Тел/факс (095)700-12-08. E-mail: [email protected] 14 страница
О том. чего же она не хочет признать, и какого рода внутренние конфликты приводят к подобному состоянию, я расскажу позже, продолжая комментировать страницы ее дневника.
Далее следует абзац о том, что нам не нужно больше встречаться. Это письмо было написано задолго до рождения ребенка, когда она на самом деле и не думала порывать со мной связь, а я тем более никогда этого не предлагал. Предложение разрыва было очередной регулярно повторяющейся игрой, которую Галя подсознательно вела.
Если бы я согласился и бросил ее. то я подтвердил бы ее теорию о том, что все мужчины достойны презрения, и реше-
ние стать матерью-одиночкой было принято совершенно правильно, поскольку лишь ребенок может стать существом. которое будет ее любить.
Если же я не пытался бросить ее. то. с одной стороны она продолжала поддерживать необходимую ей любовную связь, а с другой стороны, всегда имела повод демонстрировать мне свои душевные терзания, навешивая на меня вину в том, что со мной она не может быть счастливой, и приобретая таким образом рычаги эмоционального манипулирования а, заодно. снова подтверждая свою теорию, что все мужчины достойны презрения, и она сделала правильный выбор, решив стать матерью-одиночкой.
В любом случае она укрепляла свою искаженную модель мира. предпочитая чувствовать себя правой, чем быть счастливой.
Далее, она приписывает мне свои мысли о том. что общение с ней - тягостная обязанность для меня. и что она кажется мне смешной.
Это - очередная разновидность игры. поскольку я или вынужден признать, что она права, и оказаться неискренним притворщиком, непонятно с какой целью выносящим беременную женщину, или я должен начать оправдываться, оказываясь в психологически невыгодном положении, потому что она в любом случае продолжала бы отыскивать новые фантазии и обвинения, получая удовлетворение в роли безвинной страдалицы.
Не желая втягиваться в подобные игры, я продолжал вести себя нейтрально, относясь к ней терпеливо и доброжелательно. но в данном случае эта тактика не срабатывала, да я. честно говоря и не пытался, и. наверно, не смог бы перестроить ее модель мира. Итак, я оставался в роли стороннего наблюдателя, и жажды, не находившие утоления из-за моего отказа от игры. нарастали, усиливая общую неудовлетворенность и внутренний конфликт.
Очередной разновидностью ловушки является фраза: "А теперь попробуй быть мужчиной, а не мальчишкой, и помоги мне обрести спокойствие." Подтекст ее таков, что если я не помогу ей обрести спокойствие - значит я не мужчина, а следовательно, как и все прочие мужчины достоин презрения. так что ее модель мира снова оказывается верной.
Поскольку помочь Гале обрести спокойствие за всю ее жизнь как до. так и после встречи со мной не удалось ни одному мужчине, с тем же успехом она могла предложить мне достать луну с неба. В результате, я оказывался ответственным за ее душевное смятение, и. кроме того. я не был мужчиной.
Переваливание ответственности на других и на обстоятельства звучит и в утверждении, что если бы с детства ей не пришлось участвовать в серьезных семейных отношениях, то она могла бы быть музыкантом и любимой женой. Думаю, что многие женщины, принимавшие участие в серьезных семейных отношениях, стали любимыми женами. Одно другому не противоречит.
Теперь вернемся к продолжению дневника. "Оказывается, то новое состояние, в котором я сейчас нахожусь, не такое уж и плохое. Я вспоминаю себя десять лет назад, когда возникла ситуация, при которой я должна была решать свою дальнейшую судьбу. Но при всей моей мобильности в этом вопросе - создавать или нет семью, заводить ребенка, терять два года минимум из жизни - я оказалась очень недальнозоркой. Это я теперь понимаю, спустя десять лет.
Тогда я танцевала, много ездила по стране, строила всякие прожекты насчет своей семейной жизни, а главное - не было во мне самой того главного состояния женщины, не родилось еще женское начало, которое сметает все на своем пути. и никакие логические постройки, никакие доводы не способны сдержать этот внутренний напор природы.
