Клиентоцентрированная психотерапия.
Метод был разработан К.Роджерсом. В подходах к теории личности К. Роджерс разработал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этих подходах концепцию полноценно функционирующего человека.
Человек, с его точки зрения, представляет собой субъект, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия, выражающегося в стремлении быть самим собой и в то же время «смертельно боящегося быть им», в стремлении познания своего реального жизненного опыта и «в то же время очень боящегося это сделать».
К. Роджерс говорит о том, что стремлению человека «быть самим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение образу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от "Я", которым на самом деле он не является».
Человек, находящийся под таким контролем, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, он не может полноценно функционировать. Полноценно функционирующий человек при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированного, имеет конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей».
Характеризуя полноценно функционирующего человека, К. Роджерс отмечал в нем:
открытость переживанию;
тенденцию вести экзистенциальный образ жизни;
организмическое доверие;
эмпирическую свободу, жизнь без запретов и ограничений;
креативность.
Большое внимание в своей теории К. Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, он называл его «феноменальным полем». В связи с этим он предложил понятия конгруэнтность — неконгруэнтность.
Конгруэнтность — степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете). Неконгруэнтность — степень несоответствия между сообщением и опытом.
Так же как А. Маслоу, К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как важнейший феномен человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека, которое характеризуется так:
открытость по отношению к опыту любого типа;
намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;
способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;
чувство свободы в мыслях и поступках;
высокий уровень творчества
Большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы оказала клиенто-центрированная терапия К. Роджерса. А его концепт социального функционирования стал базовым в теории и практике социальной работы.
Рождерс выдвинул следующие положения:
1) клиент (пациент) сам стремится к выздоровлению, он сам способен осознать свои проблемы и решить их. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути;
2) психотерапия должна акцентироваться не на интеллектуальных, а на эмоциональных аспектах;
3) терапия должна опираться на непосредственную конкретную ситуацию, а не на прошлый опыт пациента;
4) роль психотерапевта и его ответственность за результат терапии минимальны, клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым.
В процессе психотерапевтического взаимодействия психотерапевт создает условия для выработки пациентом самоуважения, приведения глубинного Я в соответствие с жизненным опытом. Для этого используется техника эмпатического слушания, которая включает в себя: безусловное позитивное отношение терапевта к выраженным чувствам клиента; эмпатию, т.е. стремление видеть события, мир глазами пациента, переживать его чувства; аутентичность, т. е. естественность, соответствие самому себе, отказ от роли психотерапевта; формулировку по-новому мыслей и чувств клиента, которые терапевт отражает, как зеркало.
Длительность психотерапевтического контакта определяется самим клиентом. Эффективность более всего выражена у открытых людей, способных выражать свои эмоции, сосредоточиться на событиях «здесь и теперь».
К.Роджерс одним из первых раскрыл механизм воздействия группы на личность и личности на группу. Он ввел понятие «процесс встреч» и создал метод энкаунтер-групп, который дал начало групповой недирективной психотерапии.
Логотерапия. Метод был предложен В.Франклом, который исходил из следующих теоретических положений: каждый человек стремится обрести смысл жизни, и это стремление является врожденной мотивационной тенденцией, представляющей собой основной двигатель поведения и развития личности. Если это стремление остается нереализованным, человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум, который порождает невроз. Определенный уровень напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, составляет необходимое условие психического здоровья. В. Франкл утверждал уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека. Однако он считал, что можно обобщить типичные пути, посредством которых человек делает свою жизнь осмысленной, и соответственно выделял три группы ценностей: ценности творчества, переживания, отношения.
Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация, и затем выбрать один из них. При этом используется методика сократического диалога, позволяющая под толкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет личность психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. В процессе логотерапии психотерапевт может использовать такие техники, как парадоксальная интенция (инверсия той интенции, которая характеризует патогенные паттерны реагирования, например, пациенту предлагают осуществить то, чего он опасается) и дерефлексия (борьба с гиперрефлексией, порождающей невротические паттерны поведения).
