Около трех пятых больных умственной отсталостью — мужчины, и у подавляющего большинства умственная отсталость квалифицируется как легкая.
Диагностика. Тесты на интеллект отражают «культурные ценности». Неумение читать к 9 годам в обществе, где никто не может читать конечно не будет фактором умственной отсталости. Кроме того, дети, выросшие в семьях, принадлежащих к среднему и высшему социально-экономическим классам, в тестовой ситуации имеют преимущество, так как они регулярно встречаются в своей жизни со словарными понятиями, задачами и проблемами, на которых построены тесты. Тесты на интеллект редко учитывают «здравый смысл улицы», необходимый людям, живущим в бедных районах с высокой преступностью. Точно так же люди из культурных меньшинств или те, для кого английский (русский) является вторым языком, оказываются в невыгодном положении при прохождении данных тестов.
Тесты IQ были созданы для прогнозирования успеваемости в школе, с чем они справляются неплохо (корреляция 0,5-0,7). Корреляция между IQ и качеством повседневнего функционирования в послешкольный период оценивается лишь в 0,2. Во внешкольной жизни не менее чем IQ важны личностные факторы. С одним и тем же IQ 60 баллов - один может работать, иметь семью и жить независимой жизнью. Другой человек с теми же 60 баллами IQ – инвалид, живущий с родителями.
Многие повседневные виды деятельности не требуют высокого уровня интеллекта, гораздо важнее надежность, настойчивость, выносливость, общительность, соответствие моральным нормам общества.
Нередко неблагоприятному варианту способствует феномен «обученной (приобретенной) беспомощности» – опыт неудач приводит к боязни выполнять новые задачи и усилению зависимости от взрослых. С возрастом увеличивается разрыв между тем, что больной мог бы сделать и тем, что он делает. Выделяют три компонента «беспомощного поведения»: а) приписывание неудачи факторам, которые не поддаются контролю („я глупый“); б) низкий уровень инициативы; в) отсутствие упорства.
Некоторые специалисты предлагают учитывать при определении умственной отсталости социальную адаптацию. Однако социальную адаптацию трудно измерить. Если человек работает, то не является умственно отсталым, т.к.адаптирован, но если его увольняют, то в тот же день, как он оказывается на улице – он становится слабоумным.
На практике специалисты ориентируются больше на интеллектуальные способы диагностики умственной отсталости. Хотя тесты несовершенны, но лучше способа нет. Зато тесты объективны – меньше зависят от субъективных интерпретаций психолога.
Классификация. В зависимости от ведущей причины выделяют умственную отсталость органического и наследственного происхождения (таблица 6.1).
Таблица 6.1. Классификация умственной отсталости по этиологии
(Зиглер Э., Ходапп Р. М., 2001)
Отсталость органического происхождения | Наследственная отсталость |
Доказанная органическая этиология. Органическое поражение может быть трех видов: А) имеющее место до рождения (генетические аномалии – синдром Дауна, фенилкетонурия, поражения в утробе матери – синдром краснухи); Б) во время родов – вследствие асфиксии; В) после родов – травма головы, менинго-энцефалит. | Отсутствие доказанной этиологии. У родителей тот же тип отсталости. |
Обнаруживается на всех социально-экономических уровнях. | Чаще встречается при низком социально-экономическом уровне |
IQ от 0 до 70, часто ниже 50. | IQ от 50 до 70, редко ниже 50. |
Сиблингт обычно с нормальным уровнем интеллекта. | С низким уровнем интеллекта. |
Часто сочетается с соматическими болезнями, физическими недугами (эпилепсией, ДЦП и др.). | Менее подвержены физическим заболеваниям. |
Продолжительность жизни меньше, чем в популяции. | Нормальный уровень смертности. |
Вступление в брак маловероятно, часто бесплодны. | Вступление в брак вероятно, способны иметь детей с низким интеллектом. |