Центральное новообразование этого возраста – представление о себе не как о ребенке!
Приобщение к миру взрослых происходит по следующим направлениям:
1. Подражание внешним признакам взрослости, чаще всего, наиболее доступным – курение, игра в карты, алкоголь, специфический лексикон, стремление следовать моде.
2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» - силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность. Средством самовоспитания часто становится спорт.
3. Социальная зрелость. Подросток стремится занять место помощника взрослого, это может выражаться в стремлении к экономической независимости от родителей.
4. Интеллектуальная зрелость. Появляется стремление овладеть особенными умениями за пределами школьной программы, появление самообучения.
Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками. В этой среде осваиваются нормы поведения, устанавливаются отношения равенства и иерархии, уважения друг к другу. В этой деятельности формируется самосознание – общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.
Кардинальные изменения происходят в системе мотивации подростка. На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, планами будущей жизни. Мотивы обретают иерархическую систему.
В нравственном развитии важное место занимает установка образцов для подражания, которые подростки выбирают для себя. Вообще нравственные убеждения возникают и формируются только в подростковом возрасте, хотя основа для них была заложена гораздо раньше. Формируется нравственное мировоззрение, то есть система убеждений
Ещё одно новообразование, возникающее в конце подросткового возраста, называется самоопределением. Оно определяется как осознание себя членом общества. Оно возникает в конце учебы, когда человек вынужден выбрать свой дальнейший путь в жизни.
158. Проблема полового созревания и психического развития.
Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.
Психическая пубертатность, по Ш Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению корни тех переживаний, которые характерны для подростковой возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты" Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной.
Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек -- между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. Отдельные "психические симптомы появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.
За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.
Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш. Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им." "Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения". Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений "к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни". Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. "Всюду воспринимается прежде всего отрицательное",-- указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная.
Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука: "Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности". Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению," - отмечает Ш Бюлер.
Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что" она относится к 21-му или 24-м годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.
В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.
159. Половозрастная идентификация подростка.
Новообразования младшего подростка:
Половая идентификация. Половозрелость делится на: полоролевую идентификацию (Гендерные установки) и возрастную идентификацию.
Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой диспропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Формирование образа физического «Я» происходит постепенно, этот процесс очень важен, так как новый образ тела занимает важное место в самосознании, подросток постоянно оценивает его. Обострение недовольства своей внешностью может привести к утрате соматической идентичности, то есть принятия своего тела.
Большое значение в этом возрасте имеет и становление половой идентичности, которое предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих норм и стилей поведения. В подростковом возрасте стереотипы «маскулинности» и «феминности» особенно резко поляризуются, соответствие этим идеализированным стереотипам становится главным критерием, по которому подросток оценивает свою внешность, поведение, черты характера.
Множество проблем связано с пробуждением сексуального чувства и сексуальным опытом, изменяющим отношение подростка не только к сверстникам другого пола, но и к близким, и к себе.
160. Развитие самосознания старшеклассника и период юношеского развития.