Специфической сферой применения логотерапии являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. Однако данный метод применяется и при лечении фобий, навязчивых состояний, сексуальных неврозов и т.д.
Современное состояние психотерапии отмечено тенденцией к взаимопроникновению и интеграции базовых принципов и методов психоанализа, когнитивно-бихевиоральной и гуманистической ориентации. Результатом этого процесса является образование новых психотерапевтических техник. Так, за рубежом насчитывается более 300 психотерапевтических школ. В нашей стране наибольшее распространение получили нейролингвистическое программирование (НЛП), так называемый эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия, психодрама, различные формы арттерапии и др.; многие психотерапевты до сих пор используют в своей практике только суггестивные методы (гипноз, внушение, самовнушение).
Нейролингвистическое программирование (создатели — Дж. Грин-дер, Р. Бендлер) включает методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы. В качестве источников нейролингвистического программирования можно назвать эриксоновский гипноз, гештальтте-рапию и когнитивно-бихевиоральную терапию. Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Основные задачи терапевта-коммуникатора — обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.
Психотерапевтический процесс состоит из следующих этапов:
установление рапорта и сбор информации. Для этого оценивается, какая модальность восприятия окружающего мира (визуальная, аудиальная, обонятельно-вкусовая или кинестетическая) является ведущей у данного пациента. Для создания рапорта терапевт работает с доминирующей у пациента модальностью, копирует мимику, позу, дыхание пациента с целью подстройки к нему, т. е. принимает субъективную модель мира пациента;
выбор метода для изменения субъективного мира пациента, внутренних стратегий его поведения;
выработка программы будущего.
В процессе НЛП используются такие приемы, как метод «якоря» (создание ассоциативной связи между чувствами, переживаниями и каким-либо внешним стимулом), работа с субмодальностями, наложение (обучение пациентов использовать различные модальности восприятия), «взмах» (мгновенная мысленная замена пациентом воображаемой картины нежелательного поведения или симптома картиной здоровья), рефреминг (реорганизация внутренних психических процессов человека и изменение его отношения к самой проблеме), применение терапевтической метафоры (истории, соприкасающейся с проблемой пациента и предлагающей замещающий опыт, выход из проблемы) и др.
Позитивная психотерапия, предложенная Н. Пезешкианом, основывается на позитивном подходе к пациенту и его заболеванию, на содержательной оценке конфликта, стоящего за симптомом, и на пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь. Для позитивной психотерапии характерен межкульту-ральный подход, который позволяет понять поведение пациента и структуру конфликта, исходя из особенностей среды, в которой воспитывается и живет человек. С позиций данного подхода в каждом симптоме можно найти позитивное начало, можно позитивно интерпретировать любое поведение, любое соматическое или психическое заболевание. Основной целью психотерапевтического процесса является изменение точки зрения пациента на болезнь, что позволяет терапевту и пациенту более дифференцированно подходить к лежащему в основе симптома конфликту и затем находить новые резервы в борьбе с недугом. Для достижения этой цели используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки», сюжет которых сходен с проблемой пациента. Условно выделяют пять этапов (уровней) психотерапии: дистанцирование от конфликта (помощь пациенту в отстранении от создавшейся конфликтной ситуации); проработка конфликта; ситуативное одобрение (помощь пациенту в переставле-нии акцента с отрицательных качеств партнера по конфликту на положительные); вербализация (обсуждение конфликта в конфиденциальной и доверительной беседе); расширение жизненных целей.
Психодрама — это созданная Я. Л. Морено одна из форм группового психотерапевтического процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения и изменения внутреннего мира участников группы. Основными составляющими психодрамы являются: ролевая игра (импровизированное разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для каждого члена группы), спонтанность (поведение и чувства не регулируются воздействием извне и реализуются по принципу «здесь и теперь»), «теле» (двусторонний процесс передачи эмоций между пациентом и терапевтом), катарсис (Морено считал, что человек, который
разыгрывает драму, освобождает себя от нее), инсайт (прозрение или озарение, которое возникает в результате проигрывания сложных жизненных ситуаций).