Тогда, десять лет назад, я думала, что рядом со мной должен быть человек, которому не нужно будет себя объяснять, тратить время на выяснение недоразумений. - их не будет. - мы ведь люди, умеющие думать, что мы одинаково остро будем ощущать жизнь, пить сполна чашу, которую она нам поднесла. О детях я не думала. Прежде всего рядом друг. а дети - производное. Смешно вспоминать.
Друга я так и не встретила, не появился он на моем пути. Я постепенно превращалась из мечтательницы в нечто среднего рода. Мужчины меня не интересовали. Всегда хотелось подчеркнуть их никчемность, слабость, беспомощность, потому что сама всего умела добиться и достичь."
Здесь мы сталкиваемся с типичным для многих женщин искажением модели мира. которое впечатывается в нее с детства. и которое можно назвать "ожиданием принца".
Действительно, из данного отрывка мы можем ясно заключить, что Галя рассчитывала встретить мужчину, лишен-
ного человеческих слабостей, способного без всяких затруднений читать чужие мысли ("которому не нужно будет себя объяснять"), обладающего гениальной способностью избегать даже малейших конфликтов ("не нужно будет тратить время на выяснение недоразумений.- их не будет,- мы ведь люди. умеющие думать") и в своих эмоциональных переживаниях полностью в любое время дня и ночи совпадающего с Галей ("мы одинаково остро будем ощущать жизнь, пить сполна чашу. которую она нам поднесла").
Мне кажется, что любой "человек, умеющий думать". способен сообразить, что даже отыскать мужчину, лишенного слабостей, особенно в глазах женщины, излишне склонной к феминизму - задача почти безнадежная, а если добавить к этому еще и способности к ясновидению и телепатии. - то. увы. это уже просто дохлый номер.
Подобное отношение к избраннику обычно является отражением глубинной установки, заключающейся в том. что настоящих мужчин не существует, и поведение женщины. даже если она с пеной v рта будет убеждать вас. что мечтает встретить своего принца, каждый раз будет неизменно направлено на то. чтобы доказать отсутствие в природе настоящих мужчин.
Видимо, если речь шла о замужестве, кандидат не был уж слишком Гале отвратителен, но наличие слабостей и отсутствие телепатических способностей как обычно, оказались решающим аргументом в пользу продолжения поисков принца.
Но, как и должно было быть по сценарию, принц так и не встретился, но зато наша героиня окончательно убедилась, что мужчины ее не интересуют. Посмотрим, что было дальше.
"Но так длиться долго не могло. Все должно иметь завершение. оконченность. А у меня даже горизонт не просматривался. Захотелось пожить в жизни, которую сама придумала. но проверка практикой обожгла, подсказала, что такое не для меня. Если нет друга, то нет и той семьи, которую я себе представляла. Сознание подсказало новый жизненный вариант, выход из тупика. Нужен отец моему ребенку.
Прагматизм? Да. но оправданный всей моей предыдущей жизнью. Честный, порядочный. Появился интерес к жизни, нет. грубо говоря, охота. Правда, мои вожжи уже настолько взяли надо мной верх, что слово "охота", обычное, из природоведения. мне не подходит. Однако, я определяю свое состояние последних трех лет именно так.
Итак. я смотрела на мужчин с позиции самки. Я выбирала. Не друга, не попутчика в жизни, не приятеля, а отца своего будущего ребенка.
Этот отбор не был лихорадочным, хотя мои физические возможности уже давали тревожные сигналы. Я оценивала всех подряд с одной точки зрения, и знакомых и незнакомых. Мои поездки благоприятствовали этому.
Но вот что странно, - природа природой, а психология. человеческое начало все-таки очертили строгий порядок выбора. В фокусе оказался один-единственный, которому дано было мной право на меня. на вторжение в мой мир. до этого четко определенный, уже захлебывающийся в себе самом, но мой,
Уже год я живу по новым правилам, ничего не знаю о своем избраннике, кроме его рассказов обо всем и ни о чем. Это счастливый год. беззаботный, пряный, медовый. Мой год. год петуха. Хоть день. да мой. хоть миг, да наш. Такое долго не длится, я знаю. И не строю никаких планов на будущее, не живу надеждой, не мечтаю, а просто так существую, как все."
