Итоговое тестирование по психологии развития
Раздел 3. Психология развития
Технологическая карта
ФИО:
Наименование образовательной программы, профиль: Биология с совм. проф. химия
Год обучения, группа: 21 гр.
Семестр: 3
Статус дисциплины: психология развития
Количество часов на дисциплину: 72
Количество аудиторных часов на дисциплину: 18 ч.- лекции, 18 ч.- семинары.
ФИО преподавателей: Ковязина И.В.
Утверждено на заседании кафедры…….сентября 2012 г. протокол №…
№ | Дисциплина | № | Контрольное мероприятие | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы | Сроки выполнения | ||||||||
Психология развития | 1. | Динамика психического развития. Детерминанты развития. Задание: Реферат. | Внеаудиторная | 5-12 | До 19. 09. 2012 | |||||||||
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Задание: Реферат. | 6-13 | До 10. 10. 2012 | ||||||||||||
1 аттестация | ||||||||||||||
3. | Развитие и формирование способностей школьников. Задание: реферат. | Внеаудиторная | 6-13 | 24.10. 2012 | ||||||||||
4. | Психологические причины отклонения поведения "трудных" подростков и пути коррекции их личности. Задание: конспектирование литературы по теме. | Внеаудиторная | 8-12 | 7.11.2012 | ||||||||||
2 аттестация | ||||||||||||||
5. | Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Задание: конспектирование литературы по теме. | Внеаудиторная и аудиторная | 8-10 | 21.11.2012 | ||||||||||
6. | Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников. Задание: конспектирование литературы по теме. Тестирование. | Внеаудиторная и аудиторная | 8-20 | 12.12.2012 | ||||||||||
3 аттестация | ||||||||||||||
8. | Зачетная работа | аудиторная | 19.12.2012 | |||||||||||
Итого: минимум – 61 балл, максимум – 100 баллов | ||||||||||||||
Технологическая карта
ФИО:
Наименование образовательной программы, профиль: Безопасность жизнедеятельности
Год обучения, группа: 23 гр.
Семестр: 3
Статус дисциплины: психология развития
Количество часов на дисциплину: 72
Количество аудиторных часов на дисциплину: 18 ч.- лекции, 18 ч.- семинары.
ФИО преподавателей: Ковязина И.В.
Утверждено на заседании кафедры…….сентября 2012 г. протокол №
№ | Дисциплина | № | Контрольное мероприятие | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы | Сроки выполнения | ||||||||
Психология развития | 1. | Динамика психического развития. Детерминанты развития. Задание: Реферат. | Внеаудиторная | 5-12 | До 19. 09. 2012 | |||||||||
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Задание: Реферат. | 6-13 | До 10. 10. 2012 | ||||||||||||
1 аттестация | ||||||||||||||
3. | Развитие и формирование способностей школьников. Задание: реферат. | Внеаудиторная | 6-13 | 24.10. 2012 | ||||||||||
4. | Психологические причины отклонения поведения "трудных" подростков и пути коррекции их личности. Задание: конспектирование литературы по теме. | Внеаудиторная | 8-12 | 7.11.2012 | ||||||||||
2 аттестация | ||||||||||||||
5. | Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Задание: конспектирование литературы по теме. | Внеаудиторная и аудиторная | 8-10 | 21.11.2012 | ||||||||||
6. | Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников. Задание: конспектирование литературы по теме. Тестирование. | Внеаудиторная и аудиторная | 8-20 | 12.12.2012 | ||||||||||
3 аттестация | ||||||||||||||
8. | Зачетная работа | аудиторная | 19.12.2012 | |||||||||||
Итого: минимум – 61 балл, максимум – 100 баллов | ||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ
Тема 1: Динамика психического развития. Детерминанты развития(0-5)
Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.
Изучите литературы по списку и подготовка реферата:
· Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1981, с.13 – 21.
· Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребёнка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1977, с.409-415.
· Гильбух Ю.З. Понятие «Зоны ближайшего развития» и её роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987, №3.
· Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребёнка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М, 1981, с.7-10.
· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, с.27-31.
Тема 2: Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника(0-5)
Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.
Изучение литературы по списку и подготовка реферата:
- Мухина B.C. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988, № 2, с.123-128.
- Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. Избранные психологические труды. М., 1989. раздел 1У, с.307-315, 315-325, 326-332.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Педагогика, 1978.
Тема 3: Развитие и формирование способностей школьников (0-5)
Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.
Изучение литературы по списку и подготовка реферата:
1. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, № 3. с. 17-27.
2. Гильбух Ю.3. Понятие "зоны ближайшего развития" и его роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987, № 3.
3. Мухина З.С. Детская психология. – М.,1985.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.,1996.
5. Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. Голубевой. – М.,1978.
6. Уровни мыслительной деятельности младшего школьника // Вопросы психологии.1985, № 2, с.92-97
Тема 4: Психологические причины отклонения поведения "трудных" подростков и пути коррекции их личности(0-5)
Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.
1. Понятие «отклоняющееся поведение». Виды.
2. Этиология отклоняющегося поведения «трудных» подростков.
