Пересмотреть классификацию на более позднем этапе, если появятся противоречивые доказательства, изменятся задачи или точка зрения проектировщика на проблему
На более поздней стадии проектирования автомобильного сиденья работа от внештатных дизайнеров-консультантов перешла к штатным проектировщикам, что, естественно, должно было привести кпересмотру и переоценке проблемы и ее классификации, отчасти потому, что изменились цели, отчасти же по той причине, что проектом занялись другие люди. Для новых задач проблему следует определить в понятиях, более соответствующих именно целям проектирования автомобильных сидений, а не первоначальной исследовательской цели выявления переменных, оказывающих влияние на комфортность сидений.
Ниже приводится сравнение двух типов классификаций:
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
Соответствующие задачи исследования |
Варианты размеров тела человека Позы Варианты размеров тела человека Давление, испытываемое человеком Действия водителя Действия пассажиров Варианты размеров тела человека Позы Пространство, конструкция автомобиля Давление, испытываемое человеком Позы Материалы и производственные процессы изготовления сидений Удар Позы Доступ Конструкция автомобиля Материалы и производственные процессы Просвещение протребителя |
Проектные задачи
1. Углы сочленения частей тела
2. Контуры сиденья
3. Регулировка сиденья
4. Схема распределения давления
5. Безопасность сиденья
Проектные задачи обеспечивают возможность последовательного принятия решений без необходимости возвращаться назад. Задачи исследований предоставляют в распоряжение специалистов ряд переменных, которые можно изучать независимо друг от друга и от конкретной конструкции автомобиля.
Замечания
Миллер [117] определил таксономию как "средство классификации объектов или явлений с целью выявления полезных взаимосвязей между ними".
В данном случае мы пытаемся классифицировать полученную без какой-либо системы информацию о проблеме таким образом, чтобы между элементами одного ряда были только сильные взаимосвязи, а между элементами разных рядов — слабые. Если классификация отвечает этому требованию, она полезна, так как позволяет параллельно работать над несколькими категориями элементов с сильной внутренней связью.
Как же определить, охватывает ли та или иная классификация ряды со слабой внешней связью, состоящие из элементов с сильной внутренней связью? Это можно проверить следующим образом: взять один элемент из большого числа хорошо изученных элементов и попытаться ввести его в возможно большее число категорий. Если большинство элементов явно принадлежит только к одной из категорий и если среди них мало пограничных случаев, то такая классификация может оказаться столь же полезной, как и любая другая, которую можно составить без трудоемких исследований точных взаимосвязей между элементами. Такое тщательное исследование невозможно выполнить без предварительного
опробования многих приближенных классификаций и концепций, которые постепенно уточняются или отбрасываются. Поэтому на этом этапе бессмысленно ставить слишком большие задачи выявления взаимно исключающих друг друга категорий, какие составляются, например, для классификации небесных тел на основании вычисленных расстояний, скоростей и температур. В начале разработки новой проектной проблемы мы скорее напоминаем астрологов, чем астрономов, и должны довольствоваться относительно произвольными категориями, польза которых примерно соответствует пользе названий созвездии и планет.
Миллер полагает, что классификация становится затруднительной, когда число категорий становится более 15-20. и рекомендует ограничиться всего лишь несколькими категориями. Если требуется использовать более 12 категорий, следует выделить из них главные. ; второстепенные перевести в разряд субкатегорий, как показано на рис. 11.12.
При составлении классификации большую роль играет субъективный фактор (гл. 5), поэтому ее нельзя выполнить должным образом, если над ней будут работать вместе несколько специалистов. Целесообразнее, чтобы несколько человек занимались этим самостоятельно, а затем главный специалист, ответственный за проект, выбрал ту классификацию, которую он считает наилучшей. Любая классификация, отвечающая как собранным данным, так и субъективной точке зрения специалиста, который будет работать с ней, может служить хорошей основой для достижения соответствия между проектируемым объектом и средой. Не может быть "нал-
11.8 Классификация проектной информации
лучшей" или "правильной" классификации, но может быть очень много неэффективных классификаций.
Применение
Эта методика может оказаться ненужной в тех случаях, когда проектная ситуация хорошо знакома и понятна. Но она дает возможность сэкономить массу времени при решении неизученных проблем, так как обязывает всех заинтересованных специалистов привести свои взгляды на проблему в соответствие с действительным положением дел уже на самом раннем этапе работы. Это значительно уменьшает опасность выбора абсолютно неверного направления работы и полного упущения значительных аспектов проблемы.
Надежным способом глубокого проникновения в незнакомую сложную проблему является классификация противоречий и несоответствий, выявленных во время изучения проектной ситуации.
Обучение
Любой специалист может научиться клас-
сифицировать данные, даже не имея опыта в области таксономии, если у него достаточно выдержки и имеется четкое представление о том, как будет использоваться классификация. Однако "четкое представление" о последующем использовании может в новой проектной ситуации оказаться недоступным никому, кроме специалиста, отвечающего за последующие действия.
Вполне вероятно, что одни специалисты проектной группы смогут значительно лучше, чем другие, справиться с классификацией данных, которые на первый взгляд не поддаются никакому упорядочению.
Стоимость и время
На классификацию набора карточек может потребоваться день или два, а затем на обдумывание и поиск независимых категорий может уйти еще одна-две недели.
Библиография
Джонс, Грей и Уорд [116], Миллер [117].
Метод
12.1. Контрольные перечни
12.2. Выбор критериев
12.3. Ранжирование и взвешивание
12.4. Составление технического задания
12.5. Индекс надежности по Квирку
Цель
Дать проектировщикам сведения о требованиях, которые были признаны релевантными в аналогичных ситуациях.
Установить критерии приемлемости проектного решения
Сравнить ряд альтернативных проектных решений, используя общую шкалу измерения
Описать приемлемый конечный результат предстоящего процесса проектирования
Позволить неопытным проектировщикам выявить ненадежные элементы без испытания всей конструкции
Глава 12
-
Методы оценки (конвергенция)
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)
5. Вентиляция
5.1. Естественное вентиляционное отверстие — окно
5.2. Естественное вентиляционное отверстие — отдушина
5.3. Необходима принудительная вытяжная вентиляция из комнаты
5.4. Необходима принудительная вытяжная вентиляция от оборудования
5.5. Желательна приточная вентиляция воздуха
5.6. Необходимо кондиционирование воздуха (регулирование охлаждения и влаж
ности)
5.7. Необходима очистка воздуха (от пыли и бактерий)
5.8. Необходима независимая регулировка
6. Звук
6.1. Желательно регулирование наружного шума
6.2. Желательно регулирование шума внутри помещения
6.3. Необходима изоляция всех источников шума
6.4. Необходима изоляция всех источников вибрации
7. Нагрузка, создаваемая оборудованием
7.1. Только оборудование с небольшим весом
7.2. Относительно легкое оборудование (8,9.. .14,9 кПа)
7.3. Тяжелое оборудование (14,9. . .29,8 кПа)
7.4. Свыше 29,8 кПа с весьма значительными концентрированными нагрузками
7.5. Оборудование с движущимися деталями, создающими вибрацию или очень
большие ударные нагрузки
8. Размер оборудования
8.1. Оборудование, требующее увеличения размера дверей по крайней мере вдвое (1500x2100 мм)
9. Коммуникации
9.1. Городская телефонная линия
9.2. Внутренняя линия - служебная связь в учреждении
9.3. Вызов персонала 9.3.1. Звуковой
9.3.2. Визуальный
9.3.3. Селектор
9.4. Внутренняя пневматическая почта
9.5. Радиофикация здания
9.6. Телевидение/радиовещание
Пример 2 |
Перечень вопросов, на которые надо ответить при проверке качества и надежности конструкции деталей авиационных двигателей (составлено по Маркхэму [119] и приводится с разрешения Института инженеров-механиков).
конструкции цель введения нового устройст- |
1. О ц е н к а
Какова ва?
