Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(АНО ВПО МГЭИ)

Тверской филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Тверского филиала МГЭИ

__________ А.А. Бутузов

«___»____________ 2016 г.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

По дисциплине

«Деловое общение »

для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»

профиль: управление человеческими ресурсами

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

Тверь 2016

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин Тверского филиала, протокол № 10 от 04 июля 2016.

Срок действия ФОС до 31.08.2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы…………………    
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания……………………………………………………………..      
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ..
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций …………………………………………………………….

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Учебная дисциплина «Деловое общение» изучается во втором семестре при очной форме обучения и на 1 курсе при заочной форме обучения. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е. (72 часа). Форма промежуточной аттестации – зачёт.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Деловое общение» (далее ДО) процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций, приведенных в табл.1.

Таблица 1

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной

Наименование компетенции Код компетенции
способен работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этические, конфессиональные и культурные различия ОК-5
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность ОПК-4  

Компетенция ОК-5 формируется также в процессе изучения дисциплин Право», «Психология», «Профессиональная этика», «Культурология»;

Компетенция ОПК-4 формируется также в процессе изучения дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Оценка стоимости бизнеса», которые осваиваются вместе с дисциплиной «Деловое общение».

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

ОК-5

Код компетенции Уровень освоения компетенции Описание критерия оценки Этапы
  ОК-5     Пороговый Знает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; .
Продвинутый Умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Высокий Владеет способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

ОПК-4

Код компетенции Уровень освоения компетенции Описание критерия оценки Этапы
  ОПК-4     Пороговый Знает виды организационно-управленческих решений;
Продвинутый Умеет анализировать методы принятия организационно-управленческие решения
Высокий Владеет способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Текущая аттестация по дисциплине проводится в устной и письменной формах:

1. Устный опрос

2. Тестирование

3. Доклад с презентацией.

Этика делового общения

Пример вопросов

Тема 1.Этика делового общения. (0К-5, ОПК-4)

1. Личность, психологические типы, архетип.

2. Психология и общество

3. Психология и труд

4. Модели политической психологии

Тема 2.Деловое общение: виды и формы (0К-5, ОПК-4)

1. Деловое общение, его виды и формы.

2. Деловая беседа.

3. Деловые переговоры

4. Деловое совещание

5. Деловая беседа как основная форма делового общения.

Тем3. Деловые переговоры(0К-5, ОПК-4)

1. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

2. Выслушивание партнера как психологический прием.

3. Техника и тактика аргументирования.

4. Формирование переговорного процесса.

5. Национальные стили ведения деловых переговоров.

6. Практические рекомендации по ведению переговоров.

Тема 4.Психологические особенности публичного выступления(0К-5, ОПК-4)

1. Подготовка устного публичного выступления.

1.1. Этапы подготовки выступления.

1.2. Структура выступления.

2. Способ выступления.

2.1. Уловки оратора

2.2. Фразы.

2.3. Паузы.

2.4. Обращение к аудитории.

2.5. Комплимент.

3. Реакция аудитории.

4. Язык жестов и поз.

5. Имидж оратора.

6. Аргументация.

Тема 5. Невербальные особенности процесса делового общения (0К-5, ОПК-4)

1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).

2. Проксемические особенности невербального общения.

3. Визуальный контакт.

4.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

5. Межнациональные различия невербального общения

Тема 6.Спор, дискуссия, полемика: их происхождение и психологические особенности (0К-5, ОПК-4)

1. Понятия: спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты прения.

2. Виды споров.

3. Факторы, влияющие на характер спора.

4. Культура спора.

5. Стратегия и тактика спора.

6. Доводы.

7. Полемические приемы.

8. Полемические уловки.

9. Психологические уловки.

10. Классификация вопросов.

Тема 7.Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы (0К-5, ОПК-4)

1. Понятие «конфликт» и его социальная роль.

2. Понятие «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «инцендент».

3. Классификация конфликтов.

4. Разрешение конфликтов.

5. Стрессы и стрессовые ситуации.

6. Причины стрессового напряжения.

7. Способы избегания стрессовых ситуаций.

Тема 8. Имидж делового человека(0К-5, ОПК-4)

1. Определение понятия.

2. Зачем нужен имидж?

3. Принципы формирования имиджа.

4. Визуальный контакт.

5.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

Тема 9.Документационное обеспечение делового общения (0К-5, ОПК-4)

1. Документирование управленческой деятельности

2. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности.

3.Организационные документы.

Примеры тестов

1. Дайте определение следующих понятий:

1) деловая коммуникация

2) деловой этикет;

3) коммуникативный барьер;

4)интеракция.