3. Коррекция отклоняющегося поведения.
Литература:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Неуспевающие дети. Раб. кн. школьного психолога. М., 1991, ч.3, гл. 4.
2. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. 2002, № 1, с. 26-38.
3. Кондратьева Н.В. Особенности межличностных отношений в специализированных интернатах // Вопросы психологии. 1995, № 6.
4. Ослицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии. 1994, № 3.
5. Поливанова К.II. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996, № 1.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996. или // Мир психологии. 1994, № 10, с. 57-63.
7. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002, №1, с. 17-26.
Тема 5: Психологические проблемы общения в подростковом возрасте(0-5)
Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.
1. Причины возникновения проблем общения подростков со взрослыми и сверстниками.
2. Смысловой барьер и причины его возникновения.
Литература:
1. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростка в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1988, №3.
2. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фальдштейна. M.,1987, гл.3, § 2, с.64-68.
3. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.,1994, с.191-201, 165-168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.
4. Гуткина Н.П. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984, №2.
Тема 6: Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников(0-5)
Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.
1. Развитие социально-нравственных проблем в юношеском возрасте.
2. Формирование взглядов, убеждений и мировоззрения в юношеском возрасте.
3. Общественная активность старшеклассников.
Литература:
1. Бостанджиева Т.М. Экзистенциальные ценности в структуре индивидуальности подростка. – Сб. тезисов ТГПИ, 1997.
2. Горбатеноко Т.М. Межличностные отношения // Вопросы психологии. 1988, №2.
3. Знаков В.В. Понимание подростками ситуации насилия // Вопросы психологии. 1990, №1.
4. Кон H.С. Психология ранней юности. М., 1989.
5. Кон Н.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
6. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
7. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.3. М., 1987, серия "Образование и педагогические науки", ч.2, гл. 5,6. с.104-126.
8. Самоопределение старшеклассников. Под ред. Петровского А.В. М., 1987, серия "Образование и педагогические науки", ч.9. с.138-145.
Итоговое тестирование по психологии развития
Тест 1:
1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;
в) показателей умственного развития и состояния памяти.
2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения;
б) нерасчлененность детского мышления;
в) искусственность, созданность мира;
г) одушевленность.
3.К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект;
б) возраст;
в) умение и навыки;
г)морфофизиологические особенности.
4.Движущими силами психического развития являются:
а) интересы;
б) задатки и способности;
в) морфологические особенности
г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
5.Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн
г) А.Валлон.
6.Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями;
б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;
в) ходом созревания органических особенностей;
г)стадиями в развитии интеллекта.
7.Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма;
б) уровнем развития психологической структуры личности;
в) умениями и навыками;
г) психодинамическими свойствами.
8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение;
б) деятельность;
в) способности;
г) интроспекция.
9.Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии;
б) ведущие модальности человека;
в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;
г) принципов формирования личности в деятельности.
10.Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность;
б) развитие новообразований возраста;
в) доминантность во времени;
г) развитие познавательных процессов.
11.Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Маслоу;
б) К. Лоуренс;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж. Уотсон;
12.Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
а)саморегуляцией;
б) сензитивностью;
в) комфортностью;
г) эмпатией;
13.Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
а)эмоционально-непосредственное общение;
б) орудийно-предметноая деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебная деятельность;
14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
а)человеческого рода;
б) млекопитающих;
в) приматов;
г) животных;
15. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
а)метаморфозы;
б) оптимального развития;
в) развитие высших психических функций;
г) неравномерности возрастного развития;
16. Геронтология – это наука о:
а)старении, старости и долголетии человека;
б) самосовершенствовании человека;
в) взрослении человека;
г) развитии человека;
17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
а)эпигенеза;
б) филогенеза;
в) эмбриогенеза;
г)гетерогенеза;
18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
а)революционными;
б) эволюционными;
в) консервативными;
г) кризисными;
19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
а)психологией развития;
б) акмеологией;
в) геронтологией;
г) возрастной психологией;
20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.
21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.
22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.
23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:
а)экстериоризацией;
б) экстраполяцией;
в) интериоризацией;
г) эгоцентризмом;
24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
а)семантической;
б) символической;
в) образной;
г) культурной;
25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
а)мотивационно-потребностную;
б) эмоциональную;
в) мотивационную;
г) потребностную;
26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
а)базовыми;
б) предметными;
в) эмоциональными;
г) функциональными;
Задания:
Задание 1.
Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
Стадия | Содержание интеллектуальной деятельности. |
1. Сенсомоторная | 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь. |
2. Предоператорная | 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств. |
3. Фомально-оперативная | 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным. |
4. Конкретных операций. | 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта. |
Задание 2.
Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.
Задание 3.
Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:
1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.
2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.
3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.
4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.
Задание 4.
Допишите недостающие понятия:
1. Ведущая деятельность дошкольника. | |
2. ведущая деятельность младенца | |
3. Ведущая деятельность подростка. | |
4. Ведущая деятельность младшего школьника. | |
5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста. | |
6. Ведущая деятельность в ранней юности. |