Языкознание как наука о языке. Место языкознания в системе наук; его основные проблемы
Языкознание – (языковедение, лингвистика) – это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. (лат. Lingua – язык)
Язык – продукт обучения и подражания.
Язык облегчает жизнь, - это обязательное условие существования человека; составная часть внутреннего мира человека, его духовная культура, опора для мысли и памяти.
Мартин Хайдеггер: «Язык создает человека».
«Язык, слово – это всё в человеческой жизни», -Бахтин.
стимул => реакция
стимул => реакция… стимул => реакция
Язык позволяет одному человеку совершать реакцию (действие, поступок) там, где другой человек имеет стимул, испытывает потребность в этом действии. Л. Блумфилд.
Без языка разделение руда и формирование человеческого общества было бы невозможным.
Коммуникация – языковое общение, один из важнейших факторов создав. чел.
Язык – средство человеческого общения.
Язык – система знаков.
Место языкознания в системе наук.
Языкознание не существует изолировано, входит в круг гуманитарных и социальных наук, исследовавшихся человеком и человеческим обществом. Из них с ним связана: этнография (народоведение), археология, социология (учение о строении общества), культурная антропология (изучает коммуникации по средствам общения), семиотика (наука об общей теории знаков и знаковых систем), филология, философия, герменевтика (понимание текстов), кинесика (наука о движении тела), история, педагогика, психология, логика, когнитология (учение о познании).
Связано с естественными науками и физико-математическими: математика, теория информации, биология, антропология, физика: акустика (акустические звуки), физиология (звуки речи в речевом аппарате), медицина: психиатрия, география (языковые контакты), кибернетика, математическая лингвистика, вычислительная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, этнолингвистика.
Задача языкознания: изучение языка в его взаимодействии с объективными действиями и человеческим обществом.
Структура лингвистики.
Язык можно изучать практически (сам, в школе).
Языкознание – многоаспектная наука, это объясняется сложностью объекта языка.
Практически изучать язык – значит научиться читать, писать, говорить, переводить.
Изучать научно – это понимать и уметь объяснять языковые явления.
Практическое изучение языка связано с научным: чтобы объяснять факты, надо их знать. Без научного знания иногда трудно овладеть языком практически.
Языкознание как наука членится на:
- теоретическое языкознание
А) общее языкознание: исследует сущность, природу и структуру языка вообще, проблему его происхождения, возникновение и развитие письма, общие законы развития и функционирования языка как системы, разрабатывает методы исследования языков, изучает классификацию или типологию языков мира.
Б) частное языкознание: занимается одним отдельным языком (англистика), группой языков: родственные языки (славистика), географическая близость (кавказоведение), типологическая близость (сходство в строении). Может быть синхроническое (описывает факты языка на определённом временном срезе в определённый момент развития языка; одновременность) и диахроническое (изучение языка в процессе его исторического развития; разновременность).
- прикладная лингвистика: занимается проблемой приложения теоретических знаний в языке к решению практических задач в школе, в переводческой практике, при создании письмен для ранее бесписьменных народов.
В зависимости от подхода взгляда на язык различают описательное языкознание и нормативное. В первом фиксируются все факты языка, которые при этом являются равнонужными, равноинтересными, равноправными. Нормативное языкознание разделяет все факты язык на правильные и неправильные, занимается описание того, что правильно (языковые нормы).