Е-mail: [email protected]


[1] Иеромонах Илларион (Алфеев). Православное Богословие на рубеже столетий, стр. 374.

[2] 3 Царств, 19; 12.

[3] Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве, стр. 101.

[4] Протоиерей Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство, изд. "Свет Православия", 1997 г., стр. 43.

[5] Фрустрация — разочарование, "крушение надежд".

[6] Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия, гл. 11.

[7] Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Изд. Паломник, 2000г., стр. 32-33.

[8] Митр. Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви. Диалог верующего с неверующим. Серия бесед, прозвучавших в религиозной программе Би-би-си на русском языке в 1972 году.

[9] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта, «Рагогъ». 1993 г., стр. 55.

[10] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., «Рагогъ», стр. 56.

[11] Идеи этой главы взяты из лекции Сергея Филинова "Ответ­ственность как ключевой элемент продвижения к профессионализму и духовности".

[12] Нередко — на дьявола, "искушения". К сожалению, многие религиозные люди не осознают, что бесконечным повторением этих слов они привлекают повторяемое в свою жизнь, «потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит. 23, 7).

[13] Святейший Патриарх Алексий II. Пастырское служение в современном мире. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25.03. 2003 г.

[14] Митр. Антоний Сурожский. Войду в дом Твой. Встреча с Богом Живым.

[15] Митр. Антоний Сурожский. Войду в дом Твой. Встреча с Богом Живым.

[16] «Матрица: Перезагрузка». Сценарий А. и Л. Вачовски.

[17] Митр. Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви.

[18] Святитель Иоанн Златоуст. К враждующим против монахов. Слово третье. К верующему отцу.

[19] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа третья.

[20] Григорий Богослов. Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всяком месте может рассуждать о Боге.

[21] Святитель Григорий Двоеслов. Беседа VI.

[22] Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Изд. Паломник, 2000 г., стр. 39-40.

[23] Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия, 6, 8.

[24] Это может быть комплекс неполноценности, вложенный в сознание человека с детства, а может быть то, что внушила в процессе воцерковления "одна женщина в церкви" или батюшка, неоднократно убеждающий с амвона, что самое главное — чувствовать себя ничтожеством, всегда помнить об этом.

[25] Для верующего Богу и исполняющего Его заповеди человека последний Суд не страшен, ведь «Страшный Суд не есть ли встреча с Богом?», — как сказал армянский христианский поэт Григор Нарекаци.

[26] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., «Рагогъ», стр. 56.

[27] Митрополит Сурожский Антоний «Берегитесь, братья мои, священники». О злоупотреблениях в духовнической практике, НГ-Религии 11.08.99.

[28] Вспомните мудрую народную пословицу: «Глаза боятся, а руки делают».

[29] На самом деле ничего подобного здесь нередко вовсе не происходит. Под послушанием многие подразумевают чувство защищенности, осознание того, что духовник о тебе заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник это сделает за тебя и т.п. Но стоит духовнику начать указывать на реальный повод для того, чтобы начать работу над своей душой, поднимается буря возмущения, обиды, негодования. Очень печальный факт: нередко приходские конфликты возникают потому, что священник отказывается играть ту роль, которую отводят ему его благочестивые прихожане, выходит из под их водительства, начинает пастырствовать самостоятельно, руководствуясь Словом Божиим и своей совестью, памятуя слова Апостола Павла «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10).

[30] Прот. Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство. Свет Православия. 1998, с. 36.

[31] Прот. Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство. Свет Православия. 1998, с. 36.

[32] Ин. 15, 12.

[33] О.В. Решетников. Кто хочет быть первым... Ортодокс // 2002. № 1.

[34] Творения Святого Ефрема Сирина. — Сергиев Посад: тип. Лавры, 1907. 400 с. стр. 270.

[35] То есть игнорирование чина, установленного порядка взаимоотношений между старшими и младшими, начальниками и подчиненными. По моему глубокому убеждению, бесчинство, неуважение к власти, непочтение к старшим, является одной из основных причин душевной неустроенности, безволия, экономической и психологической разрухи, так характерных современной российской жизни.

[36] Предвижу ропот возмущенных мам и пап. Сказанное имеет смысл в определенных контекстах. Родительская мудрость, желающая блага ребенку, подскажет вам, как благоразумнее поступить в вашей ситуации. Но если все же вы решите, что лучше «спасать», бежать на помощь, посмотрите на ситуацию в контексте этого предостережения.

