Врожденная или ранняя потеря слуха (до двухлетнего возраста) приводит к немоте или грубому недоразвитию речи

Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития:

- задерживается формирование прямостояния;

- осложняется и нарушается пространственная ориентировка.

Нарушение слуха после двухлетнего возраста приводит к недоразвитию локомоторных функций, которые выражены меньше:

- успевает сформироваться фразовая речь;

- грамматический строй речи и словарный запас страдают в меньшей степени.

При поражении слуха в школьном возрасте речь остается грамматически сформированной; имеются лишь некоторые недостатки произношения в виде смазанности артикуляции, оглушения звонких согласных, трудности в освоении произношения новых слов.

Первичный дефект слуха в будущем порождает вторичный дефект.

Вторичный дефект при потере слуха представлен явлениями:

1. Из-за речевых нарушений задерживается предметное общение со взрослым в совместной деятельности.

2. Затруднения в овладении речью приводят к трудностям в выделении и обозначении отдельных свойств предметов.

3. Как следствие п.2 страдает развитие предметных представлений и далее - рече-мыслительных процессов.

4. Очень часто отсутствует "комплекс оживления", значительно позже происходит дифференциация близких и чужих, навсегда остается непонятым интонационный строй речи и выражение эмоций с его помощью.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРИ ПОТЕРЕ ЗРЕНИЯ

Среди детей и взрослых с недостаточностью зрения различают:

- тотально слепых;

- частично видящих;

- слабовидящих.

Степень выраженности дефекта зрения.

Слабовидящие от рождения страдают дефектами:

- узость зрительного поля (ограниченность обзора);

- нечеткость и неяркость на сетчатке глаза;

- искаженность предметов ввиду несформированной константности;

- замедленность зрительного восприятия.

Слепые от рождения страдают недоразвитием:

- намного позже, чем у зрячих формируется вертикальное положение тела;

- первые манипуляции с предметами появляются только после двух лет;

- существует боязнь пространства и новых предметов.

Вторичный дефект при потере или отсутствии зрения представлен:

- слабостью акта хватания и манипулирования;

- плохой пространственной ориентировкой;

- нескоординированной, неуклюжей походкой;

- игровые действия отличаются примитивными манипуляциями в сочетании с развитым речевым обозначением действий.

При дефектах сенсорики наряду с вторичными симптомами возникают компенсаторные симптомы, приспосабливающие ребенка к требованиям жизни. Это происходит в силу высокой пластичности высших корковых функций и резервных возможностей центральной нервной системы.

Так у глухих способом компенсации отсутствующего слуха становится жестовая речь, а их зрение используется для «чтения артикуляции». У слепых и слабовидящих развивается способность различать приближающиеся объекты и «эффект зонда» - перенос тактильных ощущений на конец трости, а также безошибочно определять осязанием величину, форму и фактуру предмета.

Наши рекомендации