Здесь мы встречаемся в признанием, еще не достаточно осознанным, того, что модель мира Гали не соответствует реальности (' захотелось пожить в жизни, которую сама придумала, но проверка практикой обожгла, показала, что такое не для меня. Если нет друга, то нет и той семьи, которую я себе представляла"). Это могло бы послужить толчком к изменению взгляда на мир. на семью, на взаимоотношения с мужчинами. но не стало таким толчком. Снова сработал стереотип. что лучше быть правой, чем счастливой. Пересмотреть свои взгляды на мужчин означало бы признать, что сама схема ее жизни, ее убеждения были ошибочными.
Через все писания Гали просматривается одна мысль -нет человека достаточно тонкого и способного мыслить, чтобы понять ее душу и принять ее. восхищаясь тем, что она именно такая. Но ей ни разу не пришло в голову, способна ли она понимать мужчин и принимать их такими, как они есть.
Эта неспособность к полноценному контакту с окружающими людьми, в частности, с мужчинами, и определила ее состояние одиночества и погруженности в "мой мир. четко определенный, уже захлебывающийся в себе. но мой" (в дневнике слово'мой"подчеркнуто).
Подобное заточение себя в собственный крошечный ми-
рок установок и погружение в самокопание вместо того. чтобы наслаждаться прекрасным миром, населенными самыми разными и интересными людьми можно было бы сравнить с добровольным заключением в одиночную камеру. Поскольку такой тип поведения также является довольно распространенным. возникает естественный вопрос: в чем преимущество добровольного заточения в тюрьму?
Ответ может показаться абсурдным, но тем не менее это так: тюрьма с ее стандартным неизменным распорядком, регулярным приемом пищи и уверенностью в завтрашнем дне дает человеку ощущение безопасности. Известны многие случаи, когда человек, долгое время просидевший в тюрьме, не мог привыкнуть к жизни на воле и снова стремился обратно в тюрьму, где жизнь была простой и ясной, отсутствовал страх перед будущим и неуверенность в собственных силах.
Подобное поведение свойственно не только человеку, но и животным. Джеральд Даррелл в одной из своих книг рассказал о том. как в какой-то из латиноамериканских стран он собрал довольно большую коллекцию животных, но не смог вывезти ее. поскольку в стране произошел военный переворот. и речь шла только о том. чтобы самим выбраться оттуда.
В ожидании самолета Даррелл открыл клетки и выпустил животных на волю. И. как не странно, животные, достаточно долго пробывшие в неволе и привыкшие к уходу и регулярной кормежке, упорно отказывались от свободы, и снова и снова возвращались в свою тюрьму, не желая расставаться с удобным и безопасным существованием.
Даже вступив в связь со мной, пусть только с целью завести ребенка. Галя не подумала выйти из своего мира навстречу новому любовнику, попытаться увидеть мир его глазами, нет. она дала своему избраннику 'право на меня. на вторжение в мой мир", видимо считая, что это - особая и уникальная привилегия.
В таком случае не удивительно, что после года общения она "ничего не знает о своем избраннике, кроме его рассказов обо всем и ни о чем". Трудно поверить, что "человек, умеющий думать" за год знакомства не способен ничего узнать о своем партнере, тем более, что я. по натуре открытый к общению, не делал из своей жизни и мировоззрения особых тайн.
Подобное заявление лишний раз доказывает, что человек. погруженный в собственный замкнутый мир реально не способен общаться, поскольку все его внимание и силы затрачиваются на поддержание своего внутреннего мира, на постоянное подтверждение своей правоты и подавление той части личности, которая отказывается эту правоту признать. на нескончаемое копание в собственных внутренних противоречиях. которое становиться делом исключительной важности и которое не заканчивается никогда, обеспечивая человеку не очень занимательное, но все-таки занятие, подобное нетрудной и отвлекающей от мыслей работе заключенных в тюрьме.
Чем более искажена модель мира. чем больше в ней заключено внутренних конфликтов, тем больше энергии и сил требуется человеку для ее поддержания, и у него просто не остается возможности поддерживать гармоничный и плодотворный контакт с внешним миром и окружающими людьми. Продолжим чтение дневника.
