Предпосылкой и следствием творческого вдохновения является кропотливый и систематический труд
Характеризуя продуктивную деятельность в искусстве, психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что
«утверждение о том, что художественное творчество предполагает упорный, напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что
сам процесс создания значительного художественного произведения, его оформление часто является относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духовных и физических сил».
Во время вдохновения художник всецело находится во власти интуиции, он творит, не контролируя себя, не поправляя, не анализируя создаваемое им стихотворение или картину.
Поправки начнутся потом, на более «трезвую» голову.
ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА (А.Зеличенко)
1 рационалистическое творчество, источник которого — прагматически ориентированное мышление, а для оформления используются стандартные приемы;
2 формалистическое творчество, представляющее собой эксперименты с формой;
3 творчество, является оформлением комплекса впечатлений, вытесненных в подсознание;
4 духовное творчество. Показателем духовного творчества выступают, по мнению А.Зеличенко, новизна, неожиданность и вместе с тем важность для развития человечества. Духовный вид творчества устремляет творца и зрителя к постижению смысла и назначения человеческой жизни.
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА: ДУХОВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ АКТЫ
Творческий акт невозможен, если ему не предшествует духовный акт.
В творческой деятельности духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям.
Духовный и творческий процессы всегда совершаются в вертикальной плоскости, по линии «глубины», но имеют противоположную направленность.
Духовный акт предполагает «восхождение духа», его вектор направлен от «меньшего» к «большему» сознанию, посредством чего субъект приобретает духовный опыт.
Вектор же творческого акта направлен вниз, из глубины субъективного бытия к его деятельностно-практической сфере, где индивид претворяет свой духовный опытв социокультурных масштабах в виде продуктов культуры или формируя свою собственную личность.
...Художник обретает способность углубляться в предмет до тех пор, пока не откроется его сокровенное, становясь единым с изображаемым: «Чтобы нарисовать сосну, нужно стать сосной» (92-342). Это и есть духовный акт.
Когда же художник переносит пережитое в духовном опыте на холст — это есть вытекающий из него творческий акт.
И.А.Ильин метафорически так описывал данный процесс: «Предметный замысел произведения есть тот «духовный цветок, который художник увидел в просторах духа;
этот цветок пленил его,
и он взял его с собою, чтобы подобрать для него художественное одеяние и показать его в таком виде людям» (61-339).
ЦЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА — ТРИ ПОДХОДА
1 Самовыражение
В основе здесь лежит идея «искусства для искусства», когда художник не несет нравственной ответственности за воздействие своего произведения на зрителя, не имея ничего против, если продукт его творчества пробуждает низменные инстинкты, жестокость и др.
2 Отражение действительности (такой, как она есть)
3 Просвещение, воспитание чувств и т. д.
Целью искусства является «просветление, катарсис через конфликт и трагедию» Истинное искусство выполняет воспитательую функцию и всегда духоподъемно. Его центром является эстетический идеал.
В произведениях искусства воплощаются трансцендентные духовные ценности, выступающие в виде маяков, указывающих за пределы культурных горизонтов, и т.о. искусство вносит заметный вклад в социализацию и поведение индивида.
НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА — НУЖНЫ ЛИ ОНИ?
И.А.Ильин говорил о духовных границах, которые художник не вправе переходить:
«Новое искусство разрешит себе «многое», но ничего такого, что выходит за пределы духовной необходимости, ибо здесь лежит критерий дозволенного, мера допустимого: в искусстве верно и художественно только допустимое» (61-333).
/что означают «Духовные границы» и «духовная необходимость? - можно порассуждать/
ВООБРАЖЕНИЕ
Большую роль в процессе художественного творчества играет творческое воображение.
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения.
Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну.
Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер.
Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека.