Типология форм современных брачных отношений.
Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:
Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнил условия контракта – волен делать, что хочешь.
Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено.
Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте – высшая cтепень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.
Важной тенденцией развития брачно-семейных отношений является формирование их альтернативных форм.
1. Осознанно выбранное одиночество. Выделение этого типа супружества может вызвать наибольшее количество возражений, поскольку, на первый взгляд, «размывает» само понятие брака. Однако следует признать, что существует достаточно много людей, которые предпочитают не связывать свою жизнь с одним конкретным супругом. Они реализуют свои брачные потребности в разных форматах отношений с разными партнерами. Они могут при этом менять партнеров.
2. Диадный брак. Это супружество, включающее, как и традиционный брак, двух субъектов отношений.
2.1. Сознательно бездетный брак. Его создают супруги, которые не испытывают потребности в рождении детей и продолжении рода. Этот вид супружества не следует путать с бесплодным браком. В последнем отсутствие детей обусловлено нарушениями репродуктивного здоровья.
2.2. Брак по расчету. В нем на первый план, как правило, выходит потребность в материальном благополучии одного из супругов. Остальные потребности отстраняются на второй план. Зачастую подобный брак бывает лишен еще одного важного свойства традиционного супружества - он ориентирован на непродолжительную перспективу.
2.3. Гомосексуальный брак. Следует отмстить, что гомосексуальные супружеские пары отличаются своеобразным содержанием супружеских ролей и испытывают серьезные трудности в удовлетворении потребности в продолжении рода. При этом разные культуры с разной степенью терпимости относятся к праву гомосексуалистов на заключение брака, а так же- на усыновление и воспитание детей.
2.4. Ювенальный брак. Этот термин не назовешь общепризнанным. Тем не менее, приходится признать, что в различных обществах по настоящее время существуют обычаи и нормы создавать супружеские пары, в которых хотя бы один из супругов не достиг детородного возраста.
2.5. Насильственный брак. Личные эмоциональные предпочтения молодых людей при заключении брака стали учитываться относительно недавно. В Западной Европе такую прогрессивную тенденцию связывают с эпохой викторианства. До этого времени брак, в котором учитывалась воля будущих супругов, был скорее исключением, нежели правилом. Однако и сейчас в некоторых культурах и субкультурах существуют традиции, согласно которым мнение будущих молодоженов игнорируется.
2.6. Незарегистрированное сожительство.
3. Полигамный брак. Включает в себя более двух субъектов отношений. Нетрадиционный характер такого супружества касательно нашего общества не вызывает сомнений.
3.1. Устойчивые внебрачные сексуальные отношения. Он обозначает отношения, в которых один человек (чаще мужчина) реализует свои брачные (не только сексуальные) потребности с несколькими женами. При этом с одной из женщин его брак официально зарегистрирован, а с другой (другими) — нет.
3.2. Полигиния (многоженство).
3.3. Полиандрия (многомужество).
3.4. Свингерство (обмен партнерами). Подобный вид отношений характерен не только для супругов, ищущих пикантности, остроты и разнообразия в своих сексуальных переживаниях.
3.5. Групповой брак. Такая форма брака является наиболее древней. Считается, что именно она была характерна для первобытного общества. Главное ее отличие от остальных состоит в том, что количество субъектов таких брачных отношений может широко варьировать. Это в какой-то степени роднит групповой брак с сознательно выбранным одиночеством. Тем не менее, во все времена по разным причинам подобные отношения находили и своих приверженцев, и современное общество исключением не является.