"Февраль - мой месяц. Трудный, непонятный, резкий и ясноокий, и хмурый, обещающий и ненадежный - все, что хочешь, встретишь в нем. А самое главное - все об этом знают, и принимают его таким, и готовятся к встрече с ним вот таким. Никому не дает покоя, и сам ни на час не останавливается на одном уровне. Странно, неужели все. родившиеся в этом месяце. такие?
И все-таки мне не нравится, что я не знаю своего нового друга, плохо знаю. Это часто приводит к мысли, что меня обманывают. Трудно так сразу менять свои принципы. Никогда не шла даже на откровенный разговор не узнав, не поняв человека. А здесь все иначе. Поддалась обаянию теории тантра. А кроме того, уже год вынашиваю мысль о ребенке.
Но если уже добилась своего, зачем мне теперь этот человек? Я его терпела, когда еще не достигла основной цели. А теперь почему терплю? Перестраховка? А вдруг еще раз пригодится? А если нет?
Глупый он. Думает, что я к нему привязалась, что он мне нужен, что вообще у меня к нему чувства есть. Ничего нет. И даже он мне надоел. Его упорная повторяемость. И еще, - это наверное самое главное.- мне не нравится, что он в доме уже не гость, и не хозяин, и не квартирант, и не любовник. Теперь он от меня ждет чего-то. Чего? И должна ли я ему? За что? В общем, не нужен он мне.
Когда-то он мне сказал: "уйду. как только ты скажешь". Наверное, в этих словах весь ответ на мои недовольства. Тогда они меня обидели, смешно признаться, но обидели. Но они же
и повлияли на все дальнейшие отношения".
(Здесь мне хотелось сделать комментарий от себя. Ирины Медведевой. Отношение к данной фразе разных женщин может служить своеобразным тестом на составляющие их моделей мира.
Когда-то Саша сказал мне ту же самую фразу, "уйду. как только ты скажешь . но. поскольку в моей модели мира не было отношения к мужчинам, как к жалким, слабым и безответственным существам, стоящим ниже меня по уровню умственного развития, я спросила его:
- А если я не скажу, ты не уйдешь?
- Не уйду.- сказал Саша. и это оказалось правдой. Такая постановка вопроса меня вполне устраивала, более того. фразу 'уйду. как только ты скажешь" я восприняла не как пренебрежение ко мне. а как знак уважения к моей личности и к моим желаниям. Навязываться человеку против его воли - дело неблагодарное и бессмысленное, не приносящее обоим ничего, кроме неловкости и чувства стыда.
Видимо, в модели мира Гали настоящий мужчина в ответ на предложение уйти должен был бы отреагировать попыткой самоубийства, или как минимум, долгой и душераздирающей сценой, в которой он валялся бы у нее в ногах, умоляя не лишать его ее драгоценного общества. Подобные взгляды характерны для женщин, чья неуверенность в себе компенсируется сильной жаждой контроля. Любой мужчина. чувства и поведение которого она не способна контролировать, представляет потенциальную угрозу ее душевному равновесию. Такие женщины подменяют искреннее и взаимоудовлетворяющее общение с мужчинами всевозможными манипуляциями. предназначенными для обретения более или менее полного контроля над ними в попытке обретения спокойствия и душевного равновесия, А теперь снова вернемся к дневнику.)
"Я сама управляю всем процессом. А он только наблюдатель. но не участник. Так и я бы согласилась устроиться.-очень ловко, ни обязанностей, ни забот, хочу приду, хочу уйду. заботы у меня дома. а здесь и такому рады до полусмерти.
Вот оно отчуждение. Чужой он. несмотря ни на что. и никакие ночи не делают его родным. Это понятие не от чувств, а от сознания, от благодарности души.
Он прав в своих стихах, он прав в том. что показывает нас двоих в зеркале. Но ведь я все это знаю. знала, и говорила об этом без намеков, сразу, в первые дни. Чего он ждет от меня? Кажется, я начинаю понимать - новых ощущений. Преобразованная им самим женщина - какие будут ощущения? Почему бы не проверить на практике, если имеется такая возможность?
А я перестала ему верить. Уходит уважение, уходит любовь, уходит интерес. И чем чаще я его вижу. тем меньше иллюзий. он относится к тем. кто больше берет, чем дает. причем считает, что этим осчастливливает других. А вначале я этого не замечала, хотя он сам об этом говорил или о чем-то похожем. Разочарована я? Нет. я ведь не была очарована.
