Профессиональная адаптация сотрудников
Адаптация – процесс со сложной структурой, включающей следующие взаимосвязанные аспекты:
- организационный;
- социально-психологический;
- профессиональный.
Адаптация является одним из критериев эффективности предприятия и оказывает влияние на способность фирмы производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами человеческих, временных, информационных и др. ресурсов производства.
Адаптация означает включение личности в новую для нее предметно-вещевую и социальную среду. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними pаботник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.
Выделяют адаптации:
первичную - происходит при первоначальном вхождении молодого человека в трудовую деятельность;
вторичную - связана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).
По характеру включения работника в изменившуюся трудовую среду адаптация может быть: добровольной; вынужденной (в основном по инициативе администрации).
Структура трудовая адаптации:
1. Психофизическая адаптация - это процесс освоения совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда.
2. Социально-психологическая адаптация - это включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
3. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессиональных качеств, в развитии положительного отношения работника к своей профессии.
Согласно классификации работников по категориям, персонал состоит из двух основных частей: рабочих и служащих.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две основные части:
- основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
- вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результат труда производственного персонала – продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, продукты питания и т.п.). Поэтому качество и количество труда, как и квалификацию данной категории персонала, достаточно легко измерить.
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов, главное различие между ними - наличие или отсутствие подчиненных. Основной результат их труда - изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее приемлемого варианта - реализация этого варианта и контроль исполнения решений.
Диагностику объективных критериев адаптации этой категории персонала достаточно тяжело осуществить в количественных показателях, допускающих возможность их сравнения и сопоставления. Наиболее целесообразно в данном случае применение метода экспертных оценок. Мы рассмотрим две методики - методику групповой оценки личности (ГОЛ) и модифицированный вариант методики экспертной оценки личности (МЭОЛ). Обе методики имеют общий принцип, хотя и отличаются в деталях обработки и представления данных.
Многолетние исследования отечественных психологов позволили сформулировать следующие критерии адаптации работников. Критерии к профессиональной и социальной адаптации были разделены на две группы - объективные и субъективные.
Объективные критерии профессиональной адаптации:
- количество и качество труда (производительность труда и процент брака);
- производственный разряд, т.е. уровень квалификации;
- уровень трудовой дисциплины.
Субъективные показатели профессиональной адаптации:
- удовлетворенность своей специальностью;
- установка на продолжение работы по специальности.
Для социальной адаптации объективным критерием является степень участия сотрудника в коллективных мероприятиях, а в качестве субъективного - степень удовлетворенности взаимоотношениями в группе и наличие установки на продолжение работы в ее составе.
Оценка объективной адаптации сотрудника.
Описание блоков качеств:
1. Отношение к другим - выявляется на основе измерения отзывчивости и тактичности; в целом это проявление доброжелательности личности. Низкий балл по данному блоку указывает на неуважительное отношение к другим, высокомерность и т.д.
2. Отношение к работе - выявляется на основе измерения дисциплинированности и исполнительности; в целом дисциплинированность и исполнительность являются показателями ответственного отношения к должностным обязанностям. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на необязательность, неорганизованность и т.д.
3. Профессионализм - выявляется на основе измерения профессиональных знаний и умения применять основные нормативные документы по специальности; в целом они показывают хороший уровень обучаемости человека. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на недостаточный уровень проявления интеллектуальных способностей, трудности в обучении.
4. Творческий подход к работе - выявляется на основе измерения инициативности и умения логично мыслить. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на стандартность, шаблонность мышления и безынициативность в работе.
5. Нравственность - выявляется на основе измерения порядочности и совестливости; в целом порядочность и совестливость лежат в основе ориентации человека на общепринятые нормы поведения. Косвенно может указывать и на законопослушность. Низкий балл по данному блоку качеств указывает на избегание ответственности, необязательность в плане соблюдения норм и законов.
6. Самоконтроль - выявляется на основе измерения уравновешенности и адекватности реагирования на критику; в целом это показатель способности человека регулировать свое поведение согласно общепринятым нормам, эмоциональной устойчивости, обдуманности поведения. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на конфликтное поведение в социуме, импульсивность, эмоциональную неуравновешенность, обидчивость.
7. Интегральный балл. Это обобщенный объективный показатель профессиональной и социальной адаптации работника. Если сотрудник занимает руководящую должность, то интегральный балл косвенно указывает на уровень его управленческих способностей.