Индивидуальное поведение персонала организации
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО «САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В.А. Колосов
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тексты лекций
Санкт-Петербург
Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно - методическим советом Университета
Ш 87 (03)
Колосов В.А.Организационное поведение:Тексты лекций. / Университета ГА. С.-Петербург, 2011.
Издаются в соответствии с программой дисциплины "Организационное поведение" (объем 120 ч.).
Рассматриваются:
- особенности индивидуального и группового поведения персонала организации;
- процессы адаптации и мотивации персонала;
- коммуникативное поведение и этика деловых отношений;
- формирование и поддержание организационной культуры;
- управление поведением персонала при совместной деятельности;
- поведенческий маркетенг.
Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки «Менеджмент», специализациям:
- управление авиационным бизнесом;
- производственный менеджмент;
- финансовый менеджмент;
- управление персоналом.
Составитель: Колосов В.А., канд. мед. наук., доцент, с.н.с.
Рецензенты: М.Н. Майор канд. филос. наук, проф.
С.В. Марихин канд. психолог. наук, доц.
(С) Университет гражданской авиации,
2011.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в дисциплину ……………..…………………………………….4
2. Основные понятия …………………….…………………………………...4
3. Индивидуальное поведение персонала организации ………………….....6
4. Основы группового поведения персонала организации………………….8
5. Коммуникативное поведение в организации……………………………..14
6. Мотивация поведения персонала организации………………………….. 19
7. Руководство персоналом организации…………………………………....29
8. Адаптация персонала организации……………………………………..…34
9. Управление совместной деятельностью персонала организации…….....39
10. Процесс принятия решений в организации……………………..……….44
11. Поведенческий маркетинг персонала………………………………………48
12. Организационная культура…………………………………………….... 64
13. Этика делового общения персонала организации……………………...105
Литература…………..………………………………………………………...107
ВВЕДЕНИЕ
Менеджеры – люди, которые достигают целей с помощью других людей. Они принимают решения, распределяют ресурсы и направляют действия других, чтобы достигнуть целей организации.
Различают следующие функции управления: планирование, организация, руководство, контроль,оперативное управление.
В своей работе менеджеры применяют разлизные управленческие умения:
- технические умения - способность принимать специализированные знания, проводить и использовать экспертизу;
- человеческие умения - способность работать с людьми, понимать и мотивировать их как индивидуально, так и в группах;
- концептуальные умения - способность анализировать и диагностировать сложные ситуации деятельности.
Наряду с умениями следует различать их управленческие действия:
- традиционное управление- принятие решений, планирование и контролинг.
- общение- обмен информацией во всех формах.
- управление человеческими ресурсами- мотивирование, поддержание дисциплины, разрешение конфликтов, набор и обучение персонала.
- внешнее взаимодействие - контакты с социальной сферой, политика, мотивация деловых партнеров (клиентов) и лидерское поведение, межличност-ное общение и разрешение конфликтов с деловыми партнерами и некоторые другие области внешнего взаимодействия менеджера.
Объектомизучения дисциплины являются люди (индивиды, группы) в организации, а предметом - их поведение.
Организационное поведение может быть определено как область знания, стремящая понять и научиться предсказывать поведение людей (индивидов, групп) в организации, а также управлять ими (Ф.Лютенс).
Основными целями дисциплины являются:
- систематизированное описание поведения людей в организации(индивидов, групп) в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
- объяснение поступков людей в определенных условиях деятельности организации, т.е. понимания причин лежащих в основе их поведения.
- предсказание поведения персонала организации.
- управление поведением персонала организации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Организацияесть система отношений, объединяющая некоторое количество индивидов для достижения определенной цели (целей).
К существенным признакам организации относятся:
- наличие цели (целей);
- конкретное воплощение отношений власти;
- совокупность функциональных положений (статусов) и ролей;
- правила, регулирующие отношения между ролями;
- формализация значительной части целей и отношений.
Выделяют следующие виды социальной организации людей:
1. Формальная, имеющая следующие особенности:
- рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности;
- безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми регулируются только служебными связями, так как формальная организация подчиняется лишь функциональным целям.
В структуру формальной организации входят:
- система вертикальной зависимости;
- функциональная организация;
- штабная организация.
2. Неформальная, представляющая спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения персонала в организации.
Поведениерассматривается как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) или внутренней (психической) активностью. Термин поведение применим как к отдельным индивидам, так и группам.