Что меня раздражает? Смутно понимаю, но это или нет -не знаю, - "сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна". Когда мне трудно - его нет рядом, и он не хочет и не пытается мне помочь, хотя трудности мои и не материальные. Эти мои сомнения ничем хорошим не кончатся. Я уже чувствую, как внутри меня появляется пепел. Так уже было. И был конец. И нисколько любви.
Какой же я несчастный человек. Не сама я создаю трудности. они во мне. это мой рок. моя судьба, и сама я никогда не сумею ее преодолеть, изменить.
Благодарна я тем светлым дням. когда простая радость. без всяких сомнений, угрызений, просыпалась со мной каждое утро. встречала день, солнце, жизнь живую, горячую. Нет. я ни о чем не забывала, но память моя мне не мешала наслаждаться этим отдыхом от собственных оков.
Почему они уходят в прошлое, что изменилось? Нет. не я. а мой товарищ. Не могу его другом назвать, и никак по-другому. Мне. казалось, что. несмотря на свою молодость, он тонко чувствует всю невыгодность моего положения, двусмысленность всей ситуации, мою борьбу с собой. - но, увы! Этого мне только хотелось. И потому сердце постепенно превращалось в комок боли. от которой некуда деться, и унять ее нечем. Как будто надвигается катастрофа, от которой мне не уйти.
Не знаю. чем закончится этот мой жизненный эксперимент. - или взлетом, или падением. - но явно одно. что в людях разуверюсь окончательно. И это будет самым худшим периодом в моей жизни. Сегодня я еще надеюсь жить (не хочу, но надеюсь)."
В этом отрывке мы сталкиваемся с проекцией. "И все-таки мне не нравится, что я не знаю своего нового друга, плохо знаю. Это часто приводит к мысли, что меня обманывают."
Явление проецирования своих неосознанных намерений или опасений часто встречается у людей, одна ("светлая') -часть личности которых отрицает существование другой ('темной'). подавленные желания и намерения которой в отношении других людей она отказывается признавать, наоборот. приписывая намерения своей темной стороны другим людям.
Галя всегда считала свою честность, порядочность и способность говорить то. что думает, своими особыми достоинствами.
Итак. она часто задумывается о том. что я ее обманываю. Но в чем? Она ни разу не привела конкретного случая, чтобы я ее обманул. Наоборот, это она решила использовать меня для того. чтобы родить ребенка, обманув меня с целью забеременеть. Но свое поведение она не может признать обманом на сознательном уровне, потому что это разрушило бы ее собственный положительный образ, позволяющий ей поддерживать внутреннее самоуважение.
Свой обман она обосновала (Нужен отец моему ребенку. Прагматизм? Да. но оправданный всей моей предыдущей жизнью. Честный, порядочный."]
В такой интерпретации ее обман перестал быть обманом. и воспоминания о нем вместе со смутными угрызениями совести она загнала в подсознание, на отторгаемую, "темную" сторону. Неосознанное беспокойство, исходящее от этой части ее модели мира. она начала проецировать на меня. подозревая, что я ее обманываю, хотя реальной основы для это не было.
Проецируемые ею на мужчин фантазии о их слабости. никчемности и беспомощности в действительности тоже были попыткой защититься от этих своих качеств, не признаваемых и загнанных на "темную' сторону. Доказывая свое превосходство над мужчинами, Галя лишний раз поддерживала свою самооценку, убеждая себя и других, что уж она-то ни в коем случае не является слабой, никчемной и беспомощной.
На какой-то срок в начале нашего общения из-за новизны и остроты ощущений ее подавленная женственность ("мои вожжи уже настолько взяли надо мною верх") ненадолго вырвалась на свободу, но как только цель оказалась достигнута. и она забеременела, снова выплыла на поверхность старая программа о никчемности и бесполезности мужчин. Поскольку человек видит исключительно то. что хочет видеть, я оказался мальчишкой, а не мужчиной, глупым и неспособным чувствовать глубину ее душевных терзаний и невыгодность ее положения. Подсознательно боясь сама оказаться никчемной в случае, если бы я первым ее отверг, она начала лгать самой себе. убеждая себя в моих многочисленных недостатках, в том. что она никогда меня не любила и лишь пользовалась мной для достижения своей цели.
