Психологический механизм коммуникативного воздействия на личность

 
  Психологический механизм коммуникативного воздействия на личность - student2.ru

Рисунок Г2 – Иллюстрация из книги Евгеньевой Т.В. «Технологии

социальных манипуляций и методы противодействия им.

Спецкурс по политической психологии. – СПб.: Питер,

С.

Глоссарий

Агитация– (лат. аgitatio – приведение в движение) – устная или печатная деятельность с целью политического воздействия на широкие массы.

Агрессивная толпа— толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве.

Адаптация слуха– приспособление содержания слуха к доминирующей в обществе кар­тине мира.

Активное восприятие – действия, направленные на получение информативного эмоционального сообщения от другого человека.

Анкета – ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа, ответы на которые позволяют получить определенные сведения о респонденте, его мнения, мотивы, установки.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний общего содержания духовной жизни человека.

Атрибуция– (лат. attributio – приписывание): а) интерпретация и определение индивидом побудительных причин своего поведения и действий других людей; б) установление авторства или источника информации (художественного произведения).

Аттитюд – социально-психологическая установка, внутренняя готовность человека к каким-либо действиям, например, к покупке рекламируемого товара.

Аттракция – (лат. attraho – притягиваю к себе) – при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого.

Аудитория– а) помещение для чтения лекций; б) устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей. А. ­– слушатели радио, зрители телевидения, которым адресована передача или те из них, которые реально охвачены радио- и телекоммуникацией. А. может возникать, кроме того, на основе общности форм, способов и каналов удовлетворения потребностей в коммуникации.

Аффект -бурная кратковременная эмоция, возбуждение, возникающее, как правило, в ответ на сильный раздражитель.

Аффинити – эмоциональный фон в процессе коммуникации. Понятие введено Л.Роном Хаббардом.

Аффилиация–(англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

«Белая» пропаганда– открытое признание источником существования субъекта.

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Бихевиоризм – направление психологических исследований, изучающее поведение людей как совокупность ответных реакций на действие внешней среды. Основатель Джон Б.Уотсон (1878-1958) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных (скрытых) реакций в схеме «стимул – реакция». Бихевиористы в радикальной форме сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм, и реакциями на них. Закрепление реакций, по мнению Уотсона, подчиняется «закону упражнения» - многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции.

Вербальные знаки– слова.

Восприятие– процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Воображение -представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек»; способность сознания создавать образы, представления и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Виды воображения: активное; пассивное; продуктивное; репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Внимание–процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Внушение– система слов или зрительных образов, стимулирующих некритическое вос­приятие и усвоение информации.

Вытеснение (подавление, репрессия)–один из механизмов психологической защиты. Это активный процесс устранения из сознания тех импульсов, идей и представлений, которые несовместимы с установками личности. Вытеснению могут быть подвергнуты также инстинктивные проявления и аффекты. Когда вытесняется та или иная идея, сопутствующий ей аффект переносится на иную идею, присутствующую в сознании, при этом связь этих идей может быть отдалённой. Если, напротив, вытеснению подвергается аффект, идея сохраняет своё место в сознании и связывается с иным, иногда противоположным по знаку аффектом.

Гармонизация– один из принципов психологии рекламы и массовой коммуникации, заключающийся в стремлении избежать расхождений свойств товара с представлением о нем, создаваемым с помощью рекламы, или же с представлениями об организации и лидере, формируемыми с помощью каких-либо средств коммуникации.

Глоссарий–это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Часто располагается в конце книги.

Декодирование- расшифровка сообщения (сигнала).

Деструктивный – неэффектный, неплодотворный, разрушительный, неблагоприятный.

Дискурс - (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus ’бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор’), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, - лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.

Заострение слуха– преувеличение масштабов события.

Запоминание – (англ. retention) – перевод информации на какой-либо носитель в целях ее архивирования и последующего использования.

Заражение(эмоциональное заражение) – система приемов формирования эмоциональ­ного состояния. В социальной психологии – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции (см. Толпа; Паника массовая). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако вышедшее из-под контроля обоюдное З. приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы.

Знак– наименьший элемент коммуникации внутри определенной языковой системы, единой для источника и получателя.

Идентификация–(лат. identifico — отождествлять): в философии – установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков, опознание. Идентификация в психологии – вид психологической защиты.

