Оюмюпжешживртхсклпахишдаглошгиакуцваг
Обработка результатов: По завершении опыта приступают к обработке полученных данных следующим образом. По каждой минуте основного опыта индивидуально подсчитывают общее количество букв, подлежащих вычеркиванию, пропуск букв, подлежащих вычеркиванию, и количество других, ошибочно вычеркнутых знаков. Суммируют эти данные по 1-й и 3-й минуте, а затем —по 2-й и 4-й минуте. Вычисляют показатели устойчивости внимания для 1-й и 3-й, 2-й и 4-й минуты. Для этого необходимо определить процент правильно зачеркнутых знаков ко всему количеству букв, которые содержатся в просмотренной за данные минуты таблице, предварительно вычтя из общего количества правильно зачеркнутых знаков, число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых букв. При таком способе обработки полученных данных можно исходить из следующих норм устойчивости внимания, выраженных в процентах: очень хороший показатель — 81 —100; хороший показатель— 61—81; средний показатель — 41—60; плохой показатель — 21—40. Для устойчивости внимания особенно симптоматичен показатель в отношении 2-й и 4-й минуты, в течение которых на испытуемых воздействовал побочный раздражитель.
Опыт 2. Материал: Корректурная таблица Анфимова, представляет собой стандартный бланк, на котором размещено 20 строк беспорядочно построенного набора из 10 букв русского алфавита НОСМКАЛВЕР. В каждой строчке 60 знаков. Апериодичность расположения заданных знаков, насыщенность отдельной строки «лишними» знаками, однообразие знакового материала, отсутствие дополнительных смысловых ориентиров и большое количество строк, однообразно размещенных по всему полю корректурной таблицы – все это требует от испытуемого особого внимания
Ход выполнения: Получив по одному бланку корректурной таблицы, испытуемые получали инструкцию:
Инструкция: После команды «Начали» просматривайте каждую строчку таблицы слева направо, зачеркивая каждую букву «с» и подчеркивая «е». Через каждую минуту по команде «Черта» в том месте, где Вы в этот момент просматриваете буквы, ставьте вертикальную черту и продолжайте работать дальше. Задание старайтесь выполнять как можно быстрее, не допуская при этом ошибок.
Обработка результатов: Показатель устойчивости внимания вычисляется по формуле: Q =S²/ (t+m+b), где Q- показатель устойчивости внимания; S-число просмотренных строк; t-число пропущенных строк; m -число пропущенных букв; b – число ошибочно вычеркнутых букв.
3. Изучение концентрации и устойчивости внимания методом корректурной таблицы с кольцами Ландольта☼
Цель: Исследование концентрации и устойчивости внимания методом корректурной таблицы с кольцами Ландольта.
Материал: корректурная таблица с кольцами Ландольта (см. образец).
Ход выполнения: Испытуемым раздаются корректурные таблицы.
Инструкция: «Перед вами корректурная таблица; после того как будут названы и записаны на доске два знака, необходимо, просматривая таблицу строка за строкой слева направо, вычеркнуть как можно быстрее и без ошибок указанные знаки. Через каждые 30 с будет произноситься слово «Черта». В этот момент надо провести вертикальную черту между знаками в просматриваемой строке и продолжать выполнять задание. По сигналу «Стоп!» следует закончить задание и провести две черты после знака, просмотренного последним».
Экспериментатор записывает знаки на доске и произносит последнюю фразу инструкции: «Кольца, разъединенные в местах, соответствующих цифрам 5 и 11 на циферблате часов, зачеркнуть!». Последний слог слова «зачеркнуть» — сигнал к началу работы.
Опыт длится 2 мин. Через каждые 30 с экспериментатор произносит слово «черта», а по истечении 2 мин — «стоп», «две черты».
Обработка результатов: Показатель сосредоточенности (концентрации) внимания определяют по формуле: Е=S∙(∑ : ∑+0), где s — число просмотренных знаков, ∑— число правильно зачеркнутых знаков, а 0 — число пропущенных знаков.
Показатель устойчивости внимания есть отношение показателя сосредоточенности, рассчитанного по той же формуле, в период второго 30-секундного отрезка опыта к показателю сосредоточенности в четвертый, т. е. последний, период. Чем больше отклоняется полученный результат от единицы, тем внимание менее устойчиво.
Показатели сосредоточенности и устойчивости внимания вносятся в протокол.
4. Изучение избирательности внимания Мюнстенберга ☺☺
Цель: Изучение избирательности внимания методом корректурной пробы.
Материал: Бланк, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита. На каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например: радость, дом и т. п.). Для регистрации времени выполнения задания необходим секундомер. Для записи результатов опыта полезно заранее подготовить форму для протокола
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч якгшгцкпрокурорстабюётеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхёюждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщахьвафыапролдблюбовьафырпл ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджььхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыпувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщируцтргшщтлроснованиезщдэрке нтаопрукгвсмтрпсихиатриябилмстчьйфясмтзацэъагнтзхт |
1. Ход выполнения:Экспериментатор предлагает испытуемому найти эти слова среди букв и подчеркнуть их, начиная с первой и заканчивая последней. Слова имеют разный смысл, разную степень обобщенности. Испытуемый должен как можно быстрее найти слова. Экспериментатор фиксирует
· время выполнения задания,
· общее количество подчеркнутых испытуемым слов;
· количество пропущенных слов;
· количество неправильно подчеркнутых слов;
Инструкция: На листе напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть слова в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо найти эти слова среди букв и подчеркнуть их, начиная с первой и заканчивая последней. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполнять быстро и точно.
