Определение основных показателей климата
От критерия к показателям. Согласно критерию соответствия или несоответствия социально-психологического климата объективным социально-психологическим тенденциям социального и научно-технического прогресса, осуществлялся и поиск эмпирических показателей климата. В соответствии с концепцией социально-психологических тенденций научно-технической революции, изложенной нами в предыдущих работах, последние характеризуются интенсификацией, возрастанием сложности (эскалация опосредованности), персонификацией и деперсонификацией психической деятельности человека [5].
На основе анализа названных тенденций было осуществлено построение совокупности показателей социально-психологического климата коллектива, отвечающих требованиям хода научно-технического прогресса. Предельно кратко логика построения этих показателей может быть сведена к следующему.
Персонификация, рассматриваемая в качестве одной из ведущих социально-психологических тенденций НТР, сопровождается ростом духовного потенциала, самосознания и жизненных притязаний личности. Она проявляется в актуализации таких потребностей индивида, которые бы отвечали новому уровню его самосознания.
Это дает возможность говорить о трех основных группах потребностей — познавательных (потребность в самопознании и развитом самосознании), коммуникативных (потребность в духовном общении, понимании и признании), конструктивных (потребность в самовыражении, самоутверждении и творческой деятельности).
Понимаемая таким образом персонификация является одной из ведущих тенденций развития личности в условиях современной научно-технической революции.
Интенсификация психической деятельности. Развертыванию этой тенденции способствует весь ход научно-технического прогресса, и прежде всего интенсификация психической деятельности человека, которая вытекает из всего многообразия факторов, порождающих и сопровождающих современную научно-техническую революцию, — автоматизации и кибернетизации индустриального труда, наращивания промышленного потенциала и темпов производства, урбанизации с характерной для нее интенсивностью городских коммуникаций, активизации демографических и информационных процессов в обществе и др.
Интенсификация психической деятельности человека носит при этом достаточно разносторонний характер и предполагает активизацию его производственной, потребительской, коммуникативной, рефлексивной, познавательной, созидательной, репродуктивной и творческой активности.
Разносторонняя интенсификация психической деятельности человека не только предъявляет требования к его развитию. Она же одновременно способствует его развитию как активной, творческой индивидуальности, создавая условия для этого.
Постоянный рост психологических контактов и человеческих связей ведет к духовному обогащению личности. Разнообразие предметного мира, создаваемого человеком, обогащает его жизненный опыт новыми знаниями, умениями, потребностями.
Активизация личности. Таким образом, порожденная научно-технической революцией и сопровождающая ее интенсификация человеческой жизнедеятельности ведет к развитию духовного потенциала личности.
А это, в свою очередь, сопутствует развитию самосознания индивидуальности и росту потребности человека в самопознании, самовыражении и самоутверждении, которые не могут не сказаться на его образе жизни. Расширение плацдарма жизненных притязаний делает более динамичным и весь образ жизни человека, раздвигает горизонты его коммуникативных возможностей.
Внешними индикаторами этих тенденций являются показатели активности личности как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха, в использовании системы обслуживания. Но еще более существенны для нас не столько внешние проявления персонификации, сколько показатели сущностных изменений, происходящих в личности.
Есть основание считать, что этот комплекс социально-психологических сдвигов может быть в той или иной мере верифицирован посредством такого существенного показателя личностной активности, каким является механизм выбора альтернатив поведения, принятия решения, поскольку последний представляет собой фокус всей структуры саморегуляции, психической автономии индивида.
Современная научно-техническая революция больше, чем когда-либо раньше, активизирует фундаментальную основу персонификации личности — ее функцию выбора. Она постоянно ставит человека не только перед возможностью, но и необходимостью принятия многочисленных, в том числе и ответственных, решений.
Однако тот плацдарм персонификации личности, каким оказывается ее функция выбора, нельзя отнести к числу достаточно простых эмпирических показателей. Он наделен существенным внутренним противоречием. Здесь же, в неограниченной возможности и необходимости регулярного осуществления выбора, с одной стороны, и в том высоком уровне психического напряжения, которым это оплачивается, — с другой, заложена одновременно и внутренняя противоречивость самой персонификации.
Современный молодой человек примерно в 200 раз превосходит по возможностям свободного выбора профессии своего прадеда, выбиравшего профессию 100 лет назад. Однако на сегодня в мире имеется около 40 тысяч различных специальностей, получить представление о которых, необходимое для их сознательного выбора, а следовательно, и сделать выбор, не так просто.
Уже в этом избытке возможностей и вытекающем из него обязательном напряжении выбора заложен импульс, способный породить эффект, прямо противоположный персонификации, — деперсонификацию личности. Последняя в таком случае оказывается защитным механизмом, предохраняющим психику индивида от перегрузки и внутреннего дискомфорта.
В связи с этим в современной социально-психологической литературе не без основания ставится проблема готовности или неготовности человека к выбору альтернатив в критических, стрессовых ситуациях, которыми изобилует эпоха научно-технической революции.
Рост личностных притязаний. Другими, столь же существенными показателями персонификации личности являются характеристики уровня притязаний последней на ту или иную степень признания и самовыражения ее индивидуальной неповторимости и деятельности в коллективе.
Наряду с персонификацией личности существенными социально-психологическими тенденциями НТР являются, как уже отмечалось, интенсификация и усложнение (эскалация опосредованности) психической деятельности человека.
В качестве эмпирически замеримых показателей этих тенденций можно рассматривать соответственно уровень психического напряжения, а также степень обновления и неопределенности человеческой деятельности, которая растет под влиянием НТР.
Действительно, как уже отмечалось, самым непосредственным следствием интенсификации человеческой деятельности является рост ее напряженности, поскольку суть этой тенденции и состоит в том, чтобы добиваться все большего эффекта в одну и ту же единицу времени.
Интенсификация же человеческой жизнедеятельности с неизбежностью сопровождается и обновлением ее условий. Существенным фактором и структурным компонентом в процессе обновления оказывается и образ жизни человека, становящийся все более динамичным и разнообразным.
Со всем сказанным выше органически связан и показатель неопределенности, поскольку рост многообразия приводит к расширению возможностей свободного выбора тех или иных вариантов поведения, к росту уровня его вариабельности.
Избыток информации относительно многообразных вариантов возможного поведения при дефиците времени с неизбежностью усиливает эффект неопределенности. Степень неопределенности, следовательно, может служить одновременно показателем напряженности психической деятельности человека.
Эмпирические показатели тенденций НТП. Таким образом, все сформулированные выше шесть эмпирических показателей социально-психологических тенденций НТП (схема 24) — выбор, обновление, потребность признания и самовыражения, напряженность и неопределенность — так или иначе связаны с каждой из трех тенденций: интенсификацией, эскалацией опосредованности и персонификацией психической деятельности.
Схема 24.
Основные показатели социально-психологических тенденций НТП