В технике психодрамы основные роли играют режиссер (как правило, руководитель группы), протагонист (исполнитель главной роли) и «вспомогательное» Я (участники второстепенных ролей). Остальные участники группы носят название «аудитория». Психодрама состоит из трех фаз: 1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций, фокусировка на конкретной теме; 2) психодраматическое действие: выбирается протагонист, который излагает свой замысел (проблему) и в процессе драматического действия назначает «вспомогательных» Я; 3) последующее обсуждение, в котором задействована вся группа.
В ходе психодрамы используются следующие приемы: монолог (выражение протагонистом своих мыслей и чувств), «двойник» (выбор участника, способного в любой момент заменить протагониста и помочь ему развить действие дальше, подтолкнуть на развитие более глубоких чувств), обмен ролями (это дает возможность протагонисту более точно выразить свой замысел, а «второму» Я показать свое понимание ситуации), отображение (протагонист уходит на второй план и наблюдает за игрой своего двойника).
Техника и приемы психодрамы используются в различных пси-хокоррекционных группах. В терапевтических целях психодрама применяется при алкоголизме, наркомании, девиантном поведении, при пограничных нервно-психических расстройствах и в некоторых других случаях.
Отдельно можно выделить семейную и супружескую психотерапию. Супружеская терапия направлена прежде всего на установление гармоничных и уравновешенных отношений между супругами; семейная терапия занимается в первую очередь правильным воспитанием детей. Существующие концепции супружеской терапии различаются по трактовке основных причин и патогенеза супружеской дисгармонии и предпочтениям в использовании определенных методов психотерапевтического воздействия. В настоящее время наибольшей популярностью в семейной и супружеской психотерапии пользуются динамический, бихевиорально-когни-тивный и гуманистический подходы.
Наряду с рассмотренными видами помощи, в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством).
Игротерапия – метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.
Арттерапия – терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование – творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерпия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне.
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребёнка или подростка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребёнка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.
При всем многообразии психотерапевтических направлений и методов можно выделить некоторые их общи е черты:
1) в процессе психотерапии устанавливается особый контакт между психотерапевтом и пациентом;
2) применение любого психотерапевтического метода основывается на тщательном изучении личности пациента;
3) в результате психотерапии происходит расширение или изменение представлений пациента о себе и окружающем мире за счет информации, получаемой в психотерапевтическом процессе;
4) практически любой метод в разной степени использует такие приемы психологического воздействия, как внушение и убеждение;
5) независимо от используемого метода большую роль играет личность психотерапевта;
6) при проведении групповой психотерапии сохраняет свое значение принцип индивидуализации лечения.
Одна из не до конца решенных проблем психотерапии — оценка эффективности воздействия. Можно выделить две составляющие данной проблемы.
Первая — вопрос о критериях эффективности психотерапевтического воздействия. В медицинской психотерапии выделяют следующие критерии: степень симптоматического улучшения состояния пациента; степень осознания им психологических механизмов своего заболевания; степень изменения нарушенных отношений его личности; степень его социального функционирования в различных сферах жизни. Психологическая психотерапия в качестве критериев эффективности рассматривает достижение результатов: 1) процессуальных (приобретение в ходе психотерапии какого-либо нового знания и умения); 2) результирующих (решение проблемы клиента, изменение его поведения, улучшение социальной адаптации); 3) ядерных (устранение причин возникшей проблемы); 4) экзистенциальных (глубинное переживание собственного бытия).
Выделенные критерии разделяются не всеми психотерапевтами. Оценка эффективности процесса зависит от того, какого направления придерживается психотерапевт и что он считает главным результатом своей работы с клиентом.
Вторая — факторы, влияющие на эффективность психотерапии. Представители различных психотерапевтических школ пришли к выводу, что эффективность психотерапии зависит не столько от используемого метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, т. е. прямой связи между психотерапевтическими методами, техниками и полученными эффектами не наблюдается.