2. Установите соответствие.

1) Виды общения. 2)Формы общения.

а) презентация;

б) торги;

в) познавательное общение;

г) деловые переговоры;

д) телефонное общение;

е) суггестивное общение;

ж) ритуальное общение;

з) спор;

и) деловое совещание

3.На зрительное восприятие приходится:

1) около 10% информации;

2) около 50% информации;

3) около 90% информации.

4. С помощью слуха человек воспринимает:

1) около 10% информации;

2) около 20% информации;

3) около 80% информации.

5. Установите буквенно-цифровое соответствие, определив, какой жест опреляет смысл сказанного.

1. Вареники лепят вот так.

2. Полюбуйтесь-ка на него.

3. Замкнутый круг какой-то.

4. Машинка шьет зигзагом.

5. Есть у вас дырокол?

а) движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом;

б) указательным пальцем правой руки описывается круг;

в) жест вытянутой руки;

г) защипывающие движения пальцами;

д) жест в воздухе указательным пальцем налево-направо, сверху вниз или снизу вверх.

6.Отредактируйте предложения, заменив слова, нарушающие смысловую точность высказывания в следующих фрагментах деловых посланий. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. Необходимо еще раз обсчитать все данные. Следует затвердить это на собрании. Мне было отказано под благоприятным предлогом. Был провозглашен приговор

суда. Это достигалось самыми неугодными средствами. На заводе возникло нестерпимое положение.

7. Отметьте букву правильного ответа, определив тип приведенных ниже де- ловых писем.

А. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО «Кольмекс» осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП), производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г. Ростове н/Д партиями по 10–15 т. автомобильным транспортом.

а) извещение;

б) подтверждение;

в) напоминание;

г) просьба;

д) ответ;

е) сопроводительное письмо.

Б. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.04.2011. Вы должны завершить разработку проекта до 16.12.2011. Просим Вас сообщить состояние работы.

а) извещение;

б) подтверждение;

в) напоминание;

г) просьба;

д) ответ;

е) сопроводительное письмо.

8.Расшифруйте аббревиатуры. ЕЭС ЦБР ГНИ ММВБ МТБ ДНП НДС ЧИФ СКВ ИНН

9.Укажите соответствие: инцидент заносчивость суггестия самонаблюдение толерантный происшествие паритет внушение катарсис привлекательный дилемма потрясение фанаберия равенство интроспекция терпимый авантажный выбор

10. К вербальным средствам общения относятся

1) устная речь

2) письменная речь

3) устная и письменная речь

4) интонации голоса

11.Какие из перечисленных ниже средств общения относятся к невербальным?

1) жесты

2) позы

3) мимика

4) все перечисленные

5) выражение лица

12. Чье восприятие образа другого человека более объективно?

1)человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде

2) эмоциональной женщины

3) человека авторитарного типа

4) конформной (склонной к приспособленчеству) личности

5) человека с низкой самооценкой

13. По утверждению австралийского специалиста А. Пиза, наибольший объем информации от другого человека передается нам с помощью

1) слов

2) мимики, жестов, позы

3) тона голоса и его интонаций

4) всего выше перечисленного в равной степени

14. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров

1) необходимо контролировать свои движения и мимику

2) стараться интерпретировать реакции партнера

3) понимать язык невербальных компонентов общения

4) пользоваться всеми выше перечисленными пунктами

15. Равноправие участников, свободный обмен мнениями и взглядами подразумевает беседа

1) за «T»-образным столом

2) за круглым столом

3) за журнальным столиком

4) этот психологический аспект не учитывается

16. Какой из перечисленных факторов может отрицательно повлиять на атмосферу общения при первой встрече?

1) очки с затемненными стеклами

2)располагающий взгляд

3) доброжелательная улыбка

4) строгий деловой костюм

17. Жесты какого типа имеют наибольшую национальную и культурную специфику и значительно разнятся в зависимости от страны?

1) жесты-иллюстраторы

2) жесты-регуляторы

3) жесты-адаптеры

4) жесты-символы

18. В каких случаях исполняются жесты-иллюстраторы?

1)для пояснения сказанного словами

2)для усиления тех или иных моментов сообщения

3) для подчеркивания ключевых моментов беседы

4) во всех выше перечисленных случаях

19. Какой из перечисленных жестов не относится к жестам-регуляторам?

1) приветствие рукопожатие

2) частые кивки головой – для ускорения беседы

3) медленные кивки головой – выказывают заинтересованность в беседе

4) приподнятый вверх указательный палец – желание прервать беседу на данном месте или возразить

5) американский символ «ОК», означающий «все хорошо»

20. В перечисленных ниже вариантах найдите тот, который не предполагает употребление жестов-адаптеров.

