Общая характеристика памяти
Тема 14
ПАМЯТЬ
Общая характеристика памяти
Теории памяти
Процессы памяти
Виды памяти
Характеристики продуктивности оперативной памяти
Приемы управления памятью
Нарушения памяти
Общая характеристика памяти
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения (рис. 1).
Функции памяти |
Отражательная функция |
Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений |
Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков |
Регулятивная функция |
Рис. 1. Функции памяти
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности.
С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).
Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:
· механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
· механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.
В отечественной психологии при изучении механизмов памяти подчеркивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).
Теории памяти
Существуют десятки гипотез, теорий, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти (таблица).
Теории памяти
Теория | Сущность теории |
Физическая теория памяти | Нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание |
Химическая теория памяти | Информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. ДНК считается носителем генетический памяти, РНК – основой индивидуальной памяти |
Биохимическая теория памяти | Запоминание носит двухступенчатый характер. На первой ступени в мозге происходит кратковременная (порядка несколько секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени – собственно биохимической – происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти |
Психологические теории памяти | В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: Ассоциативная теория памяти – если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление о всех ее элементах Гештальтпсихология –предметом изучения памяти служит целостная организация предметов и явлений – гештальт (особенно подчеркивается значение структурирования материала, доведение его до целого, организация материала при запоминании и воспроизведении) Смысловая теория памяти – на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала |
Процессы памяти
При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис..2).
Запоминание |
Сохранение |
Забывание |
Процессы памяти |
Воспроизведение |
Рис. 2. Процессы памяти
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
· сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
· то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
· то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
· то, что более связано с потребностями данного человека;
· то, что является объектом активной деятельности.
Условиями успешного произвольного запоминания выступают:
· осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
· выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
· содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
· возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
· эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:
· осознание цели запоминания;
· понимание смысла запоминаемого;
· анализ материала;
· выявление наиболее существенных мыслей;
· обобщение;
· запоминание этого обобщения.
Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.
Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).
Приемы, позволяющие улучшить запоминание |
Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов |
Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события |
Составление плана, в котором раздельно отражаются: · исходная информация (что необходимо сделать); · вопросы, подлежащие выяснению; · при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам) |
Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств |
Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание
Сохранение– процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).
|
1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90 |
III II I Прошедшее время (в днях) |
Рис. 4. Кривая забывания Г. Эббингауза:
I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении
На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоциональное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).
Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней.
Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуитивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.
Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.
Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).
Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.
Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Реминисценция мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.
Виды памяти
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).
Виды памяти |
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала |
В зависимости от характера деятельности |
В зависимости от способа запоминания |
Ультракороткая |
Смысловая |
Оперативная |
Механичес-кая |
Образная |
Словесно-логическая |
Кратковремен-ная |
В зависимости от продолжительности хранения материала |
Долговременная |
Эмоциональная |
Двигательная |
Непроизволь-ная |
Произвольная |
Рис. 5. Виды памяти
Двигательная памятьпозволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Онахарактеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.
Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать – необходимое условие психического здоровья человека.
Образная памятьпозволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта.
В этой связи в образной памяти выделяют:
§ зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
§ слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
§ вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
§ обонятельную (запах луговых трав, любимых духов. дыма от костра);
§ тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).
Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.
Словесно-логическая память на словесные стимулыотражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания
Словесно-логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.
Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.
Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти – запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.
Механическая памятьне опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
Ультракороткая память – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
– иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
– эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).
Кратковременная память –определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.
Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 с. Ее объем ограничен 5 – 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.
Долговременная памятьобусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Отбор информации, входящий в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.
Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.
Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях. Из памяти следователя с окончанием предварительного следствия многие детали по делу полностью утрачиваются, так как они теряют свое значение и актуальность.