[37] Один из последних случаев из пастырской практики. Юноша двадцати лет, постоянно упрекаемый своими родителями тем, что он сидит у них на шее, да еще и постоянно приводит в дом свою подругу, с которой не спешит вступать в юридически оформленный брак, после очередного конфликта уходит из дому, оставляя записку. Родители-«спасатели» кидаются на поиски, чтобы немедленно вернуть сына под крышу отчего дома! Но у молодого человека хватило благоразумия не оставить координаты своего местопребывания. Через полтора месяца он нанес визит своим родителям, прежде всего попросив прощения за все принесенные огорчения, затем сообщив, что снимает квартиру, в которой живет со своей подругой, устроился на работу, чтобы самому зарабатывать себе на жизнь.

Представляете, чем бы все закончилось, если бы родителям удалось разыскать его и вернуть домой? — Тем, что все вернулось бы на круги своя. В этом случае представления об ответственности у родителей оказались значительно более ограниченными, чем у сына, решившего самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

[38] Возникает впечатление, что православные люди знают об антихристе больше, чем он сам о себе. Один протоиерей не без иронии сказал на проповеди, что скорее всего антихристу, прежде чем воцариться, придется хорошенько исследовать все предания о себе самом, проехавшись по многочисленным монастырям и старцам. Иначе существует риск, что если он не будет соответствовать всем многочисленным псевдопророчествам о себе, его просто признают нелегитимным. Православные доподлинно знают, какие у него печати, какие штрих-коды, какой у него будет номер ИНН. Спросите у этих людей: вы послание Апостола Павла к Римлянам читали, или, например, к Ефесянам? Вряд ли... или очень давно, слишком много свеженького про антихриста пишут, некоторые люди просто увлечены антихристом!

Когда на различных встречах и семинарах мне задают провокационные вопросы на эту тему, я обычно говорю: «Если человек проповедует скорый приход антихриста, это означает, что он принадлежит к другому вероисповеданию, не к тому, к которому принадлежу я. Христианин подготавливает приход Христа, он говорит: «Христос придет! Придет в твое сердце, достучится до тебя если не радостями, то скорбями, Ей гряди, Господи Иисусе!». Проповедникам скорого прихода антихриста я говорю: ребята, это другая религия, я христианин, прошу прощения! Мне это не интересно. Моя задача — знать моего Господа Иисуса Христа, Его слово, Его учение, Его характер.

[39] Прот. Николай Балашов. Хотят ли духовные чада взрослеть? Община, XXI век, № 4 (29), май 2003.

[40] Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. СПб., 1994, .244

[41] Прот. Николай Балашов. Хотят ли духовные чада взрослеть? Община, XXI век, № 4 (29), май 2003.

[42] МОСКВА, 15.12.2004 - РИА "Новости", http://www.rian.ru/

[43] Святейший Патриарх Алексий II. Пастырское служение в современном мире. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года.

[44] Трудно не согласиться с мнением знакомых православных психологов: три-четыре года жизни в такой атмосфере приводят к серьезной личностной деформации человека. И, возможно, это неплохо, если человек сам, осознанно, сделал такой выбор. Гораздо печальнее, если подобная нездоровая приходская атмосфера была навязана ему как "единственно-спасительная", причем от имени Самого Господа Бога.

[45] Подробнее об этом см. Сборник "Искушения последних времен". Изд. "Даниловский благовестник", 2003 г.

[46] Заставляющий задуматься факт: в один из известных мне крупных монастырей для психологической помощи стали регулярно приглашать светских психологов. Я очень высоко ценю опыт и работу психологов-прак­тиков, но меня тревожит то, что сегодня многие монастыри уже не способны справляться с психологическими проблемами, возникающими внутри, собственными силами.

[47] Я специально обращаю внимание на авторов последнего времени, тех, которые ближе к нашим жизненным реалиям.

[48] Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым. Москва-Саратов, 2003г.

[49] Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым. Москва-Саратов, 2003, стр. 88-90.

[50] Святейший Патриарх Алексий II. Пастырское служение в современном мире. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 г.

[51] Из недавней беседы с одним знакомым священником: «На днях ко мне за советом приехала женщина, регент одного из московских храмов. Смущенно улыбаясь, она рассказала мне свою историю. Несмотря на то, что разрешение ее вопроса казалось, на первый взгляд, довольно несложным, слово пастырского совета как-то не давалось мне, а говорить «от ума» не хотелось. Я честно признался ей в том, что не знаю, что ей и посоветовать... Когда мы уже закончили беседу, она, как бы между прочим, поведала, что за пять лет своей жизни в Церкви успела разочароваться в четырех духовниках. Согласись я на ее уговоры, мне была бы уготована участь пятого».