Это новая проблема? Имеется ли устройство, которое можно использовать в существующем виде или с соответствующей модификацией? Каковы существующие официальные нормативы?
Имеется ли полезная релевантная информация конкурирующих фирм? Не является ли это просто усовершенствованием существующего устройства?
Каковы в этом случае новые требо! Не следует ли воспользоваться этой в< можностью для введения также других изменений?
Если предлагается модифицировать существующее устройство, то каковы новые условия эксплуатации по сравнении* с теми, для которых оно было первоначально создано?
с п е ц и а- |
2. Консультации по льным проблемам
Обсуждались ли специальные аспекты проблемы с авиаконструктором, инженерами по прочности, специалистами по системам обслуживания, по инженерным программам снижения стоимости изделий, по аэродинамике, по надежности, по проектированию оснастки, по безе пасности (для управляемых снарядов) и т.д. и т.п.?
12.1 Контрольные перечни
Передана ли вся релевантная информация экспертам?
Может ли что-то быть неправильно понято?
Правильно ли поняты советы экспертов? Конструктор несет окончательную ответственность и должен как можно тщательнее проверить всю информацию.
3. Соответствие официаль
ным стандартам и фирмен
ным нормалям
Соответствует ли проект официальным стандартам и фирменным нормалям и т.д.?
Имеются ли другие проектные требования9
4. Напряжения
Каковы основные механические напряжения в конструкции? Имеются ли в соединениях консольные детали, способные вызвать вибрацию? Будет ли тепловое расширение вызывать напряжения? Учтены ли временные напряжения, возникающие в результате увеличения температуры? Если конструкция разрушится, то в каком месте?
5. И з г о т о в л е н и е деталей
Какова технология производства деталей?
Можно ли ее упростить? Может ли использоваться имеющаяся оснастка?
Оправдано ли применение деталей, трудно поддающихся механической обработке, или использование дорогостоящих материалов?
Можно ли применить полностью управляемую автоматами сварку?
6. С б о р к а
Стыкуются ли детали? Возможно ли неправильное соединение трубопроводов?
Возможна ли неправильная установка односторонних клапанов? Можно ли путем контроля проверить правильность и точность сборки? Например, если опорный подшипник установлен неправильно, можно ли обнаружить это визуально без его демонтажа''
Предусмотрены ли там, где это необходимо, специальные инструкции?
7. Демонтаж
Предусмотрены ли простые экстракторы?
Учтено ли влияние коррозии и нагара? Не вызовет ли затруднений заедание резьбы и т.п.?
Не возникнет ли авария из-за деформации или износа?
Можно ли выполнить частичный или полный осмотр и ремонт данного узла без демонтажа других узлов и без риска уронить в них детали или инструменты?
8. О б с л у ж и в а н и е и ремонт
Будет ли обеспечен к узлу доступ после его монтажа?
Не требуется ли подъемное приспособление и предусмотрены ли для него места доступа?
Можно ли заменить узел без регулировки или без стендовых испытаний? Учтена ли возможность ношения оператором арктической одежды и толстых перчаток9
Достаточно ли прочен узел, чтобы механик мог опереться на него ногой или рукой?
Не может ли слабое крепление обтекателя быть лишь по видимости прочным? Можно ли уменьшить коррозию и износ? Нужны ли бороскопические отверстия?
9. Анализ дефектов
Может ли небольшой дефект привести к серьезному отказу?
Не может ли отвернуться гайка или срезаться головка заклепки и попасть во впускное сопло?
Может ли механизм управления заклиниться из-за попадания в него инородного тела?
Как может система выйти из строя, что на это укажет и каковы будут результаты?
Может ли она выйти из строя, не создавая опасности для людей?
10.Опасность возгорания
Что может загореться? Возможна ли утечка масла или топлива? Можно ли обнаружить возгорание? Можно ли отключить подачу топлива? Имеется ли источник возгорания? Повредит ли вынужденная посадка на фюзеляж систему подачи топлива или масла?