1) в ситуациях стресса

2) в затруднительных ситуациях

3)для пояснения сказанного

4) служат признаком переживаний

5) все перечисленные выше случаи

21.Установите соответствие.

1. Виды общения

2. Формы общения

а) презентация

б) торги

в) познавательное общение

г) деловые переговоры

д) телефонное общение

е) суггестивное общение

ж) ритуальное общение

з) спор

и) деловое совещание

22. Какой вид активного слушания представлен ниже? – Боюсь, меня не возьмут на соревнование. – Думаешь, ты недостаточно подготовлен?

а) выяснение

б) перефразирование

в) резюмирование

23. О какой стороне общения идет речь: «он на меня давил, но я не поддал- ся»; «он подстроился под меня»; «борьба между нами привела к поражению такого-то»; «он нанес мне удар»; «мы топтались на одном месте» и т.п.?

1) перцептивной

2) коммуникативной

3)интерактивной

24. Понятия «общительность» и «коммуникативные навыки» достаточно близки друг другу, однако одно из этих понятий более узкое. Найдите характеристики, относящие к понятию – коммуникативные навыки.

1) умение слушать

2) потребность человека в других людях

3) склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения

4) владение жестикуляцией

5) уместность и богатство мимики, выразительных интонаций и поз

25. «Какая глупость!», «Ну ты и грубиянка!», «Тряпка!». Какой вид обратной связи наиболее точно определяет то, что вы только что прочитали?

1) безоценочная обратная связь

2) позитивная оценочная обратная связь

3) оценочная обратная связь

4) негативная оценочная обратная связь

26. В акустическую систему невербального поведения относятся две структуры – экстралингвистика и просодика. Что из перечисленного относится к экстралингвистике?

1) темп

2) мимика

3) кашель вздох

4)пауза

5) громкость

6) смех, плач

27. Комфортное, бесконфликтное общение. Партнеры принимают позиции друг друга. При ответном ходе участвуют те же эго-состояния партнеров, что и при побуждающем… Такие трансакции называют

1) взаимодополнительными

2) невзаимодополнительными

3) угловыми

4) скрытыми

5) пересекающимися

28. «Влияние – это процесс и результат изменения одним субъектом эмоционального состояния, мыслей и поведения другого субъекта». Есть ли в этом суждении ошибка?

1) да

2) нет

29 Верно ли мнение, что «ритуальное» общение невозможно между близкими людьми?

1) да

2)нет

30. Заполните пропуск. Эффект ___________________заключается в приписывании другим людям собственных качеств, обладателями которых чувствовать

себя неприятно. Раздражительные, агрессивные люди часто приписывают эти качества другим, завистливые видят в других проявления зависти.

1) ореола

2) первичности и новизны

3) проекции

4) стереотипизации

31. Полное взаимопонимание, подтверждение взаимных ролевых ожиданий, созвучность участников контакта, осуществление согласованных действий носит в социальной психологии название «_____________________».

1) аттракции

2)

3) трансакции

4) конгруэнции

32. Способность прервать навязываемый сценарий и предложить свой, не со- ответствующий ожиданиям оппонента… Как называется этот способ защиты от манипуляции?

1) активная защита

2) пассивная защита

3) контрманипуляция

33. Специальная область знаний, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения – это

1)кинесика

2) проксемика

3) паралингвистика

4) экстралингвистика

34. Ошибка в оценке человека через приписывание ему определенных ка- честв (информация о человеке накладывается на тот образ, который уже был создан заранее; этот образ, ранее существовавший, мешает объективной оценке) это

1) эффект проекции

2) эффект ореола 3) эффект первичности и новизны

4) эффект стереотипизации

35. Согласны ли вы с утверждением, что деловое взаимодействие предпо- лагает обязательность контактов участников общения, независимо от их сим- патий и антипатий?

1) да

2) нет

36. Единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого, это –

1) аттракция

2) интеракция

3) суггестия

4) трансакция

5) экспектация

37. «Эффект стереотипизации – это приписывание партнеру собственных состояний». Есть ли в этом суждении ошибка?

1) да

2) нет

38. «Эффект ореола» – это устойчивое представление о каком-либо явле- нии или человеке, свойственное представителям той или иной группы». Есть ли в этом суждении ошибка?

1) да

2) нет

39. Заполните пропуск. Явным признаком ________________________ является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть».

1) аттракции

2) интеракции

3) суггестии

4) трансакции

5) экспектации

6) манипуляции

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Наши рекомендации