Индивид(от лат. individuum – неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности.

Индукция– метод исследования, целью которого является анализ движения знания от единичного суждения к суждению общему.

Интеракция – организация взаимодействия между людьми. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее взаимные изменения.

Интересы– предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления, коллективов. Интересы представляют главную движущую силу экономических субъектов.

Информационная функция слуха– восполнение недостающей информации.

Информационный конформизм– конформизм, вызываемый отсутствием информации, достаточной для формирования собственного мнения, когда человек вынужден прини­мать мнение, которое ему предлагают или навязывают.

Канализирование массовых настроений– направление массовой неудовлетворенности на конкретный политический объект или явление.

Код(франц. code, от лат. codex – свод законов) – система условных знаков (символов) для передачи, обработки и хранения (запоминания) различной информации. В качестве кодов могут выступать символы, формы, расположения, цвета, звуки и др.

Кодирование –1) операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. В коммуникативистике – перевод информации в удобную для передачи реципиенту форму в целях последующего декодирования и целевого использования; 2) преобразование передаваемого сообщения так, чтобы оно было непонятно для посторонних лиц, даже в случае его целевого перехвата. Коммуникативный процесс связан с процедурой так называемого кодирования и декодирования – процессом передачи идентичной информации и адекватного ее восприятия.

Конформизм– ориентация личности, проявляющаяся в действиях и выражающаяся в стремлении поступать как все (не обязательно при этом разделяя всеобщее мнение).

Конформизм авторитета– принятие человеком мнения группы или личности, которая воспринимается им как авторитет.

Конформизм страха– конформизм, диктуемый страхом оказаться вне общности, стать предметом насмешки, осуждения и т. п.

Кризис идентичности– утрата человеком представления о собственном «Я», о своем ме­сте в пространстве и времени и смысле существования.

Манипулирование(лат. manipulus (горсть, пригоршня), фр. manipulation) – а) действие рукой или руками при выполнении сложной работы; б) сложное, запутанное действие; ловкая проделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение; способы воздействия на поведение социальных групп и индивидов. М. – это идеологическое и социально-психологическое воздействие на чувства, мысли и действия людей во имя чьих-то интересов.

Маргинал –человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и трудно приспосабливающийся к новым условиям жизни. Личность, находящаяся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры.

Массовая коммуникация– систематическое распространение сообщений среди числен­но больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и по­ведение людей.

Массовые настроения– переход от непосредственного эмоционального переживания иреагирования к слабо осознанным суждениям, вырастающим из этих переживаний.

Миф – а)древнее народное сказание о богах легендарны героях, происхождении мира, явлениях природы; б) что-либо несуществующее на самом деле.

Мифологизация – использование имен с устоявшимся, общепризнанным содержанием для обозначения предметов, которые этим содержанием не обладают. М. осуществляется либо приспособлением известного термина к предметам, не соответствующим его содержанию, либо «конструированием» нового термина для обозначения якобы существующего явления.

Мотив – внутреннее движение или предпочтение действия, совершаемого в интересах устранения напряженности, удовлетворения потребности или желания, решения проблемы или восстановления чувства равновесия.

Мотивация – психологические предпосылки, обусловленные осознанными или неосознанными нуждами потребителей.

Мотивы очевидные – мотивы, которые люди ощущают, но иногда не желают признавать.

Мотивы рациональные – мотивы потребителей, оптимальные с их точки зрения. М.р. поддерживаются процессом принятия обоснованных решений с учетом своих интересов.

Мотивы скрытые – мотивы, которые люди не проявляют открыто.

Настроение–эмоциональное, обычно неосознанное отношение к тому, что помогает или, наоборот, мешает нам осуществлять наши потребности, воплощать в жизнь наши жела­ния.

Насыщение – в рекламе связях с общественностью – показатель необходимой степени распространения рекламного послания, при котором достигается запланированное воздействие на целевую аудиторию, конечной целью которого является покупка рекламируемого товара или услуги.

Невербальные знаки– жесты, мимика, интонация, направление взгляда, расположение субъекта в пространстве или взаиморасположение нескольких субъектов.

Невербальный – несловесный.

Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением.

Образ врага– элемент формирования и воспроизводства групповой идентичности.

Образ лидера– элемент формирования и воспроизводства групповой идентичности.