Лишь много лет спустя, после долгих лет одиночества и неоднократных попыток продолжить свои игры в письмах. наполненных то оскорблениями, то признаниями в любви. которые она писала мне в Москву, и на которые я не отвечал. Галя признала то. что не желала признавать, когда мы были вместе.
"...Вот тебе пишу всегда в одном и том же состоянии - когда в меня вселяется безвыходность-безысходность. В эти минуты я почему-то всегда обращаюсь к тебе. Мне ведь легче становится, как только опускаю конверт в почтовый ящик. Я уже примирилась с тем, что кроме вас с Шуриком для меня никого нет. А был период, когда все мое существо противилось одиночеству. Остались только сны. и мне даже не грустно от этого. Видишь, один год с тобой стоит мне всей оставшейся женской жизни. Хватит? Да. дорогой."
"...Ну а моя тайна совсем раскрыта. Оказывается, так и должно быть. я себя никогда не изменю. Никого не представляю рядом с собой, кроме тебя. Вот так."
С годами, особенно если эти годы были одинокими и безрадостными. люди становятся мудрее. Меняется их модель мира. и иногда они даже начинают понимать и признавать свои ошибки.
Учитель был совершенно прав, говоря, что самая страшная разновидность лжи - это когда человек лжет самому себе. Ирония судьбы заключается в том, что человек, наполненный внутренними противоречиями, чья модель мира искажена и негармонична, всегда обманывает самого себя, не будучи способным признать это на сознательном уровне, и это становится причиной его собственных несчастий и страданий близких ему людей.
Я был даосом, и поведение Гали не могло причинить мне большого психологического ущерба, хотя ее вечные метания, попытки провоцировать скандалы и гребования чего-то, чего она сама не могла определить, не доставляли особого удо-
вольствия.
В первую очередь ее модель мира делала несчастной ее саму, косвенно отозвавшись впоследствии и на сыне. Из дневника мы видим образ глубоко несчастной, не способной к нормальному общению с мужчинами женщины. Мне было очень жаль ее. но я понимал, что не мог ей помочь. В те времена было не модно ходить к психотерапевту, да их толком-то и не существовало. Таких, как Галя были тысячи, и они рожали детей, привнося в их модели мира собственные противоречия.
"Я сама управляю всем процессом" - жажда и иллюзия контроля. Далее следуют фантазии на тему о том. чего я жду и что я чувствую.- фантазии, не имеющие ничего общего с действительностью. но подкрепляющие ее модель мира.
'Какой же я несчастный человек. Не сама я создаю трудности. они во мне. это мой рок, моя судьба, и сама я никогда не сумею ее преодолеть, изменить."
В этой фразе Галя снова подтверждает наличие в ней двух личностей, одну из которых она отрицает. Она - это светлая часть ее личности, которая никаких трудностей не создает ("не сама я создаю трудности"). их создает нечто, не являющееся ею. но находящееся внутри нее ("они во мне, это мой рок. моя судьба'). Вместо того. чтобы прийти к выводу, что ее судьба - это результат ее собственных поступков и признать в себе то. что ей не покажется очень красивым и приятным, но тем не менее является частью ее личности. Галя приходит к убеждению, что она ничего не сможет с этим поделать ("это мой рок. моя судьба, и сама я никогда не сумею ее преодолеть. изменить"). Таким образом она снимает с себя ответственность за свое поведение и необходимость признавать свои ошибки.
Подобный стереотип мышления - типичный для сценария неудачника. Поскольку от нее ничего не зависит, она будет раз за разом совершать одни и те же действия, в данном случае приводя к краху любые отношения с мужчинами.
В сценарии победителя записано совсем другое убеждение: "я потерпел неудачу", а. значит, я совершил ошибку. Теперь я стал умнее, и в следующий раз добьюсь лучшего результата."
Подобные сценарии являются составной частью моделей мира. и одним из важнейших этапов перестройки модели мира служит преобразование деструктивных сценариев и убеждений в конструктивные.
