие как «приобретения и потери»;
  • неравномерность и гетерохронность развития;
  • кумулятивность развития;
  • пластичность развития;
  • историко-культурная обусловленность;
  • контекстность как парадигма развития (влияние трех категорий, которые всегда выступают в определенном контексте: возрастные влияния (биологические и средовые), историко-временные (биологические и средовые), индивидуальные (биологические и средовые, личностные);
  • междисциплинарность.

Наши рекомендации