Образ мира– не зеркальное отражение в сознании человека и общества явлений и про­цессов действительности, а особая конструкция, формируемая такими институтами, как семья, школа или средства массовой коммуникации.

Общественность – особая форма воображаемого сообщества, где каждый его член может никогда лично не встречаться с другими, но представляет их себе как людей, разделяю­щих одинаковые с ним убеждения и оценки, полученные в результате восприятия сооб­щений одних и тех же каналов массовой коммуникации.

Опыт–знания, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Одно из основных понятий теории познания.

Паника массовая(от греч. panikon – безотчетный ужас) – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Паническая толпа– толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности.

Печатные каналы массовой коммуникации– каналы, использующие в качестве знаков слова письменного языка. Восприятие получателем сообщений происходит с помощью зрения.

Подражание– система приемов, стимулирующих некритическое воспроизводство пред­лагаемых образцов поведения.

Понимание(нем. verstehen) – психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения.

Потребности–форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.

Проекция(от лат. projectio – бросание вперед) – психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Радио– канал, использующий в качестве знаков устные слова, интонацию и шумы. Вос­принимается получателем исключительно при помощи слуха.

Рационализация(лат. rationalis – разумный) – 1) в психоанализе один из защитных механизмов личности, обеспечивающий блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека и формулировку более приемлемых для личности объяснений ее поведения; 2) бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны. Понятие Р. было введено Э. Джонсоном в 1908 г. и принято З. Фрейдом.

Релевантность (англ. relevancy, relevance – уместность) – в информациологии и коммуникативистике соотношение между запросами получателя информации и фактическим содержанием получаемой информации.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу.

Сглаживание слуха – исчезновение малозначимых деталей.

«Серая» пропаганда– совокупность способов сокрытия существования реального субъек­та коммуникации.

Семантический– смысловой, относящийся к значению слова.

Символ(от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. Изображение чайки на занавесе МХАТа — символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны — все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества — мира.

Слух– стихийная форма передачи информации по каналам межличностного общения.

Слух-желание– выражение наиболее значимых для общности ожиданий и надежд (же­ланий).

Слух-пугало– выраженные в конкретной форме типичные страхи и негативные прогно­зы.

Случайная толпа– толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием.

Сообщение– в массовой коммуникации – совокупность знаков.

Социальная атрибуция– приписывание реальным личностям или группам определенных (положительных или отрицательных) свойств, намерений или действий, возможно, не имеющих в реальности к ним отношения.

Социальная категоризация– отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к груп­пе (категории) подобных и уже известных ранее.

Стереотипы–устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружа­ющих предметов или явлений. Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г. Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип- это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Социальный стереотип -упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Стяжательская толпа – толпа, движимая желанием обладать теми или иными объекта­ми, участники которой вступают в конфликт между собой.

Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.

Телевидение – канал, использующий в качестве знаков слова, изображения предметов, весь набор невербальных знаков. Воспринимается получателем с помощью зрения и слу­ха.

Темперамент – совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности.

Толпа– бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

Толпа агрессивная – толпа объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.).

Толпа конвенциональная– толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного за­ранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций (конвенции).

Толпа окказиональная– толпа связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.).

Толпа паническая –толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

Толпа повстанческая –толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

Толпа стяжательная –толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т. д.).

Толпа экспрессивная– толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно (как правило, ритмично) выража­ют свое эмоциональное отношение к происходящему.

Толпа экстатическая –толпа,достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.).

Убеждение– не просто передача сообщения, но и его анализ, включающий систему ло­гических доказательств.

Установка– состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным об­разом на объекты действительности или на информацию о них.

Фасцинация – специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами; очарование.

Фрустрация – результат блокирования мотивации (стремления), не позволяющий индивиду или группе достичь цели.

Ценности – положения, которые определяют поведение и влияют на взгляды, мнения и предпочтения.

«Черная» пропаганда – приписывание конкуренту высказываний или оценок, противо­положных мнению большинства получателей.

Экспрессивная функция слуха – канализирование эмоций, циркулирующих в опреде­ленной общности (массе) людей.

Эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное сопереживание.

Public – общественность (не публика).

Public opinion – мнение общественности (не общества).

Наши рекомендации