Что характерно для деструктивных сценариев? В первую очередь - склонность к отрицательному воображению, и во-вторых. избирательное накопление отрицательных впечатлений, подтверждающих основные для этого сценария убеждения.
Из нашего общения она накапливала не радостные и светлые моменты, которых было немало, а. как золотоискатель крупицы золотого песка, выискивала подтверждения. что счастье не может долго длиться, и если не находила их, то придумывала сама. Не удивительно, что с таким подходом она "чувствовала, как внутри меня появляется пепел. Так уже было. И был конец. И нисколько любви." Именно такой конец отношений с мужчинами и был записан в галином сценарии.
Типичным является и заключение: "Не знаю, чем закончится этот мой жизненный эксперимент, но явно одно - что в людях разуверюсь окончательно, и это будет самым худшим периодом в моей жизни."
Еще не зная, что произойдет, она уже уверена в трагическом конце, и предпочитая быть правой, чем счастливой, уверенно движется навстречу развязке.
Более того - на основе неблагоприятного опыта общения с несколькими мужчинами она делает гениальное обобщение, окончательно разочаровываясь во всем человечестве без исключения. Такую позицию трудно назвать жизнеутверждающей и оптимистичной.
Теперь двинемся дальше и перевернем новую страницу дневника.
"Март. пробуждение, торжество молодого, только что рождающегося, звонкого, неотвратимого. Так есть. должно быть. Что зима с землей не делала, как ни била. как ни жгла. из-под снега из-под белого снова речка потекла.
А я почему-то не чувствую весну, как всегда это было. Не горит душа и не ждет нового. Затаилась еще или уже в ожидании, в каком-то страхе, неизвестности. Нет по утрам прежней буйной радости беспричинной. Жаль. что-то ушло, кануло.
Боже мой. зачем это продолжается? Зачем я его держу? Развязка не наступает из-за моей странной какой-то заторможенности. Она меня и спасает от решительного шага, который может быть последним во всей нашей совместной истории. Как будто кино смотрю беспристрастно, ни за кого не
болею, а только с любопытством жду. чем все закончится. будто не я главное действующее лицо.
Вся трагичность моего положения в том, что я не вижу конца этому представлению. Не хочу его продолжения, но и не могу его остановить. Я не умею существовать, жить одним днем, а здесь все подчинено именно такому образу жизни. Мне хочется понять свае состояние, но что-то ускользает, не определяется.
Похоже оно на ощущение под водой или в помещении без воздуха, когда хочешь вдохнуть полной грудью, но нельзя или невозможно. Я только одно могла себе позволить - тайно наслаждаться. а откровенно радоваться, любить и знать, что тебя любят, быть нужной и знать, что сама нужна - этого мне не позволено. И никто не дарит мне этой свободы.
Прошло мое упадническое состояние. Произошел какой-то переворот в сознании. Наступила та самая свобода души, которая не шла ко мне. Опять появились всякие устремления, к деятельности, к познанию, к путешествиям. Я бы не поверила, что может возвращаться молодость, если бы сама не оказалась в этом состоянии снова. Удивительно, непостижимо. немножко страшновато, зато необычно и замечательно. Жду новых ощущений.
Почему-то как только берусь за дневник, сразу хочется жаловаться, поплакаться, покапризничать. Записала это и сразу поняла причину - расслабляюсь. Больше некому и не перед кем больше. То есть всегда была и есть одна. И это состояние углубляется. От всех отдаляюсь в своем. Ни с кем ничем не хочу делиться. Ни частными выводами, ни общими. Зачем? Никому, кроме меня они не нужны.
Почему-то вспоминаются слова из нашумевшего когда-то шлягера: "А на кладбище все спокойненько, ни друзей, ни врагов не видать, все культурненько. все пристойненько, удивительная благодать!"
Чем ближе финал, тем спокойнее я становлюсь - что бог пошлет. Все равно ничего не изменится от моего беспокойства. Сейчас я вспоминаю, что такой я была в студенческие годы. Ничто меня не могло вывести из себя. И смешно было наблюдать суету людскую, похожую на мышиную возню. Куда-то торопятся, ссорятся, завидуют, ненавидят, а смысл этого где? Зачем все это?