[52] Фраза, прочно засевшая в сознании многих православных людей с синдромом отвержения. Давайте рассмотрим ее внимательнее. Псалом 115, стих 2: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь», а в славянском тексте это звучит еще крепче: «Аз рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Пророк Давид, разочарованный в людях, тем не менее, признает, что сказанные им слова опрометчивы, они сказаны в исступлении! Не стоит повторять ошибок пророка Давида, в которых он давно покаялся!

[53] Самый недавний случай. Безотказный парень, отличный семьянин, образцовый сын и внук, ответственный и ценимый начальством работник оказался на грани нервного срыва. Многочисленные родственники, дяди, тети, племянники, бабушки и дедушки, пользуясь его безотказностью, все больше и больше нагружали его просьбами о помощи в решении собственных бытовых проблем. Желая оставаться «хорошим родственником», он продолжал выполнять их просьбы и требования, полагая, что «если не он, то кто же?». В результате человек оказался на грани отчаяния, срыва и разочарования в жизни. Весь мир оказался окрашенным в мрачные тона. Причина такого состояния была осознана и принята как таковая не сразу: неумение сказать «нет», желание «быть хорошим», переоценка собственных сил. Но с каким трудом преодолевалось убеждение о том, что все дело не в его желании быть для всех хорошим, а в их постоянных требованиях помощи и заботы.

[54] Кстати, для безответственного человека характерно то, что он хорошо помнит все, сказанное по отношению к нему другими людьми, и обязывает их относиться к сказанным ими словам ответственно. Ему знакомо слово «ответственность». Но по отношению к другим, а не к себе.

[55] Знакомый психотерапевт рассказывал о своей работе с пациенткой, заболевшей раком. Одной из существенных составляющих, спровоцировавших ее заболевание, был многолетний страх заболеть этой болезнью. Другими словами, она представляла себя заболевшей раком, накладывала на этот образ свой страх и таким образом постепенно шла к тому результату, который получила до своего прихода к доктору. Наши убеждения чрезвычайно сильно влияют на наше душевное устроение и даже физическое состояние. См. об этом более подробно в главе "Ответственность и болезнь".

[56] Нередко приходилось слышать, как на предложение духовника стать более уступчивым, мягким, послушным некоторые не в меру ревностные люди отвечают отказом «участвовать в этом человекоугодии». Причина подобной псевдодуховной ревности одна: нежелание что-то менять в себе, ведь это означает признать, что человек считал правым и хотел слышать только самого себя, а это для человека гордого — непростая задача.

[57] Изд. «Свет Православия», 1999 г.

[58] Б.Кейд. В.Хэнлон. Краткосрочная психотерапия. Изд. НАПП. 1998г.

[59] Для краткости я буду употреблять «братия», «братство», подразумевая также «сестер» и «сестричество».

[60] Послушание — от «вслушиваться», «слушать».

[61] Смирение — от «мир», «мирность».

[62] Впервые опубликовано: Альманах ХРИСТИАНОС, № 13, Рига, 2004г., с.309-333.

[63] Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Изд. Паломник, 2000 г.

[64] Там же.

[65] William Glasser, Reality Therapy (New York, Harper and Row Publishers, 1975).

[66] Харольд Сейла. Совет за чашкой чая. Корбин, 1995 г.

[67] Александр Васютин. Здоровье не купишь. М., ЭКСМО, 2004 г., стр. 287-288.

[68] Подчеркнуто мной — и.Е.

[69] Р. Дилтс. Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье.

[70] Большим подарком для нашего Просветительского Центра был семинар Ольги Августиновны Соколовой, онкопсихолога, автора программы психологической реабилитации онкобольных «Школа Здоровья «Надежда», «Духовное и психологическое консультирование и сопровождение онкобольных», прошедший в Решме в апреле 2005 года. Семинар дал участникам не только теоретические знания, но и практические навыки консультирования. Как особо ценные участниками были отмечены темы:

* Специфические особенности консультирования онкобольных.

* Приемы и методы терапии персонала медицинских учреждений, занимающихся лечением онкобольных.

* Подготовка персонала медучреждений к работе в качестве консультантов для групп поддержки.

[71] Роберт Дилтс. Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье.

[72] Не иначе как следствием извращенного нравственного чувства можно охарактеризовать восхищенный рассказ послушника одного из современных крупных монастырей: «У нас наместник всех держит в строгости. Идет по монастырю — все по углам. Если кого встретит — прицепится за ерунду, будешь виноватым во всем... Даже иеромонахов смиряет. Всегда найдет к чему придраться. Чуть что — сто поклонов, а то и двести. Зато порядок!» Можно только предположить, как будет вести себя этот юноша, если сам (не дай Бог!) достигнет настоятельской должности.

[73] Гал. 6, 2.

Наши рекомендации