Обработка и интерпретация результатов: Успешность (A) оценивалась по формуле A = B + T, где где с – общее количество выделенных слов, m - количество ошибочно выделенных слов; n - количество пропущенных слов; T - поправка на время.
Время выполнения, c | T, баллы |
+2 | |
122-209 | +1 |
209-385 | |
385-473 | -1 |
473-561 | -2 |
561-649 | -3 |
649-737 | -4 |
737-825 | -5 |
-6 |
Необходимо проанализировать индивидуальные данные со среднегрупповыми результатами и сделать вывод об индивидуальных особенностях избирательности внимания.
Тест "Пиктограмма"
Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С.Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р.Лурия.
Задание 1.
Цель задания: выявление особенностей невербальных представлений вербального материала.
Материал: у испытуемых - чистый лист бумаги, карандаш, ластик; у экспериментатора - секундомер, перечень слов и словосочетаний для запоминания.
Способ выполнения: методику можно применять при групповом и индивидуальном обследовании.
Ход выполнения работы:
1. Испытуемым выдаются чистые листы бумаги (стандартного формата и одинаковые для всех), карандаши и ластики.
2. Экспериментатор доводит до сведения испытуемых инструкцию.
Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить, однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова».
3. После объяснения инструкции зачитываются слова поочередно с интервалом не более 30с. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, который записывается испытуемым, а затем уже выполняется рисунок.
4. Каждое слово должно произноситься четко и без искажений, чтобы не повторять его несколько раз.
5. После завершения предъявления слов (словосочетаний) и изображения пиктограмм студенты обмениваются между собой листами с рисунками.
Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм
Вариант 1. Веселый праздник. Радость. Гнев. Мальчик-трус. Отчаяние. Общительность. Пластичность. Быстрый человек. Скорость. Печаль. Любовь. Глухая старуха. Артист. Теплый ветер. Импульсивность. Энергичность. Легкость речи. Решительность. Сила воли. Дар предвидения. Успех. Страх. Смелость. Эрудит. Сильный характер. Подвижность. Дружба. Развитие. Агрессивное поведение. Хороший руководитель.
Вариант 2. Веселый праздник. Тяжелая работа. Развитие. Вкусный ужин. Смелый поступок. Болезнь. Счастье. Разлука. Ядовитый вопрос. Дружба. Темная ночь. Печаль. Справедливость. Сомнение. Теплый ветер. Обман. Богатство. Голодный ребенок. Отчаяние. Сердитая учительница. Глухая старуха. Мальчик-трус. Неизвестное. Страх.
Обработка результатов.Обработка результатов опыта выполняется на основе анализа рисунков пиктограмм: количество пиктографических рисунков абстрактных, символических, конкретных, сюжетных, метафорических.
Интерпретация результатов.При обработке и анализе пиктограмм следует руководствоваться следующим. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.
Абстрактные - изображения в виде линий, по которым невозможно описать содержание.
Знаково-символическое - изображение в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.
Конкретные - изображения конкретных предметов, например, часы, автомобиль, и именно в тех случаях, когда это изображение одного, а не нескольких предметов, связанных определенным смыслом (это уже носит название сюжетных изображений).
Сюжетные - изображения объекта в выразительной позе или ситуации (например, человек, стоящий на коленях, а из его глаз льются слезы); два или несколько участников ситуации и т.д.
Метафорическое - изображение, в котором содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п. Например, на словосочетание "глухая старуха" выполнена пиктограмма, в которой содержалось изображение старушки, вокруг которой ножки на каблучках, она уже не слышит их цокота, или на слово "дружба" - три мчащихся в одной упряжке коня, головы каждого из них направлены в разные стороны, однако это не мешает им мчаться в одной упряжке.
На основании анализа выполнения рисунков-пиктограмм можно также выделить следующие три группы используемых изображений.
Группа А: в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать "мыслители".
Группа В: в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать "реалисты".
Группа С: в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать "художники".
Задание 2.
Цель задания:оценка продуктивности опосредованного запоминания.
Материал:рисунки пиктограмм, выполненные при выполнении первого опыта.
Способ выполнения:методику можно применять при групповом и индивидуальном обследовании.
Ход выполнения работы.
1. Каждому студенту возвращается лист с выполненными им в ходе первого опыта пиктограммами.
2. Экспериментатор предлагает студентам воспроизвести слова (словосочетания) для каждого рисунка (сделать подпись к пиктограмме).
При этом воспроизведение предъявленного словесного материала выполняется не ранее чем через один час.
Обработка результатов.В ходе обработки необходимо определить число правильно воспроизведенных слов и словосочетаний для оценки продуктивности опосредованного запоминания, а также указать общее количество воспроизведений, количество ошибок при воспроизведении (например, часто искажают словосочетание "мальчик-трус", воспроизводя "трусливый мальчик", что считается ошибкой, неточностью) и количество воспроизведений, выполненных без искажений.
Интерпретация результатов. На основании анализа воспроизведения вербального материала с помощью пиктограмм можно выделить следующие группы:
1 группа: лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания вербальный материал;
2 группа: лица, которые воспроизводят предъявляемый материал полностью, однако с искажениями;
3 группа: лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.
На основании полностью заполненного протокола дать характеристику исследуемому испытуемому о его индивидуальных особенностях невербальных представлений вербального материала и продуктивности его опосредованного запоминания.