Кроме того, психотерапевтический процесс включает в себя огромное количество переменных, не все из которых поддаются описанию и измерению. Поэтому сложно определить, что конкретно оказывает влияние на результат психотерапии.
В одной главе невозможно охватить все многообразие существующих психотерапевтических методов. За пределами нашего рассмотрения остались, в частности, те современные течения и техники психологии и психотерапии, корни которых уходят в различные восточно-философские учения.
Современная психотерапия — достаточно сильное средство воздействия на психику и поведение человека. Ее методами необходимо пользоваться осознанно, осторожно, с учетом всех имеющихся показаний и противопоказаний. Такой подход невозможен без специального обучения, углубленного изучения истоков психотерапии и знания ее теоретических основ.
2. Социально-психологическая реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка.
Пережитый шок, вызванный известием о появлении в семье ребенка с дефектом, серьезно травмирует психику родителей и существенно влияет на установившиеся между ними отношения.
В гармоничных семьях супруги, как правило, находят пути взаимно поддержать, успокоить друг друга, пережить свое горе вместе. Но таких семей, к сожалению, немного. В большинстве своем отношения между супругами после появления ребенка с дефектом охлаждаются. Нередко возникает недоверие, обида, супруги начинают искать причины несчастья ребенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам.
Еще более сложные переживания выпадают на долю одиноких матерей. К негативной реакции общественного мнения на рождение внебрачного ребенка добавляются страдания, связанные с его болезнью, с трудностями содержания и воспитания.
Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Они не могут самостоятельно преодолеть навалившиеся на них тяжелые личностные и социальные проблемы.
Можно ли помочь таким родителям избавиться от мучительных переживаний безысходности и обрести должные уверенность и покой?
Психологическая практика даёт в этой связи положительный ответ. Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно сложны, но они вполне познаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей депрессии и самобичевания.
Самый разумный и эффективный путь при решении любой жизненной проблемы начать действовать. Психологические исследования, проводимые в условиях реальной опасности, показали, что наилучшим образом преодолевали свой страх и тревожные переживания те, кто был занят выполнением конкретной задачи. У кого же отсутствовало «поле деятельности», начинали паниковать или испытывали полнейшую скованность в поведении.
Разгадка этого феномена состоит в том, что объем внимания, которое человек уделяет реальности, ограничен. И если внимание заполнено конструктивной деятельностью, то не остается свободного места для устрашающих фантазий и тревожных переживаний. Следовательно, одним из важнейших условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, - включение их в активную деятельность, и, прежде всего, связанную с воспитанием ребенка. Как показывает практика, начать следует с изучения специальной литературы и опыта воспитания таких детей в других семьях, а также постараться создать благоприятные условия для жизни и развития ребенка, а главное - общение с ним. Если родители принимают вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно больше появляется шансов на то, чтобы преодолеть свои страхи.
Известно, что негативные переживания имеют тенденцию очень быстро становиться привычкой и в дальнейшем воздействовать на психику человека автоматически. Чтобы этого избежать существует немало приемов, снимающих отрицательное воздействие негативного мышления путем перевода его в позитивное русло.
Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют следить за проявлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа, фиксировать их в тетради или с помощью диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подбирать к ним позитивные варианты ответов.
Чтобы негативные мысли лучше осознать, а затем их изменить или смягчить, можно применительно к специфике рассматриваемой проблемы использовать следующие вспомогательные вопросы:
- Какие чувства вызывает мысль о том, что у меня имеется ребенок с дефектом развития?
- Способствуют ли они тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?
- Ощущаю ли я чувство вины? И другие.
Ориентация на позитивные мысли приводит в итоге к изменению привычного стиля мышления, что значительно снижает психическую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, вызванные неприятными для человека эмоциями.
Например, человека постоянно преследует мысль о том, что он повинен в рождении ребенка с дефектом, и, что его по этой причине осуждают окружающие люди. Но если те же проблемы попытаться представить в другом, более позитивном ключе, то та же ситуация будет выглядеть несколько иной. В этой связи можно сказать себе, что ты в своей беде не один, есть и другие семьи, где воспитываются дети с дефектами развития. Для их обучения существуют в государстве специальные школы, которые призваны помочь. Мой долг - заняться по-настоящему воспитанием ребенка, чтобы подготовить его ко всем трудностям, которые встретятся на его жизненном пути.