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)
11.Зазоры
Можно ли увеличить зазоры, не ухудшая качества конструкции? Приведут ли накопленные ошибки в допусках и производственные ошибки к отказам? Насколько зазор будет уменьшен при:
а) временном дифференциальном расши
рении?
б) нормальных рабочих напряжениях?
в) высоких гравитационных нагрузках?
12. Коррозия
Находятся ли разнородные металлы в контакте друг с другом в условиях влажности?
Подвергается ли материал коррозии при рабочих напряжениях и температурах? Будет ли защитное покрытие разрушаться при эксплуатации или сборке, при использовании гаечных ключей и т.д.? Можно ли поврежденные участки исправить во время эксплуатации? Имеются ли карманы, в которых может накапливаться влага? Возможно ли интергранулярное проникновение плакировочного слоя при нормальных рабочих температурах или при температурах, возникающих в случае небольших повреждений?
13.Термообработка
Учтены ли полностью все условия эксплуатации?
Не превышает ли температура закалки максимально допустимую температуру? Достаточен ли запас прочности, чтобы противостоять местным концентрациям напряжения?
14. Использование стандарт
ного оборудования
Имеются ли стандартные спецификации? Проведены ли консультации с поставщиком?
Можно ли использовать оборудование должным образом?
Хорошо ли читается шильдик с инструкцией на оборудовании? Возможен ли доступ к оборудованию после его установки?
15. Восстановление и ремонт
Можно ли восстановить дорогостоящие детали при их износе или поломке? Есть ли место для установки вкладышей с резьбой?
12.1 Контрольные перечни
Какова теплостойкость?
Каковы антикоррозийные свойства?
и т.п.
20. Сравнение с другими конструкциями
Сравнили ли данную конструкцию с существующими? Легче ли данная конструкция? Более ли она надежна? Дешевле ли она? и т.д.
21.Соответствие современным требованиям
Проверено ли, не изменились ли проектные требования и условия окружающей среды с того времени, когда началась работа над проектом? Не сделал ли отдел эксплуатации какие-либо замечания в последний момент? Не появились ли новые информационные материалы?
Пример 3
Перечень вопросов, на которые следует ответить при планировке рабочего места (из работы Джонса [66] ; печатается с разрешения военного ведомства Великобритании) .
1. Каковы цели и задачи потребителя?
2. Путем каких действий потребитель бу
дет стремиться к достижению этих целей.
s'. Какие действия могут вызвать утомление?
10. Какие действия требуют макси
мального напряжения соответствующих
мышц, а какие — лишь легкого усилия?
11. Для выполнения каких действий тре
буются неудобные захват или поза, что
значительно снижает максимальные уси
лия мышц или уменьшает зону досягае
мости?
12. Какие действия выполняются в неу
добном положении или направлении от
носительно положения тела человека?
13. До какой степени движения тела че
ловека соответствуют выполнению дейст
вия с требуемой эффективностью и без
заметного неудобства?
14. Встретятся ли потребители с незнако
мыми для них действиями или у них уже
будет большой опыт в их выполнении?
15. Познакомится ли значительная часть
потребителей впервые с новым обору
дованием и не испытают ли они чувство
разочарования при сравнении с обору
дованием, хорошо знакомым им по дли
тельному опыту?
16. Ожидают ли потребители от нового!
оборудования большого комфорта и
удобства и представляет ли это для них
особую ценность или же они согласны
терпеть значительные неудобства и дис
комфорт?
Замечания
В настоящее время контрольные перечни — самое простое и приносящее непосредственную пользу средство решения проектных задач. Они составляются, исходя из предположения, что требования, которые не были учтены ранее, не будут учтены и впоследствии. Как правило, так и получается, когда новые специалисты начинают работать над обычными проектными проблемами. Так же бывает и в тех случаях, когда повышается уровень требований к комфортности, надежности, простоте обслуживания и т.д., и проектировщики нуждаются в указаниях по возникающим вопросам, чтобы выяснить новый уровень требований. Каждый из приведенных выше примеров относится именно к последнему случаю.
