Врожденная или ранняя потеря слуха (до двухлетнего возраста) приводит к немоте или грубому недоразвитию речи
Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития:
- задерживается формирование прямостояния;
- осложняется и нарушается пространственная ориентировка.
Нарушение слуха после двухлетнего возраста приводит к недоразвитию локомоторных функций, которые выражены меньше:
- успевает сформироваться фразовая речь;
- грамматический строй речи и словарный запас страдают в меньшей степени.
При поражении слуха в школьном возрасте речь остается грамматически сформированной; имеются лишь некоторые недостатки произношения в виде смазанности артикуляции, оглушения звонких согласных, трудности в освоении произношения новых слов.
Первичный дефект слуха в будущем порождает вторичный дефект.
Вторичный дефект при потере слуха представлен явлениями:
1. Из-за речевых нарушений задерживается предметное общение со взрослым в совместной деятельности.
2. Затруднения в овладении речью приводят к трудностям в выделении и обозначении отдельных свойств предметов.
3. Как следствие п.2 страдает развитие предметных представлений и далее - рече-мыслительных процессов.
4. Очень часто отсутствует "комплекс оживления", значительно позже происходит дифференциация близких и чужих, навсегда остается непонятым интонационный строй речи и выражение эмоций с его помощью.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРИ ПОТЕРЕ ЗРЕНИЯ
Среди детей и взрослых с недостаточностью зрения различают:
- тотально слепых;
- частично видящих;
- слабовидящих.
Степень выраженности дефекта зрения.
Слабовидящие от рождения страдают дефектами:
- узость зрительного поля (ограниченность обзора);
- нечеткость и неяркость на сетчатке глаза;
- искаженность предметов ввиду несформированной константности;
- замедленность зрительного восприятия.
Слепые от рождения страдают недоразвитием:
- намного позже, чем у зрячих формируется вертикальное положение тела;
- первые манипуляции с предметами появляются только после двух лет;
- существует боязнь пространства и новых предметов.
Вторичный дефект при потере или отсутствии зрения представлен:
- слабостью акта хватания и манипулирования;
- плохой пространственной ориентировкой;
- нескоординированной, неуклюжей походкой;
- игровые действия отличаются примитивными манипуляциями в сочетании с развитым речевым обозначением действий.
При дефектах сенсорики наряду с вторичными симптомами возникают компенсаторные симптомы, приспосабливающие ребенка к требованиям жизни. Это происходит в силу высокой пластичности высших корковых функций и резервных возможностей центральной нервной системы.
Так у глухих способом компенсации отсутствующего слуха становится жестовая речь, а их зрение используется для «чтения артикуляции». У слепых и слабовидящих развивается способность различать приближающиеся объекты и «эффект зонда» - перенос тактильных ощущений на конец трости, а также безошибочно определять осязанием величину, форму и фактуру предмета.