Вместе с тем в решении личностных проблем только одноразовых упражнений недостаточно. Добиться изменения негативного мышления и негативных установок можно только практикой. Как научиться контролировать свои мысли и чувства? Всякий раз, когда негативные мысли и чувства возникают, стараться останавливать их и придавать им позитивный характер.
Немалую роль в снятии психического напряжения и вывода из состояния депрессии родителей, испытавших шок от рождения ребенка с дефектом, играет общение. Существует два крайних варианта в поведении тех, у кого появился такой ребенок: одни - замыкаются в себя, боясь, что об этом узнают окружающие люди и их осудят, другие - испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие.
Однако не все люди могут осознать несчастье таких родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал аналогичный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно и поплакать, «излив свое горе», и перенять опыт воспитания ребенка. После таких встреч и бесед, как правило, наступает облегчение, человек расслабляется, появляются проблески надежды в том, что ребенка с дефектом можно воспитать и сделать его полноценным членом общества.
Очень полезно для снятия психического и физического напряжения здоровое чувство юмора. С помощью юмора можно без особого драматизма признавать свои ошибки, слабости, конфликты, находить смешное в своем поведении, в отношениях между людьми, в воспитании ребенка, превращать негативные эмоции в положительные. Если человек, несмотря на возникшие трудности, находит силы посмеяться над собой, у него появляется больше шансов преодолеть внутренний дискомфорт и внешние испытания, обрушившиеся на него.
Юмор – качество не врожденное. Его можно у себя развить. Источником юмора может стать все, что мы делаем и с чем сталкиваемся. Жизнь полна абсурда, бесполезной активности, суеты, пустого шума и все это богатейший материал для тренировки чувства юмора. Чтобы овладеть чувством юмора, надо находить время для размышления над событиями каждого прошедшего дня и пытаться найти в них смешные стороны, преувеличивать или приуменьшать значимость прошедшего факта или ситуации, придумывать необычные ситуации и т.д.
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.
Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалявшимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут оказать помощь специалисты по социальной реабилитации.
Учитывая исключительную актуальность названной проблемы, многие реабилитационные центры, созданные в последние годы, работу с родителями определили как одно из приоритетных направлений. Эта работа включает обследование психологического состояния матерей и оказание им консультативной и, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приёмам воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов и многое другое.
Показателен в этом отношении опыт областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОРЦ) Новосибирской области.
Коллектив центра главной своей задачей считает проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество.
Основными направлениями деятельности ОРЦ являются:
· реабилитационная работа с семьёй;
· внедрение новых реабилитационных технологий;
· методическая работа, в том числе территориальными центрами;
· организация повышения квалификации социальных работников Сибирского региона.
В центре сложилась модель работы с семьёй, направленная на привлечение её членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий и на стабилизацию семейных
отношений. Эта работа проводится в тесном содружестве с комплексными территориальными центрами социального обслуживания населения. В их функции входят выявление семей, имеющих детей-инвалидов, проведение постоянного социального патронажа, организация реабилитационных услуг. Данная модель работы с семьёй призвана решать следующие задачи:
· повышение уровня психического здоровья родителей;
· оптимизация внутрисемейных отношений;
· расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребёнка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;
· обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей;
ознакомление родителей с психокоррекционными и психотерапевтическими приёмами (см. рис. 7.1.)
Коллектив ОРЦ ведёт поиск новых форм работы, способствующих оказанию помощи как можно большему количеству детей и дающих максимально приблизиться к каждой семье, в которой растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. К таким формам можно отнести, например, открытие в каникулярное время санаторной и пансионатной групп для детей. Их работа планируется таким образом, чтобы получить медицинскую, психологическую, педагогическую помощь в них могли и мамы.
Рис. 7.1.