При составлении перечней могут возникнуть следующие трудности:
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)
а) Время, необходимое на то, чтобы прочитать и обдумать все вопросы в длинном перечне, может значительно превысить общее время, отведенное на проектирование. Составители подобных перечней пытались избежать этого путем сохранения в них только достаточно общих вопросов, оставив на долю проектировщика формулирование при необходимости более частных вопросов. Второй путь - это составление длинного перечня таким образом, чтобы проектировщик мог быстро выбрать вопросы, имеющие отношение к проблеме, над которой он работает. Это можно сделать, снабдив перечень сетевой схемой и указав, какое из многих ее ответвлений имеет отношение к данной проблеме. Это лучше всего сделать с помощью индексных карт, перфокарт или ЭВМ. Пауэлл [118} показал эффективность
этого способа для разработки всеобъемлющего руководства по учету акустических требований при проектировании конторских помещений со свободной планировкой.
б) Перечни основаны на допущениях, которые скорее уводят проектировщика от нового творческого решения, чем приближают к нему. Эта опасность всегда присутствует при любой попытке перенести соображения, касающиеся одной ситуации, на другую ситуацию. Этого можно избежать путем сравнения допущений, на которых основан перечень, с теми, которые проектировщик считает оправданными. Если, например, архитектор проектирует телефонную сеть в аэропорте, он может сравнить свои допущения с предпосылками, приведенными выше в примере 1:
Заметив эти несоответствия в допущениях, проектировщик может спроектировать телефонную сеть, в которой не будет будок. Если бы он воспользовался перечнем некритически, он мог бы спроектировать дорогостоящие телефонные будки с акустической изоляцией, а результат был бы не лучше, чем размещение телефонов на достаточно далеком друг от друга расстоянии.
Несмотря на указанные недостатки, а возможно, и на некоторые другие, контрольные перечни необходимы в ряде проектных ситуаций. Однако проектировщики, вероятно, пренебрегут даже хорошим контрольным перечнем, если он не будет принят также их руководителем или заказчиком в качестве технических условий для проверки приемлемости или неприемлемости разработанных проектов.
Применение
Для многих проектных проблем имеется достаточное количество прогнозируемых заранее требований, которые неиз-
вестны проектной группе, что оправдывает составление по крайней мере краткого контрольного перечня. Важно, чтобы контрольные вопросы имели самое непосредственное отношение к критериям, по которым будет оцениваться приемлемость проекта.
Обучение
Научиться использовать контрольный перечень нетрудно — необходимо лишь соответствующее желание.
Стоимость и время
Использование, а не просто чтение контрольного списка может значительно увеличить время и стоимость разработки проекта. Необходимо ограничить степень детализации, чтобы стоимость использования перечней была меньше, чем убытки от их неиспользования. Длинные перечни могут включать некоторые оценочные вопросы, предназначенные для определения размеров этих убытков; таковы, например, вопросы 14—16 в примере 3.
12.2 Выбор критериев
Библиография
Джонс [66], Маркхэм[1191, Пауэлл [118].
12.2.Выбор критериев Цель
Установить критерии приемлемости проектного решения.
План действий
1. Сформулировать задачу, которой дол
жно отвечать приемлемое проектное ре
шение.
2. Охарактеризовать "гарантирующее ус
пех" направление работ по данной задаче.
3. Изучить имеющиеся данные о влиянии
отклонений от сформулированной задачи
и определить условие, соответствующее
"области гарантированного успеха" в зо
не между приемлемым и неприемлемым
решениями.
4. Выбрать в качестве критерия простей
шую меру, надежно указывающую, лежит
ли проект в "области гарантированного
успеха".
5. Повторить действия пп. 1—4 для каж
дой задачи.
Пример
Определить критерии, указывающие на дискомфортность автомобильных сидений. Этот пример взят из исследования, проведенного автором и его коллегами по инициативе и при поддержке фирмы "Кокс оф Уотфорд Лтд" (ныне "Кокс оф Ноттингем", Англия), изготовляющей автомобильные сиденья (Джонс также соответствующий при-1. 11.8).