Применительно к людям поведение рассматривается как процесс взаимодействия индивида или группы с социальной средой, в которой они решают задачи и сознательно достигают поставленные цели.
Поведение проявляется в совокупности действий, поступков, высказываний и даже умолчаний при общении. В них проецируется нечто особенное свойственное только данному индивиду (группе) и отражает сущность их внутреннего мира.
Поведение индивида определяется его поступками.
Поступок- это поведенческий акт, социальное действие, значение которого (общественное и нравственное) осознается самим его совершающим и выражается в его определенном отношении к другим людям, к труду, к себе и т.д.
Как из действий складывается деятельность, так из поступков складывается поведение.
Организационное поведение персоналаформируется под воздействием основных взаимодействующих сил организации: людей (индивидов, групп), организационных структур, технологии производства, внешней (окружающей) среды.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Индивидуальное поведение, как известно, - проявление внутренней и внешней активности человека при взаимодействиях его с окружающей средой.
Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром.
Активация – состояние нервной системы, характеризующий уровень ее возбуждения и реактивности.
Ведущим компонентом в индивидуальном поведении является внутренняя активность, т.е. различные проявления психики человека как личности: восприятие и понимание объектов окружающего мира, оценка их и формирование отношения к ним, возникновение и активации внутренних мотивов, процессы целеполагания и планирования будущей практических изменений в окружающем мире и др.
Чтобы понять поведение индивида, необходимо, наблюдая за внешними проявлениями его активности, «расшифровать» их и понять, какие психические явления активизированы им при контактах с окружающим миром.
Психика - это внутренний мир человека, включающий сформированные в его сознании (подсознании) психические образы восприятия окружающей действительности - ее предметов и явлений, а также понимание их сути и отношений их человеку с учетом его потребностей.
Все многообразие психики принято называть психическими явлениями.
Психические явления - это различные формы проявления психики, ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма, его физиологических систем) воздействия.
Структура психики(психических явлений) включает в себя:
- психические процессы - динамические формы отражения окружающей действительности по типу «здесь и сейчас» (ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции, чувства и воля);
- психические свойстваи качества личности - статические устойчивые психические явления, характеризующие индивидуальность конкретного человека (темперамент, опыт, направленность, характер, способности др.);
- психические состояния –уровень психической активности человека, фон на котором функционирует психика (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.);
- психические образования - сложные формы отражения человеком окружающей действительности, включающие системно все ранее указанные процессы и ориентированные на решение специфических целей жизнедеятельности человека (его деятельность, поведение, общение и др.).
С помощью одних психических явлений, таких как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Другая группа психических явлений – это психические свойства и качества личности, определяющие устойчивые (статические) качества личности, постоянно проявляющиеся в психических процессах, и регулирующие его общение с людьми, непосредственно управляющие действиями и поступками. К таким свойствам и качествам личности относятся: свойства темперамента, черты характера, способности, потребности, мотивы, чувства и эмоции, склонности и интересы, опыт, знания и умения и др.
Психические состояния определяют функциональный уровень жизнедеятельности индивида, создают определенный фон психической активности, на котором реализуются познавательные, эмоциональные и волевые процессы. При этом свойства личности придают их течению качественный характер.
Психические образования наиболее сложные формы психики. Они сложны в своих проявлениях и трудны в объяснении их сущности. Особенно это касается таких психических образований как личность, поведение, деятельность, общение. Они являются предметом изучения не только психологии, но и других научных дисциплин.
Кроме того, понимая и объясняя те или иные проявления психики (внутренней активности), следует учитывать, что они представляет собой функцию и результат деятельности человеческого мозга, высшей его нервной деятельности.
Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный психический процесс, как наблюдение, требующий активноговосприятия и внимания, в зависимости от объекта и условий наблюдения, его значимости для человека, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Кроме того, если человеку по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то те или иные его различные психические процессы и состояния, связанные с этим процессом, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности - наблюдательностью.
Воспринимая и оценивая поведение человека в различных жизненных и производственных ситуациях, наше внимание фиксирует прежде всего статические свойств и качеств личности: темперамент, характер, способности, ценностные ориентации человека, его потребности и мотивы, профессионально важные свойства и качества.
Профессионально важные свойства и качества- это те индивидуальные особенности личности, которые тесно связаны с ее профессиональной деятельностью в организации:
- особенности мышления;
- эмоциональная устойчивость в различных ситуациях;
- тревожность (личностная и ситуативная);
- самооценка, самоконтроль;
- ответственность;
- общительность (коммуникабельность) и др.