Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию
Управление организацией осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления для менеджера является направление им сигналов или посланий своим подчиненным об их поведении, необходимом для достижения организационных целей. Используя это и получая от подчиненных обратную связь, менеджер организует, мотивирует и руководит подчиненными. Многое зависит от способности менеджера эффективно передавать и получать такие сигналы и послания, чтобы достигалось их наиболее адекватное восприятие теми, кому они предназначены. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
В переводе с латинского термин «коммуникация» ( от латинского communico) означает делаю общим, связываюсь, общаюсь.
В науке об управлении понятие «коммуникация» имеет широкую трактовку и как общение, и как функция общения и как связующая функция управления, и как способы передачи информации (коммуникативные каналы).
В узком смысле этого слова коммуникация – это обмен информацией между индивидами в процессе общения.
Если люди не смогут обмениваться информаций, они просто не сумеют работать вместе. Обмен информацией необходим при реализации любой из управленческих функций. Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях.
Поэтому не случайно менеджеры всех уровней значительную часть времени (50-90%) тратят на коммуникации.
Благодаря налаженным коммуникациям достигается чёткая слаженная работа всех структурных подразделений организации, всех её звеньев, а при её отсутствии начинаются сбои в работе.
Коммуникации в организации это сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
В этой связи выделяют внешние и внутренние коммуникации. Подробнее об этом говорится на занятиях по Маркетингу
В процессе коммуникации происходит не только передача информации, но и осуществляется воздействие одного партнера на другого. Очень важным моментом в коммуникации является понимание партнеров друг друга. Вот эти аспектам коммуникации мы с вами уделим больше внимание. От того насколько участники управленческих отношений (начальник – подчинённый, коллеги по работе) понимают друг дуга также зависит эффективность труда.
Как мы с вами знаем любое явление или вещь имеет свою структуру. Это касается и коммуникативного процесса.
Основными составляющими коммуникативного процесса являются:
· субъект, сообщающий что-либо партнеру (коммуникатор);
· партнер, которому предназначена информация;
· собственно информация – сообщение;
· цель, с которой субъект вступает в коммуникацию;
· контекст, ситуация, в которой это процесс протекает;
· обратная связь.
Схематично коммуникативный процесс выглядит следующим образом:
Идея (мысль) – Кодирование – Передача информации – Декодирование – Осмысление принятого сообщения (дать схему на доске)
Кодирование – перевод мысли в речевую или неречевую форму
Декодирование – перевод слов и невербальных знаков в значения и смыслы.
На эффективность коммуникативного процесса прежде всего влияет владение партнерами по коммуникации единой системой кодификации и декодификации.
Основные компоненты коммуникативного акта по Лассуэллу:
Кто? – Что? – Как? – Где? (Когда?) – Зачем? – Кому?
Коммуникативные барьеры: (лучше начать с беседы)
Сенсорные:
7. физические помехи (шум, большое расстояние);
8. отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители);
9. дефекты органов чувств.
Информационные:
3.недостаток информации;
4.информационная перегрузка;
5.искажение информации.
Психологические:
· недоверие к собеседнику (доверие);
· незаинтересованность в предмете разговора;
· погружённость в другие дела;
· психологическое состояние субъектов общения;
· предубеждения (стереотипы);
· убеждённость в собственной правоте;
· неуверенность в себе;
· самоуверенность;
· стремление настоять на своём;
· неумение слушать;
· неумение выражать свои мысли;
· привычка перебивать;
· наличие интереса к теме, к собеседнику;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Социальные:
· разный статус;
· ролевые ожидания (роль руководителя, роль подчинённого);
Организационные:
6.искажение информации во время её передачи, подготовки;
7.задержка информации;
Что ещё влияет на коммуникацию?
1.социальные, политические и религиозные различия;
2.различное миропонимание, мироощущение, мировосприятие.
3.предвзятые представления, склонность отвергать все, что противоречит собственным представлениям. (Мы верим тому, чему хотим верть).
Структура общения:
1. коммуникативная сторона общения – процесс приема и передачи информации.
2. Интерактивная сторона общения – обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.
3. Перцептивная сторона – процесс восприятия, оценки и понимании партнёра.
В каждом акте общения имеет место:
Коммуникация – общение
Социальная перцепция в процессе общения
Интерактивность как стратегия взаимодействия в общении.
37. Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов.
В центре внимания менеджмента — человек.
Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень открытая наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продцукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Основоположниками этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — США.