Возрастная психология в системе наук
(возрастная динамика развития личности человека,
его психических процессов и особенностей,
от рождения до старости)
Проверка правильности выводов | Новые идеи и проблемы | Созревание коры больших полушарий головного мозга. | |
Педагогика (закономерности воспитания и обучения человека) | Развитие нервной системы и органов чувств (биологические особенности возраста) Анатомия Физиология Гигиена | ||
Психические явления как МЕРКА, с которой сопоставляются проявления конкретного человека | Понимание того, ЧТО именно и в каком направлении развивается психика человека | ||
Для раскрытия законов психических процессов и свойств личности | |||
Общая психология (факты, закономерности и механизмы психики) | |||
Философия (методологическая основа) | |||
Основные категории психологии развития:
«развитие», «возраст», «периодизация»
Формирование психологических концепций в XX веке связано с попытками создания общих и частных теорий развития психики в онтогенезе. На сегодняшний день существует большое многообразие концептуальных подходов к психологии развития (по данным Б.Ф.Ломова, свыше 21). Создать единую теорию или привести в определенную классификацию эти теории невозможно, так как у них разные основания. Это свидетельствует о сложности, многомерности проблемы психического развития в онтогенезе. Анализ и системная интеграция разных концептуальных подходов позволили раскрыть: процесс развития, его основные признаки и отличие от других процессов изменения, закономерности и факторы развития, механизм развития.
Развитие – это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур.
Основные признакиразвития (Х.Вернер, Л.С.Выготский):
- расчленение элемента ранее бывшего единым,
- появление новых сторон, новых элементов в самом развитии,
- перестройка связей между сторонами объекта.
Закономерности психического развития(П.Балтес, теория всевозрастного развития):
- всевозрастное развитие;
- многонаправленность развития;
- развитие как «приобретения и потери»;
- неравномерность и гетерохронность развития;
- кумулятивность развития;
- пластичность развития;
- историко-культурная обусловленность;
- контекстность как парадигма развития (влияние трех категорий, которые всегда выступают в определенном контексте: возрастные влияния (биологические и средовые), историко-временные (биологические и средовые), индивидуальные (биологические и средовые, личностные);
- междисциплинарность.